petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Из слова святого Тихона Задонского

ЧТО ТЕБЕ ПРИНЕСЕМ? «Мы знаем, что ради нас Ты сошел на землю… с нами, бедными, бедствовал… а затем один за всех пострадал и умер и этим привел нас к Своему Бессмертному и Безначальному Родителю. <…> Не возгнушайся же и теперь окаянством нашим. Знаем мы Твою благость, и признаем, что ничего не можем принести Тебе за это. Ангелы приносят Тебе пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пустыня — ясли. А мы что? Нет ничего, ибо все, что и имеем, Твое. Твои — мы, Твой — храм, Твоими руками созданный, Твоею Пречистою Кровию возобновленный, но (увы нам!) опять растленный нашей окаянной волей и сделавшийся недостойный Тебя, Господа и Бога нашего. А наше что? Грехи наши — вот наш собственный плод, наше исчадие; сими мы богаты, сими, как бременем, мы отягощены, нося это тяжкое бремя без стыда. Однако со страхом и смирением приходим к Тебе, — приходим к Тебе как к Агнцу Божию, взявшему грехи всего мира, и с сим бременем повергаем к стопам Твоим “храм сей телесный весь осквернен”: подобно евангельской блуднице, устами с умилением прикасаемся к Твоим ногам и, не смея, как мытарь, глядеть на Тебя, взываем: Агнец Божий! возьми наше тяжкое греховное бремя и будь к нам милостив!

Будучи сами убоги и окаянны, вместо дара мы представляем Тебе Матерь, Пречистую Деву, Тебя Бога нам рождшую, честнейшую всех тварей небесных и земных, Которую Ты Сам избрал, как благоприятнейший дар от всего рода человеческого. Ее предстательством помилуй нас; Твоею благодатию возобнови растленный храм наш, очисти его невещественный Твоим огнем. Сердце чисто созижди в нас, Боже, и дух прав обнови во утробе нашей, и тако прииди и вселися в ны, и царствуй в нас и над нами одни со Отцем и Пресвятым Твоим Духом, никому не попуская владеть нами. Тогда и мы с радостию и веселием воззовем: обретохом Мессию, еже есть сказаемо: Христос. Аминь». Примечание (митрополит Вениамин Федченков). Прекрасно! Изумительно! Искренно! Но как покаянно! Вот, значит, и так можно чувствовать себя на Рождество… Что было с душою святителя Тихона?.. Это — его тайна… Но он говорил однажды, что готов бы не только отречься от архиерейства, но и монашества, снять все и «простым мужиком» ходить по белу свету. Однако, как ни умилительно, я снова должен отметать, что в понимании праздника следует отдавать несомненное преимущество церковному богослужению. И вот почему: проповедники вносят (весьма часто) личный элемент в свои слова и поучения, хотя иногда и прикровенно, и личное свое восприятие христианства… Или же состояние его паствы заставляет касаться вопросов непраздничного характера. Между тем Церковь в богослужении бесстрастно и с высоты благодатного откровения рассматривает и славословит праздник по самому существу его. А отсюда — вывод, что даже святоотеческие проповеди (а уж о других и говорить не стоит!) не могут являться первым истолковательным материалом, а именно богослужение, за Евангелием и посланиями, должно стоять на первом месте… Впрочем, из разных святых отцов понемногу можно извлечь почти все церковное богослужебное содержащие.

Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author