petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие от Матфея (на 6-м часе). Глава 2, 1‒12




Автор: священник Олег Стеняев

Толкование на сегодняшнее чтение (Мф. 2, 1‒12). Сегодня будем изучать вторую главу Евангелия от Матфея. Она записывается для библейского портала «Экзегет». И мы приступаем к изучению главы, которая начинается словами: Когда же Исус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2: 1–2). И ниже: Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф. 2: 3). Казалось бы, весть о том, что прийдёт Мессия, должна была вдохновить всех иудеев. Но когда до Ирода дошла эта информация, он встревожился, и весь Иерусалим вместе с ним, потому что эти люди создали свой мир, свой порядок, и вторжение Бога в их реальность могло это всё поменять в их жизни. Особенно Ирод опасался, что кто-то будет покушаться на его царское достоинство. Ведь Ирод Великий (как он называется в истории за то, что он реконструировал Второй Храм) был очень подозрительный человек. Он не был евреем, он был идуменянин, и он понимал как бы нелегитимность своего положения. И он опасался, что кто-то может его свергнуть. Жертвами его подозрительности становились даже его ближайшие родственники, которых он уничтожал, думая, что они покушаются на его царское достоинство.
Конечно, здесь поражает то, что в Иерусалим приходят волхвы с востока. Вы представьте себе, если бы в Москве появились какие-нибудь брахманы, кришнаиты и сказали бы: «Мы видели знамение на востоке, вот пришли в Москву что-то узнать» – с каким бы скептицизмом к ним отнеслись. И конечно же, евреи того времени тоже не могли понять: а с чем это связано, что хотят сказать эти люди, которые не представляют традицию Израиля? И что за звезда привела их в Святой город? Блаженный Феофилакт объясняет, что под видом звезды по небу перемещался Ангел Божий. И Феофилакт объясняет, что звёзды так по небу не ходят, как Вифлеемская звезда: то она движется, то останавливается, то меняет направление, то приближается и так далее. То есть это было чудесное явление Ангелов языческим волхвам за какие-то их личные нравственные качества. Библия не отказывает даже язычникам в нравственных качествах. Когда апостол Павел в Послании к Римлянам пишет, что язычники, не имея закона, но по природе закона делая, – тем самым обнаруживают, что закон Божий написан в их сердцах, о чём свидетельствует совесть их. Итак, услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2: 36). То есть книжники и первосвященники обращаются к пророческим текстам и указывают на Вифлеем. По-еврейски Вифлеем – это Бейт-Лехем, то есть «дом хлеба». И конечно, очень знаменательно то, что тот Колос, который евхаристически напитал всю вселенную Своим Телом и Своей Кровью, наш Спаситель, рождается в городе, который называется «дом хлеба», Бейт-Лехем, или Вифлеем. И мы читаем о действиях Ирода: Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (Мф. 2: 7). Что же это было за время появления звезды, которое он выведал? Далее мы увидим, что он издаст приказ перебить всех младенцев от двух лет и ниже. Почему от двух лет и ниже? Потому что он выведал от волхвов, что звезда появилась на их небе два года назад. Но он не знал: то ли Христос родился два года назад, то ли Он должен родиться к тому моменту, когда волхвы пришли в Иерусалим, и оттуда должны будут двинуться в Вифлеем. Поэтому позже он даст приказ, чтобы избить всех младенцев от двух лет и ниже. Хотя внешне он прикидывается, смотрите: и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему (Мф. 2: 8). Он прикидывается богобоязненным человеком, который как бы тоже ожидает пришествия Христа Мессии и готов отправиться вслед за ними в Вифлеем, чтобы поклониться Ему. Но в его голове совсем другой замысел – он хочет уничтожить Богомладенца Христа Исуса. Мир не готов к тому, чтобы приветствовать пришествие Господне в реальность этого мiра. И мы знаем, что Христос рождается в очень скромной обстановке, ибо Святое Семейство оказывается в Вифлееме по той причине, как подробно сообщается в Евангелии от Луки, что была объявлена перепись населения по всей Римской империи, и каждый должен был прийти в тот населённый пункт, откуда родом происходил от своих изначальных предков. А так как Иосиф и Мария были из дома царя Давыда, они должны были прийти в Вифлеем. В город в это время пришло очень много людей, и все гостиницы были переполнены. И для Святого Семейства не нашлось никакого места, кроме пещеры, которая служила местом загона для скота (потому что это зима, зимой пастбищ не было, но были загоны для скота, где пастухи охраняли овец, зимовавших в этих пещерах). Действия волхвов: Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Блаженный Феофилакт рассуждает: если звезда светит над каким-то местом, то всем живущим в этой местности кажется, что она светит над их головой. Что значит звезда остановилась над местом, где был Младенец? Она предельно приблизилась к Земле, то есть к тому месту, где родился Богомладенец Христос – к пещере, которая была местом загона для скота. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великой, и вошли в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2: 10–11). Золото они Ему приносят как царю, ладан – как Господу, а смирну – как человеку, которому предстоит умереть. Ибо в те времена именно из смирны делался специальный бальзам для натирания умершего тела, для бальзамации тела умершего человека. Мы видим, что волхвы были посвящены в удивительные тайны, и сами их дары это обнаруживают. В Евангелии от Луки рассказывается о том, что в пещеру, где родился Христос, приходят не только волхвы, но и простые пастухи, которые рядом оберегали своих овец. И таким образом у ног Богомладенца Христа Исуса встречается человеческая мудрость в лице волхвов и человеческая простота в лице пастухов. И далее мы читаем: И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф. 2: 12). То есть они возвращаются в Вавилон.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

  • Св. Иоанн Лествичник

    Автор: Священномученик Сергий Мечёв Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас…

  • «Лествица райская»

    Автор: священномученик Сергий Мечёв Святая Церковь, вводя нас в самую главную часть Святого Поста — в дни поклонения Св. Кресту и говоря:…

  • Слово въ Недѣлю четвертую Великаго поста

    Авторъ: св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ…

Comments for this post were disabled by the author