petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 6 января (24 декабря)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Преподобномученица Евгения и другие с ней. Дочь Филиппа, епарха всего Египта. Родилась в Риме. В то время христиане были изгнаны из Александрии и жили за городом. Девица Евгения посещала христиан и всем сердцем приняла их веру. Ушла она от своих родителей вместе с двумя своими верными евнухами, крестилась у епископа Елия и, переоблачившись в мужскую одежду, поступила в мужской монастырь, где приняла иночество. Настолько очистила она свое сердце добровольными подвигами, что приняла от Бога благодать врачевания больных. Так, исцелила она некую богатую женщину Меланфию. Однако после этого та женщина вознамерилась соблазнить Евгению к плотскому греху, не подозревая, что она не мужчина. Но так как Евгения решительно отвергла ее домогательства, то та злая женщина, с[недаемая чувством] мести, пошла к епарху и оклеветала Евгению точно так же, как некогда жена Пентефрия возвела неправду на целомудренного Иосифа. По приказу епарха всех монахов, включая и Евгению, заковали в кандалы и бросили в темницу. Однако когда ее вывели на суд, святая Евгения открыла своему отцу, что она – его дочь! Тогда обрадованный Филипп крестился со всем своим домом. <…> Услышав об этом, римский император послал некоего вероломного воеводу Теренция, который, прибыв в Александрию, тайно убил Филиппа. После этого святая Евгения вместе со своей матерью и братьями переселилась в Рим. В Риме бесстрашно и ревностно обращала она язычников – особенно девушек – в правую веру. Так, привела она ко Христу и некую красивую девицу Василию. Вскоре эта Василия – как и предсказала ей святая Евгения – была обезглавлена за Христа. Приняли тогда мечное усекновение и оба вышеупомянутых ее евнуха, Прот и Иакинф. Наконец и для святой Евгении настало время мученической кончины. От ее приближения упал и разрушился храм богини Дианы. Мучители бросили ее сперва в воду, а затем в огонь, но Бог спас ее. В темнице явился ей Сам Господь Исус Христос и сообщил, что пострадает она в самый день Его Рождества. Так это и свершилось. Отрубили ей голову мечом 25 декабря 262 года в Риме. После смерти святая Евгения явилась своей матери в великой славе и утешила ее.
2. Прп. Николай воевода (монах). Некоторые полагают, что сей великий святой был по происхождению славянином. В правление царя Никифора Николай служил воеводой, командуя той частью армии, которая отправилась на войну с болгарами. По пути [на поле битвы] Николай переночевал в некой корчме, где подвергся немалому искушению и видел странный сон. Этот сон полностью сбылся на войне, когда в 811 году греки потерпели страшное поражение от болгар. Николай спасся [от гибели] – и в благодарность Промыслу Божию оставил военную службу и принял монашество. Долго подвизаясь, взошел он на такую ступень совершенства, что стал великим Божиим угодником и прозорливцем. Мирно упокоился в IX столетии и переселился в блаженное Царство Владыки Христа.
Евгения дева трудилася много,
Себя предала на служение Богу.
Жизнь тленную Царству пожертвовав вечному,
Сердце вручила Творцу безконечному.
Врага одолев безпримерным терпением,
Она уповала на воскресение, –
Со Ангелы ныне она торжествует,
На небе в обителях Божьих ликует.
Бог, чистая дева, тебя просветил –
Заступницей будь нам пред Господом Сил.
Рассуждение. Победа над искушением – это победа над смертью. Сие доказывается и знаменательным событием, имевшим место со святым воеводой Николаем. Когда направлялся он в составе войска царя Никифора против болгар, довелось ему по пути заночевать в придорожной корчме. У ее содержателя была дочь-девица, которая, пленившись внешней красотой царского военачальника, стала соблазнять его на грех. Николай отверг ее в первый раз, сказав ей, что дело, к которому она его понуждает, сатанинское. Но бесстыдная девица вошла и во второй, и в третий раз в комнату воеводы, склоняя его к нечистой связи. Воевода еще решительнее отринул ее и во второй, и в третий раз, увещая ее блюсти свое девство и не предавать диаволу и тело свое, и душу. В конце концов, добавил Николай, [ведь] он воин и идет на битву, а потому недостойно и опасно для ратника оскверняться таким беззаконием, которое прогневает Бога, а его самого приведет к верной смерти. Так сей боголюбивый муж победил искушение. Наутро двинулся он с войском дальше. А в следующую ночь удостоился такого видения: стоит он на некоем широком поле и видит близ себя некого могучего человека – сидит тот, положив правую ногу на левую. Перед ними в поле стояли одно против другого два войска: греческое и болгарское. Оный исполин велел ему внимательно наблюдать за тем, что́ сейчас произойдет. Николай [пристально] смотрел и увидел следующее. Пока сей богатырь держал правую ногу на левой, греческое войско одолевало болгар, а когда изменил он позу и закинул левую ногу на правую, тогда болгары навалились всеми силами и ужасно порубили греков. Затем сей гигант подвел воеводу поближе к перебитому греческому войску. Все поле было сплошь покрыто трупами, и лишь посреди них зияло пустое место – точь-в-точь для одного человеческого тела. Тогда оный могучий человек поведал Николаю, что это пустое место было предназначено для его тела, но так как в прошлую ночь он трижды победил диавольское искушение, то тем самым спас от смерти и тело свое, и душу. Наблюдаемое в ночном откровении Николай с точностью узрел и наяву, во время сражения. Все греческое войско полегло на поле брани, а [сам] Николай вернулся домой живым; но затем отправился [уже] не в казарму, а в монастырь. Созерцание. Да созерцаю собор (лик) праотцев, пророков и праведников на небесах, а именно: 1) как до пришествия Христова исполнили они закон Божий; 2) как предвестили они Владыку Христа – будь то словом или образом своей жизни; 3) как ныне ликуют они в Царстве Христовом. Проповедь о праведном Иосифе. Иосиф же муж Ее, будучи праведен... поступил, как повелел ему Ангел Господень (Мф. 1: 19, 24). Должно бояться Бога больше, чем людей, и слушаться Бога больше, чем людей. Это – наука жизни праведного Иосифа, родственника и защитника Пресвятой Девы Марии. Жил он на переломе между законом и благодатью – и был верен закону, пока не явилась благодать. Когда же явилась новая благодать Божия, стал он верным [и преданным] благодати. Повинуясь слову закона Божия, он захотел отпустить Пресвятую Деву, когда зачала Она Спасителя міра в Своей пречистой плоти. Но когда Ангел известил его, что Мария зачала от Духа Святаго, он переменил свое намерение и не отпустил Ее, но поступил, как повелел ему Ангел Господень. Не домысливал он ничего от себя, но слушал волю Божию. За это Господь и удостоил его великой славы и на земле, и на небе. Тихо и тайно послужил он Богу, а Бог прославил его явно. И не только он сподобился Царствия Божия, но и его сыновья и дочери. Кто бы из отцов желал чего-то большего, нежели чтобы сын его был Христовым Апостолом? А у Иосифа такими стали два сына. Так Бог прославляет боящихся Его и внимающих Ему. О Господи великий, Боже праведного Иосифа, помоги и нам, грешным, любить Твою правду и Тебя единого страшиться. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author