petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святитель Николай Сербский: 27 (14) декабря

Автор: святитель Николай Сербский

1. Свв. мученики Фирс, Левкий и Каллиник. Святые Фирс и Левкий были честными гражданами Кесарии Вифинийский; второй был крещеным, а первый – оглашенным христианином. Каллиник же был идолослужителем.
Когда Кумврикий, наместник императора Декия, стал беспощадно мучить и убивать христиан, выступил пред него бесстрашный Левкий и, обличая его, сказал: «Зачем сам ополчился ты на свою душу, о Кумврикий?» Разгневанный судья приказал тотчас бить его и истязать, а затем обезглавить мечом. Израненный Левкий весело шел на усечение, как на свадьбу. Видя кончину храброго Левкия, блаженный Фирс воспламенился Божественной ревностью и, как и Левкий, предстал пред судьей и упрекнул его в злодеяниях и в неверии в истинного Бога. [За это] и он подвергся бичеванию, а затем был брошен в темницу. Невидимая рука Божия исцелила его от ран, отворила ему врата каземата и вывела наружу. Фирс немедленно пошел к кесарийскому епископу Филею, чтобы тот его крестил. После крещения был он снова схвачен и мучим, однако терпел пытки, перенося их, как во сне, а не наяву. Силой его молитвы попадали многие идолы. При виде этого идольский жрец Каллиник обратился в Христову веру. И его, и Фирса приговорили к смерти. Каллиника усекли мечом, а Фирса положили в деревянный ящик, чтобы перепилить его пилой. Однако сила Божия не допустила сего, так что пила не смогла даже оцарапать дерево. Тогда святой Фирс встал из ящика, помолился Богу, благодаря Его за мучения, и мирно предал дух Господу своему. В конце IV века кесарь Флавий построил близ Царьграда храм в честь святого Фирса и положил туда его святые мощи. Сей святой явился в видении царице Пульхерии и заповедал ей, чтобы поместила она мощи 40 мучеников рядом с его мощами. 2. Свв. мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и другие. В правление Диоклетиана некий судья Ариан жестоко мучил христиан в Египте. Схватил он и Аполлония и пригрозил ему пытками. Тот, испугавшись страданий, подкупил некоего известного музыканта Филимона, язычника, чтобы, закутавшись в его одежду, принес он вместо него жертву идолам. Но когда Филимон подошел к идолам, внезапно воссиял в его сердце свет Христовой веры, и он осенил себя крестным знамением. Затем вышел он [к народу] и стал кричать: «Я христианин! Служитель Христа, Бога живого!» Услышав это, судья улыбнулся, полагая, что Филимон издевается над христианами. [Но Филимон повторил свое исповедание веры] За это подвергли его жестоким истязаниям. Сошел на него дождь с неба и крестил его. В конце концов и Филимон, и Аполлоний были, по приказу судьи Ариана, обезглавлены. Но после этого и сам Ариан стал христианином, чудесно вылечив свой слепой глаз на гробнице святого Филимона. Императором Диоклетианом [Ариан] был приговорен к смерти и казнен вместе с четырьмя воинами, которые также объявили себя христианами.
Вы, Христа Спасителем искренне признавшие,
Чтоб избавить душу – тело палачам предавшие,
На́ небе поющие Господу осанну, –
Церковь прославляет ваши муки неустанно.
Помолитесь, славные мужи добропобедные,
Да рассеет Бог над нами тучи душевредные.
О блаженный Левкий, Фирс и Каллиник почтенные,
Филимон и Аполлоний, вой дерзновенные,
Вы мученья лютые и тяжкие подъяли,
Но удел небесный, превосходнейший стяжали.
Помолитесь, дивные светильники Христовы,
Чтобы Церковь выстояла в жизни сей суровой.
Вы, любовь познав, ее на небе обрели –
Истинную, что недостижима для земли;
Лицезрели ясно ее в ра́спятом Христе,
Обагренном кровью и страдавшем на кресте,
Ныне вы близ Бога; на лице Его взираете
И о нас, земных, Владыку неба умоляете.
Рассуждение. [Существуют] три вида похвальной ревности: ревность к очищению себя от греховных вожделений и помыслов, ревность по истине веры и ревность по правде Божией среди людей. Все эти три [рода] ревности наполняли душу святителя Николая Чудотворца до совершенства. Ревность к очищению себя являл он всю свою жизнь, неустанно бодрствуя над своим сердцем. Ревность по истине веры показал он особенно на Первом Вселенском Соборе в Никее, когда произошло у него ожесточенное столкновение с Арием. Ревность по правде Божией среди людей проявил он нарочито в двух широко известных случаях, когда спас невинных узников от смертной казни (оба раза – по три человека). Однажды, в отсутствие его в городе Миры, сребролюбивый воевода Евстафий приговорил трех обвиняемых к усекновению мечом, получив за это взятку от кого-то из их врагов. Извещенный об этом, святитель Николай со всей поспешностью прибыл в Миры. Осужденных уже вывели на место казни. Палач уже занес меч над неповинными людьми. В тот же миг святитель Николай схватился за меч, вырвал его из рук палача и освободил узников. Затем укорил он воеводу Евстафия – так что тот устыдился и пришел к покаянию. Точно так же перед цареградским епархом Евлавием были оклеветаны царские военачальники Непотиан, Урс и Ерпилион. Царь подписал им смертный приговор. Накануне дня казни все три военачальника помолились Богу со словами: «Боже Николая, избави нас, невиновных, от смерти!» В ту же ночь святитель Николай явился во сне царю и епарху, обличил их в этой несправедливости и повелел немедленно освободить трех военачальников из заточения. На следующий день царь и епарх поведали друг другу одно и то же ночное видение и тотчас отменили смертный приговор и вывели воевод из темницы на свободу. Созерцание. Да созерцаю послушность Аврама Богу, а именно: 1) как послушал Аврам Бога, когда Господь заповедал ему выйти из родной земли, и из своего рода, и из дома своего отца (Быт. гл. 12); 2) как повиновался он Богу, когда Господь повелел ему принести в жертву Исаака, единственного сына (Быт. гл. 22). Проповедь о Иакове. Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась [в серб.: спаслась] душа моя (Быт. 32: 30). Бог Авраама и Исаака был и Богом Иакова, Богом верных, послушных, милостивых и кротких. Иакова можно назвать кротким боговидцем. Ибо поистине был он кроток, и лицезрел Бога, и беседовал с Богом, и видел Божиих Ангелов и лествицу от земли до неба. Кротостью победил он Лавана, своего тестя, и Исава, своего брата; кротостью внес мир посреди своих жен, Лии и Рахили; за кротость был он дорог и приятен фараону. Кротость Иакова – это прообраз Христовой кротости. Блаженны кроткие, – сказал Господь, – ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5). Эти слова исполнились и на Иакове. Унаследовал он землю своих отцов; его потомство освободилось из Египта и вступило в наследие земли обетованной; а через посредство Владыки Христа, своего потомка по плоти, стал он наследником всей земли. Это – Церковь Божия, распространившаяся по всему свету. Я видел Бога лицем к лицу. Иаков лицезрел Бога в облике человека, а не как подлинного человека. Видение сие – лишь предвестие истинно воплощенного Бога как человека. И душа моя сохранилась. Спаслась душа моя от страха и сохранилась от всякой неправды. Но если Иаков спасся, видя лишь образ Бога, то насколько легче спастись нам, ве́дущим Бога как истинного человека, как Богочеловека. О Господи кроткий, сила и слава кротких, как спас Ты Иакова Своим образом, [так] спаси и нас Своей истинной Плотью и Кровью. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.


Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author