petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Святая мученица Лукия Сиракузская, дева

Святая мученица Лукия [греч. Λουκία] († 303 или 304), Сиракузская. Греч. Мученичество было написано в первые десятилетия V в. Сохранились также его переработанные и сокращенные версии: вариант с кратким предисловием, эпитома, эксцерпция. В IX в. на основе Мученичества сиракузским агиографом был создан панегирик. В XII в. Иоанн Цец посвятил Лукии Похвальное слово. Неизданной остается «Похвала городу Сиракузам по причине святой Лукии». Лат. Мученичество, переработка греческого, было создано в VI в. В VII в. оно было известно св. Альдхельму (ок. 640-709), который изложил историю Л. в прозе («Трактат о девстве») и в стихах (поэма «О похвале девам»). На этом же Мученичестве основывался Беда Достопочтенный при составлении заметки для своего Мартиролога в 1-й пол. VIII в. (сохр. в составе Мартиролога Флора сер. IX в.). Более подробно история мучения Лукии изложена в Мартирологе Адона Вьеннского 2-й пол. IX в. Св. Лукии посвящен ряд стихотворных произведений: автор одного из них: аббат, имя которого начиналось с буквы Г, другой: Сигиберт, монах из Жамблу, † 1112), «Золотая легенда» Иакова из Варацце, автор ещё одного: Баттиста Мантуано, а также сочинения, написанные в связи с перенесением мощей Лукии или с чудесами мученицы: письмо лютбургским монахам о перенесении руки Лукии; Слово монаха Сигиберта из Жамблу на перенесение руки Лукии из Меца в монастырь Лютбург; Сказание о перенесении мощей Лукии в 1204 г. в Венецию; Чудо в Вероне в 1308 г.; Чудо в Сиракузах в 1367 году.

Мученичество (слева: Мученичество Лукии Сиракузской. Миниатюра из Минология Василия II; 1-я четв. XI в.). Святая Лукия жила в Сиракузах и происходила из знатной семьи. Однажды она вместе с матерью, 4 года страдавшей от кровотечения, отправилась на поклонение мощам мученицы Агафии в Катану (ныне Катания). Они просили святую об исцелении, и та услышала их молитвы. Явившись Лукии, Агафия назвала ее «девой Божией» и предрекла, что она угодит Богу, сохранив девство и приняв мученический подвиг. Св. Лукия расторгла помолвку и уговорила мать раздать все имение убогим и нищим. Разгневанный жених донес градоначальнику Пасхазию, что Лукия христианка. Дева была схвачена и приведена к правителю. Видя ее твердость в вере, тот велел св. Лукии принести жертвы идолам, а если откажется, отдать ее на поругание в блудилище, где она будет подвергаться насилию до тех пор, пока не умрет. Но когда Пасхазий приказал вести Л. на бесчестие, никто не мог сдвинуть ее с места. Хотя деву опутали веревками, за которые тянули несколько пар волов, она стояла «непоколебимо как гора». Градоначальник приказал развести вокруг Лукии громадный костер, но она, призывая в молитвах Христа, осталась невредима. Тогда Пасхазий велел обезглавить св. Лукию. Перед смертью мученица предсказала, что скоро гонители христиан Диоклетиан и Максимиан будут посрамлены и в Церкви водворится мир. В латинском Мученичестве Пасхазий приказал пронзить св. Лукии сердце и удалился в свой дворец. Смертельно раненная святая поучала собравшийся народ. В этот момент из Рима пришел указ арестовать Пасхазия за многочисленные злоупотребления. Скованного градоначальника повели на суд мимо мученицы, которая оставалась живой до тех пор, пока не пришел священник и она не причастилась Св. Таин. После этого св. Лукия предала свою душу Господу. Обычно смерть св. Лкуии датируют 303 или 304 г., однако некоторые исследователи считают, что она была казнена в 307 или в 310 г. на основании пророчеств мученицы: «Диоклетиан потерял власть, Максимиан сегодня умрет, и Церкви скоро будет дарован мир» (Диоклетиан отрекся от власти в 305, Максимиан скончался в 310, а Никомидийский эдикт, легализовавший христианство, был издан в 311). Колонна, у которой претерпела мученичество св. Лукия, находится внутри церкви Санта-Лучия-фуори-ле-Мура. Справа из пресвитерия лестница ведет в восьмигранное полуподземное помещение, называемое Капелла-дель-Сеполькро-ди-Санта-Лучия, где она была похоронена. Под остальной частью церкви и под примыкающими к ней монастырскими постройками расположены катакомбы III в. Почитание святой Лукии. Самым ранним свидетельством почитания св. Лукии является обнаруженная в катакомбах Сан-Джованни в Сиракузах надпись кон. IV -- нач. V в., в которой говорится о том, что некая Евския скончалась на праздник святой Лукии. Из письма свт. Григория Великого, папы Римского, известно, что во 2-й пол. VI в. в Сиракузах существовал посвященный св. Лукии монастырь. В кон. VI в. почитание св. Лукии распространилось в Риме, здесь ей были посвящены ораторий рядом с гостиницей Анихий (лат. Anichiorum от греч. ᾿Ανίκιος) и монастырь. Свт. Григорий Великий добавил в число поминаемых в каноне службы святых имена святых мучениц Агафии и Лукии. В VI в. имя святой Лукии было включено в каноны Милана и Равенны, а ее изображение присутствует на мозаиках Сант-Аполлинаре-Нуово (60-е гг. VI в.). Также имя святой было внесено в Григория Сакраментарий, а впоследствии в календари и Мартирологи (например, в малый Римский Мартиролог середины IX в.). К святой Лукии обращались за помощью от глазных болезней. Святая с древности считается покровительницей Сиракуз. В день ее памяти на Сицилии готовили кутью и кормили бедных выпечкой, которая называлась «глаза святой Лукии». Помимо Италии праздник святой Лукии торжественно отмечался и в других странах Европы. Из-за календарной близости к зимнему солнцестоянию день памяти святой Лукии в Скандинавии стал отмечаться как праздник света и сопровождаться шествиями с зажженными свечами (имя Лукия происходит от лат. lux -- свет). В 1-й четверти VIII в. сполетийский герцог Фароальд II (703--724) во время похода на Сицилию увез мощи святой Лукии из Сиракуз. Они были помещены в Корфинии (близ совр. Корфинио, обл. Абруццо). Между 970 и 972 гг. еписклоп Мецский Теодорих, сопровождавший в Италии своего двоюродного брата императора Оттона I, перенес их в Мец. В 1042 г. рука мученицы была подарена императору Генриху III для монастыря Лютбург. Согласно другой версии, в 1038 г. мощи св. Лукии увез в Константинополь византийский военачальник Георгий Маниак, а после захвата ККонстантинополя крестоносцами в 1204 г. дож Энрико Дандоло отправил их в Венецию, где они хранились в церкви Сан-Джорджо-Маджоре, в 1280 г. в церкви Санта-Лучия у начала Большого канала, а в 1860 г. в церкви пророка Иеремии. В 1513 г. венецианцы подарили французскому королю Людовику XII главу св. Лукии, которая была помещена в кафедральном соборе Буржа. Однако другие источники утверждают, что хранящаяся в Бурже глава была привезена из Рима, куда она попала из Корфиния, где осталась основная часть мощей.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author