petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 23 (10) декабря

Автор: святитель Николай Сербский

1. Свв. мученики Мина, Ермоген и Евграф. Мина и Ермоген были родом из Афин. Оба жили в Византии [городе, на месте которого был построен Царьград. – Пер.], пользуясь великой честью и пред императором, и пред народом. Мина славился своей немалой ученостью и красноречием; по виду казался он язычником, в сердце же своем был убежденным христианином. Ермоген был городским епархом и держался язычества как совне, так и изнутри, хотя отличался милосердием и творил много добрых дел. Когда в Александрии между христианами и язычниками возникла распря, император Максимин отправил туда Мину, чтобы усмирил он возмущение и истребил христианство в том городе. Мина прибыл и восстановил мир, однако объявил себя христианином и своей речистостью и многими чудесами обратил немало язычников в правую веру. Услышав об этом, царь послал Ермогена, чтобы Мину казнить, а христианство подавить и уничтожить. Ермоген вывел Мину на суд, отрубил ему стопы и язык, выколол глаза, а затем бросил в темницу. В темнице явился Мине Сам Господь Иисус Христос – исцелил Он и утешил Своего страдальца. Увидев чудесно уврачеванного Мину, Ермоген крестился и начал проповедовать могучую веру Христову. И был Ермоген рукоположен в епископа Александрии. Тогда разгневанный Максимин сам отправился в Александрию, где подверг Мину и Ермогена жесточайшим мучениям, которые они, укрепляемые Божией благодатью, мужественно вынесли. Видя доблесть этих Христовых воинов и совершающиеся над ними Божии чудеса, явился пред судилищем Евграф, секретарь и друг святого Мины. Он прокричал в лицо царю: «И я христианин!» Царь взбесился, выхватил меч и зарубил святого Евграфа. Затем, по повелению царя, палачи обезглавили святого Мину и святого Ермогена. Их святые мощи, вверженные в море, чудесным образом доплыли до Византия, где епископ, приняв об этом откровение во сне, торжественно встретил их и с честью поместил до времени в тайном месте.

2. Прп. Ангелина и св. Иоанн, деспот Сербский. Дочь албанского князя Георгия Скандербега и супруга Стефана, деспота Сербского, сына Джюрджева [то есть сына сербского деспота Георгия Бранковича]. Вместе со своим мужем терпела тяготы изгнания, разделяя с ним все горести жизни как в Сербии, так и в Албании и Италии. Своих сыновей, Максима и Иоанна, воспитала она в подлинно христианском духе. По кончине своего супруга приняла монашество и всецело предала себя молитве, делам милосердия и воссозданию святых храмов. Верная супруга, превосходная мать и совершенная христианка, она поистине заслужила честь именоваться «матерью Ангелиной», как народ и доселе ее величает. Ее чудотворные мощи вкупе с мощами ее праведного мужа Стефана и достигших святости сыновей, Максима и Иоанна, почивают в монастыре Крушедол (если их не уничтожили турки). Преподобная Ангелина упокоилась в начале XVI века и перешла в бессмертное Царство. [Жизнь сербского деспота Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. Стефан и Ангелина жили в любви и согласии и имели двоих сыновей, Георгия (принявший постриг с именем Максима и достигший святости в сане святителя († 1516)) и Иоанна, и двух дочерей, Мару и Милицу. Около десяти лет, скрываясь от турецкой расправы, семья провела в итальянской области Фурлании. Здесь святой Стефан вместе со своей сестрой Катариной купил замок Белград, где и преставился. Святая Ангелина постриглась в монахини около 1509 года, а может быть и ранее, по прибытии в Срем. В 1512‒1516 годах, после возвращения из Валахии, она основала женский монастырь около выстроенной ею церкви Сретения. Еще в 1509 году она отправила своего духовника Евгения к русскому великому князю Василию III с трогательной просьбой о помощи: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». В своем прошении она говорила о желании выстроить церковь, где намеревалась упокоить мощи своего супруга Стефана и сына Иоанна. Место для церкви к тому времени было уже куплено за 100 дукатов. Русский князь отозвался на ее просьбу, кроме церкви были построены также кельи для монахинь, и появился Крушедольский монастырь, в котором св. Ангелина стала настоятельницей и где провела свои последние дни в молитвах над мощами супруга и сыновей. Скончалась в 1520 году. В службе преподобной Ангелине говорится о ее поистине мужской стойкости, безграничном милосердии, терпении и мудрости, супружеской преданности и материнской жертвенности. Годами приходилось ей жить на чужбине, без близких, на ее долю выпала тяжкая участь пережить не только мужа, но и всех детей и несколько раз бережно переносить их святые останки.] 3. Св. мученик Гемелл. Почтенный гражданин Анкиры. Когда царь Юлиан Отступник прибыл в этот город, Гемелл вышел пред него и всенародно обличил его в богоотступничестве. За это его подвергли мучениям и распяли на кресте. Было это в 361 году. Когда святой Гемелл страдал на кресте, с неба послышался глас: «Блажен ты, Гемелл!» 4. Прп. Фома Дефуркин. Великий постник, победитель бесов и прозорливец. Император Лев Мудрый написал ему письмо, и святой Фома дал ответ, не открывая царского письма. Упокоился в Господе в X веке, достигнув глубокой старости. [Приводимая иногда трактовка эпитета Дефуркин (Δεφουρκινός) как «праведный» не очевидна. Можно добавить, что помимо очень вероятного топонимического происхождения, в его основе может лежать и некое слово (заимствование), известное вторгшимся через триста лет после описываемых событий в Анатолию ордам турок, арабов и персов (говорившим, соответственно, на тюрском, семитском арабском и индоевропейском персидском языках, смесь которых и стала впоследствии «старотурецким», официальным языком Османской империи) как «текфур» – именно так они называли византийских административных и военных чиновников, хотя в самой Византии того времени использовался термин «авфент» (αὐθέντης «вельможа, владетель, господарь», искаженное впоследствии в знаменитое турецкое «эфенди»). Термин, известный позднее как «текфур», мог войти в оборот в западных областях империи в результате усилившихся контактов с Востоком – как из-за увеличивающегося под давлением арабов потока мигрантов-православных христиан с восточных границ империи (в значительной части говоривших на семитском арамейском языке сирийцев), так и возвращающихся с восточного фронта ветеранов. Однажды император Лев VI Мудрый (886‒911 гг.) прибыл в обитель к святому Фоме за советом. Не найдя преподобного в обители, император отправил к нему своего посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот уже вынес ему запечатанный ответ, разрешивший сомнения императора. История с написанием ответа императору Льву без вскрытия письма самого императора произошла, вероятно, в трудный для императора период 906‒907 г.г. – во время или непосредственно после подавления мятежа одного из виднейших византийских полководцев Андроника Дуки, которого тайно поддерживал Константинопольский патриарх Николай Мистик, наложивший на императора Льва, вступившего в неканонический четвертый брак, епитимию в форме запрета входить в церковь и после этого лично выходивший преградить императору дорогу в константинопольские храмы. Именно вопрос оправдания четвертого брака, в частности, и поиск союзников среди духовенства, в общем, и были теми «сомнениями», которые разрешил, скорее всего негативно для императора, прп. Фома.]
Угодница Божия, Ангелина досточудная,
В міре этом жизнь проводила многотрудную.
Чистоту и кротость в браке сохранила;
В иночестве – всю себя Создателю вручила.
Сносила с терпением скорбь и унижения,
Явив состраданием образец смирения.
Душевными очами лицезрела Утешителя,
Стяжала умиление крестом Христа Спасителя.
Отрада супругу, детям – пример,
Достичь помогла им святых небесных сфер.
Кто имя Преподобной с надеждой призовет,
Любая боль от сердца тотчас отойдет.
Когда у сербов царство великое пало,
Когда их души страшное зло растлевало,
Когда тьма оттоманская над ними сгустилась,
Святая Ангелина за сербов молилась:
Указывала ясную к небу дорогу,
Христом распятым их утешала премного.
Поныне к душам страждущим она поспешает
И с вящей силой горести их утоляет.
Кто имя Преподобной с надеждой призовет, –
Любая скорбь от сердца тотчас отойдет.
Рассуждение. Бесчисленными способами Живой Господь милует и наказует, избавляя верующих от напастей, обращая неверующих в верующих и карая неисправимых гонителей веры. Злой и жестокий [также: преступный, порочный. – Ред.] Максимин, казнив дивных Христовых мучеников Мину, Ермогена и Евграфа, сел на корабль и вместе со свитой отплыл из Александрии в Византий. Но внезапно ослеп глазами, будучи прежде слепым душой и разумом. Стал он жаловаться своим присным, что невидимые руки бьют его беспощадно. Вскоре после этого погиб он злой смертью, ибо и всю жизнь провел во зле [в серб, букв.: люто скончался, как люто и жил. – Пер.]. В эпоху святителя Амвросия имел место и такой случай. Еретичествующая царица Иустина подговорила некоего Евфимия, медиоланского сановника, во что бы то ни стало арестовать ненавистного ей епископа и отправить его в изгнание куда-нибудь подальше. Евфимий снарядил повозку и поселился в одном из домов близ церкви, чтобы легче можно было подсторожить епископа наедине и увезти [из города] в этой повозке. Но как раз в тот день, когда уладил он и подготовил всё, чтобы Амвросий был схвачен, пришел царский указ, гласящий, что Евфимий за какие-то свои проступки должен быть немедленно отправлен в ссылку. В тот же день воины пришли, связали злоумышленника и увезли его в дальние края на той самой повозке, которую приготовил он для святого Амвросия. В другой раз в храм, в котором служил святитель Амвросий, вошел некий арианин, намереваясь услышать из уст его нечто такое, за что можно было бы его [потом] обвинить. Осмотревшись, еретик увидел, что сей Божий святитель поучает народ, – и вдруг рядом с ним узрел он светлого Ангела, шепчущего ему слова на ухо. Весьма устрашившись такого видения, [арианин] постыдился самого себя, отверг ересь и вернулся в Православие. Созерцание. Да созерцаю всемірный потоп (Быт. гл. 7), а именно: 1) как еще до водного потопа мір погряз в пучине беспутства; 2) как долготерпеливый Бог допустил потоп за грехи человеческие и как вода залила всю землю. Проповедь об Аврааме. Я, прах и пепел (Быт. 18: 27). Это слова, которые праведный Авраам высказал о самом себе. Достойны смеха те люди, братья, которые, возгордясь своей дружбой с земными князьями и вельможами, станут мыслить о себе высоко. Авраам сподобился беседы с вечным и всемогущим Царем, однако пребыл непоколебимым в собственном смирении, называя себя прахом и пеплом. Кем был сей Авраам, чтобы еще при жизни удостоиться такого благоволения Божия, а по смерти – похвалы как от апостолов (Гал. гл. 3; Евр. гл. 11), так и от Самого Господа Исуса Христа (Лк. 16: 22; Ин. 8: 39)? Был он землепашцем, обладающим всеми добродетелями, ибо во всем жил по Божию закону. Твердо верил он в Бога, был человеком правдолюбивым, гостеприимным, милосердным, мужественным, послушным, чистым и смиренным. Особенно же прославился Авраам верой – верой крепкой. Девяносто девять лет исполнилось Авраму, когда Бог сказал ему, что его жена, дотоле бесплодная, родит сына, – и он поверил сему. И еще когда Сара даже не рождала Исаака, сказал Бог Авраму: Сделаю потомство твое, как песок земной (Быт. 13: 16). И Аврам поверил этому, нисколько не сомневаясь. Когда же родился у него единственный сын, повелел ему Бог, искушая его, принести этого сыну в жертву, что́ Авраам готов был и сделать, если бы Бог не отвратил его от этого в последнюю минуту. Настолько сей дивный муж был верен и послушен Богу. Посему благословил его Бог и сделал славным на земле и на небе. Братья, блаженны те, кто без размышлений верит Богу, исполняя Его святые заповеди. Божие благословение будет сопровождать их в міре сем и в міре оном. О благословенный Создатель наш, благослови и нас, грешных, и сопричти к избранным Твоим, имеющим удел с Авраамом в Царстве Твоем. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author