petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 20 (7) декабря

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский). Сей великий святой отец Православной Церкви происходил из знаменитого рода; его отец занимал должность царского наместника [в] Галлии и Испании, но по вере был язычником, а мать была христианкой. Однажды, когда Амвросий еще лежал в колыбели, спустился на него пчелиный рой, излил в его уста нектар и улетел. Еще будучи дитятей, простирал он руку и пророчески вещал: «Целуйте, ведь я буду епископом». По смерти своего отца император поставил Амвросия наместником Лигурийской области со столицей в Mедиолане. Когда умер епископ этого города, вспыхнула ожесточенная распря между православными и арианами касательно избрания нового архипастыря. Амвросий, по долгу службы, вошел в церковь для поддержания порядка. При этом некий младенец у материнской груди воскликнул: «Амвросий – епископ!» Сие знамение народ воспринял как голос Божий, и, вопреки воле самого Амвросия, все единогласно избрали его епископом. Амвросий крестился и за неделю прошел все предварительные степени посвящения, после чего был рукоположен в епископа. Взойдя на кафедру, он утвердил православную веру, потеснил еретиков, украсил церкви, распространил веру среди язычников, написал многие назидательные книги и явил собой пример настоящего христианина и христианского пастыря. Составил он и известное благодарственное песнопение «Тебе, Бога, хвалим». Сей достославный иерарх, которого за его рассудительность и красноречие посещали люди из дальних стран, был чрезвычайно воздержным, трудолюбивым и бодрственным. Спал он мало, трудился и непрестанно молился Богу, постился во все дни, кроме субботы и воскресенья. Посему Господь дал ему как видеть многие Божии чудеса, там и самому их творить. [Святитель Амвросий] открыл мощи святых мучеников Протасия, Гервасия, Назария и Келсия (см. 14 октября). Кроткий к [простым и] малым людям, он был неустрашимым перед высокими [и знатными]. Изобличил царицу Иустину в том, что держится она ереси; проклял Максима, тирана и убийцу; запретил императору Феодосию вход в храм, пока тот не покаялся в своем грехе, а с Евгением, самозванцем и узурпатором, [даже] встречаться не захотел. Сему богоугодному мужу Господь даровал толикую благодать, что и мертвых он воскрешал, и бесов из людей изгонял, и больных целил от всякого недуга, и прозирал в будущее. Мирно упокоился он на рассвете Пасхи в 397 году. 2. Прп. Григорий Молчальник. Родом серб, основатель Святогорского монастыря святителя Николая, известного благодаря ему под именем Григориат. В пятнадцати минутах ходьбы от обители находится его келья, где в безмолвии постился он и молился. Сей Божий муж мирно упокоился в 1406 году. В 1761 году в монастыре был крупный пожар, по причине чего монахи взяли его святые мощи и перенесли в Сербию. 3. Прп. Нил Столобенский. Земледелец, родом из Новгорода. Удалившись в пустыню, питался травами и желудями. Повинуясь голосу свыше, переселился на остров Столобное. Однажды в его келью ворвались разбойники, но тут же ослепли, не успев ничего унести. Преподобный Нил выкопал себе могилу близ кельи и каждый день рыдал у ее кромки. Упокоился и переселился в Царство Христово в 1554 году. Его чудотворные мощи почивают там же, где он и постился.
Амвросий, поздно к вере обращенный,
Амвросий, быстро Духом освященный,
Столп истины, светильник благочестия,
Воин Христов, гонитель всякого нечестия.
Ты Церкви Божией изрядно послужил,
Еретиков попрал и паству возрастил.
И Церковь архипастырю достойно воздала:
Прославила любовью его веру и дела
(И Ангелы небесные возносят песнопения
Тем, кого славим мы из поколенья в поколение).
Святитель сей прославлен как пастырь и отец,
Как верой чудотворец и божественный мудрец.
Премудростью своею Соломону в міре равный,
Сиял он всей вселенной, как светоч православный.
И горний мір и дольний он призвал к благодарению;
Хвалу мы ныне Господу возносим за спасение,
Щедротам Его велим и силе поклоняемся
И вечной правде Божией и славе удивляемся.
О милостивый Боже, дивен Ты в Своих святых,
Избави их молитвой нас от прелестей земных.
Рассуждение. Сторицей возвращает Бог заем, данный Ему через руки нищих. Одна женщина-христианка состояла в браке с мужем-язычником. Жили они в любви и крайней бедности. Когда с большим трудом удалось им сберечь 50 сребреников, муж сказал жене, что надлежало бы отдать эти деньги в заем под процент, а иначе, сребреник за сребреником, проедят они всё сбережение и снова останутся ни с чем. Жена ответила ему: «Если хочешь дать эти деньги кому-нибудь взаймы, то подай их христианскому Богу». – «А где христианский Бог?» – спросил муж. Жена отвела его к церкви и посоветовала раздать все деньги сидящим там нищим. «Христианский Бог примет это от них, – говорила она, – ибо все эти [несчастные бедолаги] – Его». Раздав все 50 сребреников нищим, они вернулись домой. Однако спустя некоторое время хлеб в их доме закончился. Тогда жена сказала мужу, чтобы шел он к храму, – да примет деньги от Бога, Которому их и дал. Муж послушался, но у церкви [опять] увидел [одних] только нищих. Недоумевая, кто даст ему деньги, прогуливался он возле храма. Вдруг, посмотрев на землю перед собой, увидел он серебряную монету. Взял он ее, купил на нее одну рыбину и принес домой. Дома он пожаловался жене, что никого [у храма] не увидел и никто ему ничего не дал, и лишь случайно нашел он [там] только один сребреник. Жена ему ответила: «Бог невидим и незримым образом всё устраивает». Когда она разрезала рыбу, то нашла в ней какой-то светлый камень. Дала она его мужу, а тот понес его купцу, чтобы узнать, можно ли за этот камень что-то получить. Купец предложил ему 5 сребреников; мужчина улыбнулся, полагая, что торговец шутит, предлагая такую высокую цену. Купец же, подумав, что человек сей смеется из-за столь малой предложенной цены, стал набавлять ее до 10, затем до 15, до 30 и наконец до 50 сребреников. Понял тогда оный человек, что это какой-то драгоценный камень, и стал колебаться [продавать ли его вообще]. Купец же все больше и больше увеличивал цену, пока не достигла она 300 сребреников. Тогда человек сей принял 300 сребреников и вернулся домой радостным. «Видишь ли, сколь благ Бог христианский?» – сказал ему жена. Изумленный муж немедленно крестился и вместе со своей женой стал прославлять Бога. Созерцание. Да созерцаю грехопадение Адама и Евы, а именно: 1) как Бог изгнал Адама и Еву из рая; 2) как поставил Он Херувима с пламенным мечом у райских врат; 3) как рай остался закрытым для людей вплоть до пришествия Владыки Христа на землю. Проповедь о том, что все сотворенное Богом было хорошо весьма. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1: 31). Если, братья, все части какого-то здания хороши, то и хорошо весьма всё здание в целом. Хорош в отдельности и каждый кирпич, и каждый камень, и штукатурка, и известка, и перекрытия, и столбы, – но человека приводит в восхищение взгляд на все сооружение. Иногда некая деталь в конструкции кажется ему непонятной и неподходящей, но – в тот момент, когда охватывает взором все строение – предает он это забвению. И действительно, в этом міре есть немало частностей – как в предметах, так и в событиях – которые представляются нам неясными и неуместными. И лишь когда открывается для нас некое высшее целое, мы начинаем понимать и успокаиваемся. Многие страдания и лишения в нашей жизни, когда они нас постигают, мы считаем отвратительными и бессмысленными. Но когда пройдут дни и годы, эти бедствия и утраты в нашей памяти сияют, как драгоценные камни, осветившие нам дальнейший путь нашего бытия. Поэтому, если раздражает тебя нечто в сотворенной Богом природе, смотри на целое; и если в жизни тебя что-то огорчает, ожидай терпеливо – с верой и надеждой – [когда наступят] новые дни и годы. И если вся эта жизнь покажется тебе жалкой и мучительной, воздвигни свои духовные очи в мір иной, – и посетит тебя покой и радость. Ибо и весь сей видимый мір – это все-таки несовершенное целое: существует и мір оный. Ведь сказано: Сотворил Бог небо и землю. И живописец просит зрителя взглянуть на картину издалека – чтобы увидеть ее во всей красоте. О Господи, о бессмертный Художник, как весьма хорошо [все] сотворенное Тобой! Тебе слава и [по-] хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author