petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Луки, 85 зачало

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Текст по Острожской Библии (и, в скобках, по Чудовскому Новому Завету святителя Алексея): И бы́сть идýщу (внегда ити) Емý во Iерoсали́мъ, и Тои прохождáше междý Самáрiею и Галилéею.  Входя́щу же Емý въ нѣ́кую вéсь, срѣтóша(-ста) Егó дéсять прокажéныхъ мужiи, и́же стáша издалéче, и тíи вознесóша (вздвигоша) глáсъ глагóлюще, Iсýсе

Настáвниче, поми́луи ны́. И ви́дѣвъ, речé и́мъ, шéдше покажи́теся (покажите себе) свящéнникомъ (iерѣемъ). И бы́сть идýщемъ (внегда отити) и́мъ, очи́стишася. Еди́нъ же от (из) ни́хъ ви́дѣвъ я́ко исцѣлѣ́, возврати́ся, съ гласомъ вéлiемъ слáвя Бóга, и падé ни́цъ (на лицы)  при ногý Егó, хвалý Емý воздая́ (благодаря Ему), и тóй бѣ́ самаряни́нъ (самаритъ). Отвѣщáвъ же Iсýсъ, речé, не дéсять ли очи́стишася? да дéвять гдѣ́? кáко не (ни ли) обрѣтóшася возврáщьшеся дáти слáву Бóгу (Богови), тóкмо иноплемéнникъ (инородецъ) сéй? И речé емý, въстáвъ иди́, вѣ́ра твоя́ спасé (спасла)  тя. И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот десять человек прокаженных встретили Христа, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города: (во) вся́ дни́, въ ня́же (доколе) бýдетъ на нéмъ я́зва, нечи́стъ сы́й, нечи́стъ бýдетъ: отлучéнъ да сѣди́тъ (должен жить отдельно), внѣ́ полкá (стана) да бýдетъ емý пребывáнiе (жилище; Лев. 13, 46). Они остановились издалéче, как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Господь возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо бли́з(ок)ъ Госпóдь (ко) всѣ́мъ призывáющымъ И́ (Его, ко) всѣ́мъ призывáющымъ И́ (Его) во и́стину (в истине; Пс. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Исуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию Его Богом, Он повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (см. Лев. 13 гл.). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой поведено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились. Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился. Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости ‒ видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее безчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author