petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Грех неблагодарности. Евангелие от Луки, из главы 17

Автор: протоиерей Максим Козлов

Текст Евангелия: И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Мы слышали с вами рассказ о исцелении десяти прокаженных, девять из которых оказались не настолько благодарными Богу, как Бог от них этого ожидал. Святой апостол евангелист Лука рассказывает нам о людях, которые жили по ветхозаветному закону еще, конечно. Этот закон был очень подробный, он регламентировал всю жизнь израильского народа, не только религиозную, но и бытовую, вплоть до медицинской.
И поскольку, очевидно, что проказа – болезнь крайне опасная не только для отдельного человека, но и для целого общества, то и о прокаженных в законе Моисеевом был специальный раздел и специальные, можно так сказать, медико-социальные постановления. Прокаженный должен был ходить с непокрытой головой и в разодранной одежде, чтобы все видели язвы, характерные для этой болезни. Ему предписывалось скрыть свое лицо так, чтобы оставались только прорези для дыхания, прямо как балаклава какая-то, и кричать, чтобы, когда к нему кто-нибудь приближался: «Нечист, я нечист», чтобы кто-либо случайно не приблизился и не заразился. Ну, нам вот сейчас может показаться, что Моисеев закон был чрезмерно жесток по отношению к заболевшим. Может быть, по современным представлениям так оно и есть, но в те времена это, наверное, был единственный способ сохранить народ Израиля от поголовного заболевания проказой, или, по крайней мере, от эпидемии этой страшной болезни. Понятно, что в таких условиях жизнь прокаженных была чрезвычайно тяжела. Они могли лишь между собой сбиваться в какие-то сообщества, потому что поодиночке просто невозможно было сколько-нибудь долго выстоять. И влачили, конечно, самое жалкое существование поодаль от поселений, и питаясь каким-то объедками или той пищей, которую им удавалось раздобыть вне человеческого сообщества. По сути дела, это была не столько жизнь, сколько многолетнее и достаточно мучительное умирание. Вот здесь именно таких людей, — я потому и подробно их описываю, чтобы вместо, ну, некой абстракции за словом «прокаженный» перед нами возник конкретный образ такого человека, как и предписывалось законом Моисеевым, мы теперь знаем, что такое именно указание в нем было, встали в стороне и стали кричать: «Исус наставник, помилуй нас». Они называли Господа Исуса Христа «Наставником», потому что наименование учителя или наставника в ветхозаветном Израиле было очень высоким. Это не то, что нынешний преподаватель физкультуры или словесности. Оно присваивалось людям, авторитет и слово которых признавались подлинными в изъяснении слова Божия. И которые почитались истинными учителями народа. Христос увидел этих несчастных, узнал об их бедствиях, подозвал их к себе и велел идти к священникам, поведав тем, что они исцелились. Священники, – это тоже предписание Моисеева закона, ― были те, кто имел право зафиксировать, что чудо произошло, и что этот человек имеет право вернуться в общество, начать жить вместе со всеми остальными. Люди эти так и поступили. И после того девять посчитали, что все должное они исполнили и остались жить свободными, здоровыми. И только один возвращается возблагодарить того, кто чудо это совершил. Этот один оказывается не полноправный член общества, не иудей по крови и по вере, а Самарянин, представитель религиозного и этнического враждебного меньшинства, по отношению к которому у иудеев был застарелый многовековой конфликт. И только один этот человек слышит слова Христа: «Иди, вера твоя спасла тебя». И вот мы видим, как благодарность делает человека достойным неизмеримо больших даров Божьих. Он не только получает телесное исцеление. Его, напомним, не лишились и девять остальных. Ему даруется и спасение, что, конечно, неизмеримо больше при христианском понимании жизни, учитывающем факторы вечности, чем даже очищение от проказы. Один из десяти. Нам это кажется удивительным, когда мы читаем евангельские слова, но с другой стороны, если мы посмотрим на реалии нашей жизни, реалии жизни человеческого рода, то мы увидим, что неблагодарность есть постоянная и устойчивая константа человеческого бытия. С Адама начиная. По сути дела, первым неблагодарным был Адам. Он все имел в Раю: общение с Богом, жену, прекрасный райский сад, вечность. И не сумел благодарно принять единственное ограничение, которое в его бытии в Раю существовало. А за неблагодарностью последовало уже и непослушание, и то падение, о котором все мы знаем. Или из другой уже совсем эпохи. В день Великой Пятницы, когда Церковь вспоминает распятие Господа Исуса Христа, в одном из песнопений звучат такие слова: отроцы еврейские неблагодарные. И в этом же песнопении перечисляется все то, что Господь сделал для Израиля: и манна, появившаяся в пустыне, и выведение из египетского рабства, и постоянное хранение в течение столетий, и другие, ни с чем не сравнимые дары. И будет сказано о том, что ветхозаветные иудеи оказались неблагодарны и восстали на своего Творца. И что грех неблагодарности так же подвел их к богоубийству, как неблагодарность Адама и Евы ― к отпадению от рая. Но здесь мы должны четко осознать, какие, действительно страшные, последствия влечет за собой неблагодарность. Лишь один из десяти исцеленных услышал, что за благодарность вера его оказалась ему во спасение. Значит, мы должны сделать вывод о том, что остальные девять, получившие удивительные дары Божии и не вернувшиеся к Господу, чтобы поблагодарить Его, этого спасения, по крайней мере, в тот момент своей земной жизни, так и не получили, оказались от него далеко. Ну, а теперь резонно будет посмотреть и на самих себя. Каждый священник очень часто слышит от подходящих к нему на исповеди, или просто приходящих к нему на беседу людей о том, как они, с одной стороны, жалуются на уныние, которое сопровождает нашу жизнь, еще чаще жалуются на различные житейские обстоятельства. И тут уж списки бывают пространные и у каждого свои. От самых близких людей, которые чаще всего оказываются не вполне таковыми, какими бы их хотелось видеть, до, разумеется, властей, которые всегда оказываются совсем не такими, каких мы хорошие, белые и пушистые, заслуживаем. И вот это включение мира в неблагодарное памятование вместо того, чтобы благодарно принять от Бога то, чем мы живы, то, что мы имеем возможность обнять своих детей, видеть свою мать, радоваться улыбке жены, солнцу, которое Бог рассеивает над нами, что мы, христиане, имеем возможность исповедоваться и причащаться, нам дан дар церкви, он делает нас подобными тем девяти из десяти исцеленных прокаженных. Неважно, в конце концов, молоды мы или стары, здоровы или больны, но Господь дарует нам эту жизнь, предоставляет каждому человеку возможность спастись. И по сравнению с этой возможностью спасения и вечности любые земные несчастья в конечном итоге, ну, не то, что ничего не значат, но не имеют права перевесить того, что мы ожидаем и во что мы верим.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

  • Св. Иоанн Лествичник

    Автор: Священномученик Сергий Мечёв Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас…

  • «Лествица райская»

    Автор: священномученик Сергий Мечёв Святая Церковь, вводя нас в самую главную часть Святого Поста — в дни поклонения Св. Кресту и говоря:…

  • Слово въ Недѣлю четвертую Великаго поста

    Авторъ: св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ…

Comments for this post were disabled by the author