petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: : 13 декабря (30 ноября)

1. Св. апостол Андрей Первозванный. Сын Ионы и брат апостола Петра; родом из Вифсаиды, по роду занятий – рыбак. Сначала был учеником святого Иоанна Крестителя, но когда святой Иоанн указал перстом на Господа Исуса Христа, сказав: вот Агнец Божий (Ин. 1: 36), – тогда святой Андрей оставил своего первого учителя и пошел за Иисусом. Затем привел он ко Господу своего брата Петра. По сошествии Святого Духа сему первому Христову Апостолу, святому Андрею, выпал жребий проповедать Евангелие в Византии и Фракии, затем в дунайских землях, после же – на Руси и вокруг Черного моря и наконец в Эпире, Греции и на Пелопоннесе, где он и пострадал. В Византии он поставил первого епископа в лице святого Стахия; на [месте будущего] Киева водрузил крест на холме и предрек русскому народу блестящее христианское будущее; во Фракии, Эпире, Греции и на Пелопоннесе обратил многих людей в веру и рукоположил им епископов и священников. В городе Патры сотворил именем Христовым немало чудес и многих приобрел для Господа; среди последних были брат и супруга царского наместника Егеата. За это разгневанный Егеат подвергнул святого Андрея мучениям, а затем распял на кресте. [Вися] на кресте, сей Христов апостол, пока еще был жив, говорил душеполезные наставления христианам, собравшимся вокруг его креста. Народ хотел снять его с креста, но он этому воспротивился. Наконец апостол стал молиться Богу, причем всего его осиял необычайный свет. Сие светозарное блистание продолжалось полчаса, а когда оно исчезло, святой Андрей предал свою святую душу Богу. Так скончал свой земной век первозванный Апостол, первым из двенадцати великих Апостолов познавший Господа и отправившийся вслед за Ним. Пострадал святой Андрей за своего Господа в 62 году. Его мощи были перенесены в Царьград. В дальнейшем его глава была перенесена в Рим, а десница – в Москву.
2. Св. Фрументий, просветитель Абиссинии. В правление императора Константина Великого путешествовал в Индию некий ученый муж из Тира; звали его Меропий. Взял он с собой двух племянников, христиан [букв.: двух юных христиан, братьев. – Ред.] Едессия и Фрументия. Во время плавания их корабль у берегов Абиссинии разбила буря, и дикие туземцы перебили всех путников, кроме сих двух братьев: Едессия и Фрументия. В Абиссинии прожили они несколько лет, и довелось им стать придворными у местного царя. Фрументий очень осторожно начал возвещать христианскую веру и убедился, что почва для такой проповеди благоприятна и плодоносна. Засим оба брата сели на корабль и отправились: Едессий – к родителям в Тир, а Фрументий – в Александрию, к святителю Афанасию Великому, архиепископу [букв.: патриарху]. Известив его о положении дел в Абиссинии, он запросил у него пастырей для новообращенных в Христову веру. Святитель Афанасий рукоположил Фрументия в епископа. Святой Фрументий вернулся в Абиссинию, где своей ревностью и чудесами сумел в течение жизни обратить всю страну в христианство. Сей великий архипастырь Христова стада и просветитель Абиссинии мирно упокоился в 370 году и переселился в Царство Господа своего.
Святой Андрей, апостол, Духом осиянный,
Самим Христом Владыкой [на подвиг] первозванный,
Языкам разным славу Господню возвестил
И множество народу честным крестом крестил.
Он в міре как садовник премудрый поступал:
Побег заветный диким деревьям прививал,
Водою живоносной окропляя насаждения.
В сем подвиге достиг он свершенного смирения.
И, крест узрев, который его так долго ждал,
С благодареньем радостным и верою воззвал:
«О крест желанный, Бог Своею Кровью освятил
Тебя и эту ношу мне подъять благоволил!
Доставь же мне покой и от трудов отдохновение,
Подспорьем послужи мне к непреложному спасению.
Пусть из земного праха на премiрные высоты
Взмывает со Христом душа в стремительном полете.
Чтоб от греха избавить нас, Он на тебе распялся,
Взошел к Отцу на небо, но от нас не отлучался.
О ученик святого Предтечи и Крестителя,
Апостол Христа Бога и нашего Спасителя,
Светильник первозванный, дивный вестник воскресения,
Молитвою твоей нас огради от искушения!
Рассуждение. «Апостолам дано всё», – говорит святитель Иоанн Златоуст. То есть все дарования, вся сила, вся полнота благодати, вообще подаваемая от Бога верующим. Видим мы это и из жизни великого апостола Андрея Первозванного, ибо он – и апостол, и благовестник, и пророк, и пастырь, и учитель (Еф. 4: 11). Как благовестник пронес он благую, евангельскую весть по всем четырем сторонам света; как пророк – предрек крещение русского народа и величие Киева как города и как христианского центра; как пастырь – учредил и обустроил многие Церкви; как учитель – неустанно наставлял людей вплоть до своего креста и даже с креста, до последнего издыхания. Сверх всего, был он и мучеником. Причем всё это – по [такому] дару Духа Святого, который дан не каждому. Иными словами, зрим мы в этом апостоле, как и во всех прочих, всю полноту благодати Святого Духа. О том же, что [действию] благодати следует приписать всякое великое дело, совершенное каким-либо Христовым последователем, свидетельствует нам святой Фрументий. Вернувшись из Александрии в Абиссинию как рукоположенный епископ, начал он творить предивные чудеса, тем [самым] обращая в веру огромное множество народа. Тогда изумленный царь спросил его: «Столько лет доселе жил ты с нами, и никогда мы не видели, чтобы сотворил ты некое чудо. Откуда у тебя это теперь?» На что блаженный Фрументий ответил царю: «Не мое это дело, а действие благодати священства». И тогда святитель [поведал и] пояснил царю, как ради Христа [оставил он] родителей, пренебрег браком и всем міром и как через рукоположение от святителя Афанасия принял благодать священства – благодать чудотворную. Созерцание. Да созерцаю духовное падение Адама и Евы, а именно: 1) как змей произвел в Еве алчность и гордость; 2) как прельщенная и возгордившаяся жена преступила Божию заповедь и вкусила от дерева познания добра и зла; 3) как согрешила Ева не в нужде и нищете, а изобилуя всем. Проповедь о невежестве и окаменении язычников. Прочие народы поступают по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф. 4: 17–18). Что такое суетность, братья мои? Всё, что рассматривается и оценивается вне Бога, в отрешенности от Бога, [а также всё, что́] употребляется без страха Божия. Что такое суетность ума, братья мои? [Это значит] жить и изъяснять жизнь не по Божию закону, а по своим мимолетным помыслам и желаниям. Отчего, братья, приходит это зло к людям? В первую очередь – от окаменелости сердца, а затем и от пребывающего в нас невежества. Что значит, братья, окаменение сердца? Это сердце, изгнавшее из себя Божию любовь и Божий страх и наполнившее себя похотливостью и страхом перед всем, что́ касается [букв.: ради. – Ред.] тела. Что рождается, братья, от ожесточения сердца? Неведение, полное незнание Божественных предметов, Божественных путей и законов – предельное отупение к духовной жизни и духовному мышлению. Каково, братья, конечное следствие окаменения сердца и неведения Божественных истин? Помрачение смысла и отчуждение от жизни Божией. Помрачение смысла означает, что ум человека становится мрачным, как и плоть, а свет, который в человеке, делается тьмой. О, сколь [мрачна] сия тьма! Помраченный смыслом – это помраченный разумом. Помраченный же разумом не ведает смысла ничего из сущего либо отрицает такой смысл. Такой [пребывает] в отчуждении от жизни Божией, иссушаясь и погибая, как часть тела, отсеченная от всего организма. Таковы суть язычники, таковы безбожники, таковы, наконец, маловеры или лжехристиане. Впрочем, и сухое дерево, если полить его животворящей Христовой водой, оживает и зеленеет. И засохший языческий мір воскрес и ожил Владыкой Христом. А тем более оживут и воскреснут и кающиеся христиане-грешники. Вглядимся в самих себя, братья мои. Будем себя исследовать изо дня в день. Ежечасно станем задавать себе вопрос: не поддались ли и мы суетности ума, не помрачились ли в разуме и не пребываем ли в отчуждении от жизни Божией? Скоро [грядет] смерть, и конец, и суд. Засохшие деревья будут брошены в неугасимый огонь. О Господи Исусе, ум наш и жизнь наша, помоги нам мудрствовать Тобой и жить с Тобой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author