petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 2 декабря (19 ноября)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. пророк Авдий. Родом из села Вифарама близ Сихема. Жил при дворе царя Ахава; но когда царь отступил от истинного богопочитания и поклонился идолам, Авдий не последовал его примеру, но продолжал служить единому истинному Богу. А когда злобная царица Иезавель, пылая ненавистью к пророку Илии, стала преследовать всех Божиих пророков, Авдий собрал сотню из них, укрыл в двух пещерах и питал их, доколе гонение не прекратилось (3 Цар. 18: 4). Будучи современником великого пророка Илии, святой Авдий весьма почитал Илию и слушал его во всем как верный его сторонник и ученик. Жил он за 900 лет до Христа и упокоился мирно.
2. Св. мученик Варлаам. Родом из Антиохии. За веру в Господа Иисуса Христа принял тяжкие мучения от нечестивого судьи. В довершение ко всему судья задумал поиздеваться над ним и силою обстоятельств заставить его принести жертву идолам. Для этого ввел он его в капище, положил ему на ладонь горящие уголья, а на уголья – ладан, полагая, что мученик, испытывая невыносимую боль, бросит уголья с ладаном пред идолов и тем самым поневоле совершит им каждение. Однако доблестный Христов воин держал раскаленные угли на своей ладони, вовсе не думая бросать их к подножью идолов; и вот один за другим сгорели и отпали его пальцы, а затем прогорела и ладонь. Так вместе с огнем упали на землю и пальцы сего мученика. «Десницу имел он, сильнейшую огня... – говорит святитель Василий Великий, – ибо если и опалил руку пламень, рука держала-таки огонь, подобно пеплу». А святой Златоуст пишет: «Смотрели с высоты Ангелы, взирали Архангелы, зрелище было величественное, поистине превосходящее природу человеческую. И кто не пожелал бы [у] видеть человека, который подвизался и не испытывал свойственного людям, который сам был и жертвенником, и жертвой, и жрецом?» Когда сгорела рука старца Варлаама, все его тело замертво рухнуло на землю, а душа отошла в вечный покой Господа Спасителя. Сей преславный и мужественный старец пострадал в 304 году. 3. Прп. Варлаам и Иоасаф, царевич [Индийский]. Индийские подвижники. Иоасаф был царевичем, сыном царя Авенира. По Божию Промыслу посетил его старец Варлаам, научил его вере Христовой и крестил. Затем старец удалился в пустыню на подвиг, а Иоасаф остался, чтобы бороться со многими искушениями в міре [сем], побеждая их Божией благодатью. В конечном итоге удалось ему привести ко Христу и своего отца. Крестившись, царь Авенир прожил четыре года в великом покаянии – ведь и грехи сотворил он великие, преследуя христиан, – а затем скончал свою земную жизнь и перешел в жизнь лучшую. Юный Иоасаф передал царство своему другу Варахии, а сам ушел в пустыню – подвизаться ради Христа. Хотел он еще только одного: паки здесь, на земле, увидеться со своим духовным отцом, старцем Варлаамом. И милостивый Бог исполнил это его желание. Найдя Варлаамову пещеру и встав перед ней, Иоасаф воскликнул: «Благослови, отче!» Старец Варлаам подвизался в пустыне 70 лет, а всего прожил 100 лет. Святой Иоасаф на 25-м году жизни оставил царство и удалился в пустыню, где прожил 35 лет. Оба они носили в себе великую любовь ко Господу Иисусу, многих обратили в истинную веру и преставились в вечную радость Господа своего. 4. Св. мученик Илиодор. Из города Магида в Памфилии. Принял мучения за Христову веру в правление императора Аврелиана. В тяжких истязаниях услышал он голос с неба: «Не бойся, Я с тобой!» Брошенный в раскаленного медного вола, святой Илиодор прилежно молился Богу. И Бог избавил его от этой казни. Раскаленный вол внезапно остыл, и святой мученик вышел из него живым и невредимым. Судья кричал на него, что спасся он силой волшебства. На это мученик ответил: «Не волшебство соделало это, а помощь Христова [букв.: Волшебство мое – [это] Христос! – Ред.]!» Был святой Илиодор обезглавлен и отошел ко Господу.
Иоасаф в богатейшем дворце обитал,
О смерти, болезнях и старости вовсе не знал.
Но вот – волей Господа – видит он ужас страдания,
И в душе у него зарождается плач покаяния:
«Могу ведь и я пасть во прах пред недугом коварным,
И старость угасит очей моих блеск лучезарный.
И смерть постучит во врата, когда горя не чаю, –
От скорби чужой я немыслимо ныне страдаю!
Но есть ли мудрец, что всей жизни мне тайну раскроет,
В сравнении с коей не много вселенная стоит?»
Свой путь Варлаам с гор лесистых чудесно управил,
Царевича в истине светлой премудро наставил:
Поведал ему он о Боге Всевышнем, Едином,
Отце, что предвечно соцарствует с Духом и Сыном,
Творении міра, Еде́ме прекрасном, как сад;
О том, как Адам светом райским был дивно богат;
О страшном грехе, что нам смерть роковую принес;
О тяжком кресте, что безгрешный Господь за нас нес;
О жизни бессмертной под райским, безоблачным небом,
Где праведных сонмы питаются мысленным Хлебом,
Где слава Христова вовек не умрет, не увянет:
Закончится ночь – новый день, бесконечный, настанет.
Внял Иоасаф сим словам Варлаама учителя,
Отверзлися очи его, и узрел он Спасителя.
Рассуждение. Притча старца Варлаама, рассказанная царевичу Иоасафу. Некий человек убегал от ужасного единорога. Во время бегства свалился он [было] в какой-то ров, [однако успел] ухватиться за дерево. Но стоило ему помыслить, что теперь он в безопасности, как, посмотрев вниз, увидел он двух мышей – одну белую, а другую черную, которые, сменяя друг друга, непрестанно подгрызали корень дерева, дабы оно упало. Всмотревшись еще глубже, заметил он огромную и страшную змею, которая, разинув пасть, ждала, чтобы проглотить человека, когда древо упадет. Да и у самых своих ног увидел он [еще] четырех меньших [по размеру] ядовитых змей. Посмотрев же вверх, приметил на ветвях немного меда и, забыв про все окружающие его опасности, протянул руки, чтобы собрать [сию] малую толику сладости с дерева. Истолкование: единорог знаменует собой смерть, которая, начиная с Адама и вплоть до сего дня, преследует каждого человека, чтобы его умертвить; ров, наполненный всевозможными опасностями, – это мір сей; древо – путь нашей жизни; белые и черные мыши – дни и ночи, попеременно следующие одни за другими и сокращающие нашу жизнь; огромная и страшная змея – ад; четыре ядовитых змейки – четыре стихии, из которых составлено человеческое тело; немного меда на ветвях дерева – это та малая услада, которую сия жизнь предоставляет человеку. О, если бы люди не кидались на сию ничтожную сласть и не забывали о грозных опасностях, окружающих их и влекущих в вечную погибель! Созерцание [фреска День шестой, сотворение человека; Кострома, 1650]. Да созерцаю [досто]чудное сотворение міра (Быт. гл. 1), а именно: 1) как в шестой день создал Бог скотов, и гадов, и зверей земных по роду их; 2) как увидел Бог, что это хорошо. Проповедь о прославлении Бога чрез Христа Исуса. Тому слава в Церкви во Христе Исусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3: 21). Слава Богу! Слава Богу и Церкви! Слава Ему чрез Христа Иисуса! Слава Ему во все роды! Слава Ему во век века! Никому не подобает слава, как только Богу. И никто не славит Бога, как только Церковь Божия. Христос открыл нам Бога, посему вся слава Богу должна воссылаться через Владыку Христа. Церковь будет жить во [букв.: продолжаться чрез. – Ред.] все роды и через все поколения до конца времен; Церковь – чистейшее Христово тело, исполненное силой, премудростью и чудотворением; посему слава Богу воссылается из Церкви – Святому из святыни, Чистому из чистоты. Славословие из Церкви Богу приятнее всего еще и потому, что много в ней душ и много голосов, но, однако же, [царствует в ней] единодушие и единогласие. Итак, пусть никто не отделяет себя от соборного прославления Бога и пусть никто не подумает, что его славословие Богу в отрыве от всех и в самоизоляции лучше славословия Богу в единстве и целостности всех верующих. Неправда, что один член [будто бы] теряется во множестве, так что его голос пред Богом [якобы] не слышен. Не творит ли рука свое дело лучше всего, если неразрывно связана она с телом? А равно и каждый член тела? То же самое совершается и с каждым верующим. Если молится он в Церкви и с Церковью (хотя бы и в пустыне обитал он, все равно способен он молиться с Церковью и в Церкви), не обособляя себя от Церкви, то пред Богом его лучше и слышно, и видно. Его душа находит многократный отклик в душах прочих верующих, так что он гораздо отчетливее выделяется и распознаётся в своей молитве, будучи сплочен с телом Церкви, нежели вне этой связи. О Господи Исусе, лишь благодаря Тебе, в Тебе и чрез Тебя можем мы славить Бога. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author