petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 1 декабря (18 ноября)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. мученик Платон. Из галатийского города Анкиры, христианин по рождению и воспитанию. Еще в юные годы являл он великое совершенство во всех добродетелях. Не скрывал свою веру в Господа Исуса Христа, но открыто проповедовал, обличая идолопоклонников в том, что кланяются они мертвым тварям вместо живого Творца. За это был он выведен на суд пред Агриппина, начальника [области]. Тот сильно мучил и истязал святого Платона. Когда же игемон стал увещевать его во избежание смерти и ради сохранения жизни поклониться идолам, Платон ему ответил: «Две суть смерти – одна временная, а другая вечная, равно как и две суть жизни – одна скоротечная, а другая бесконечная». Тогда Агриппин предал его жесточайшим пыткам. Помимо прочего, приказал он положить на его обнаженное тело раскаленные ядра, а затем из его кожи вырезать ремни. «Мучь меня еще яростнее, – кричал святой Платон игемону, – чтобы обнаружились твоя бесчеловечность и мое терпение». Когда мучитель напомнил мученику о философе Платоне как философе языческом, мученик ответил ему: «Ни я не сродни Платону, ни Платон мне, кроме как по имени. Учу я и учусь мудрости, коя [есть мудрость] Христова, а он [был] учитель той мудрости, которая есть безумие пред Богом». После сего мученик Платон был ввержен в темницу, где провел 18 дней без пищи и воды. Когда стражи дивились, как Платон может жить, голодая так долго, он сказал им: «Вы насыщаетесь мясом, а я – святыми молитвами; вас веселит вино, а меня – Христос, лоза истинная». После всех истязаний святой Платон был усечен мечом и принял венец вечной славы. [Произошло это] около 306 года.

2. Свв. мученики Роман и Варул. Святой Роман был диаконом храма в городе Кесария. Как-то раз он ревностно проповедовал Евангелие в Антиохии. А когда наступил некий идольский праздник и антиохийский градоначальник Асклипиад хотел войти в языческий храм, чтобы принести жертву, Роман загородил ему дорогу, сказав: «Прельщаешься ты, епарх, идя к идолам; идолы не боги, Христос – единый истинный Бог». Разъяренный градоначальник подверг святого Романа мучениям, так что били его и строгали беспощадно. В эти минуты увидел святой Роман дитя по имени Варул и сказал Асклипиаду: «Сие малое дитя разумнее тебя, немолодого уже [мужа], ибо ведает оно Бога истинного, а ты не ведаешь». Епарх принялся допрашивать Варула о вере, и отрок исповедал свою веру в Господа Исуса Христа как единого истинного Бога, наперекор всем идолам. Тогда по приказу Асклипиада святому отроку Варулу мечом отрубили голову, а св[ятого] Романа задушили в темнице. Так оба эти мученика наследовали Царство Христово. [Было это] в 303 году.
Видел Варул, юный отрок, святого Романа мучения,
Сердце в груди у него содрогалось от мук сожаления
И трепетала душа – белоснежная лилия! –
Духом невинным гнушался он зла и насилия.
Желчный начальник Варула святого спросил:
«Хочу, чтобы истину ты мне сейчас возвестил!
Кто будет лучше: Христос или боги, которых мы так почитаем?» –
«Христос лучше всех, а богов ваших мерзких не знаю!
Мертвы ваши идолы, нет в них нисколько спасения,
Христос нас избавил от адовых уз и пленения!»
Сурово звучало Варула недетское слово,
Тирану жестокому молвил он истину снова:
«Христос есть Творец всего космоса и м1роздания,
А идолы ваши – сосуды бесовских мечтаний!»
Взъярился игемон, велел отроча истязать,
Но глас обличений уже невозможно унять:
«Престаньте, несчастные, кланяться демонам мрачным,
Христос – Бог Всевышний – во свете живет огнезрачном.
Он истиной вас просветит, и рассеется тьма,
Завесу безумья и злобы сорвет Он с земного ума!»
Близ отрока мать-христианка без страха стояла,
Мучений венец до конца восприять поучала.
Варул аки агнец главу под злой меч подклонил
И духом отрадным к небесным дворам поспешил.
Христа проповедал он, мать свою дивно прославил –
И светлый пример свой нам всем в назиданье оставил.
Рассуждение. Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую (Мф. 5:39), – заповедал Господь. Это кратчайшее и самое ясное выражение науки смирения. Ничего злые демоны так не боятся, кроме как того, если человек смиренно исполняет заповеди Господни. В Александрии жил некий богатый вельможа; была у него молодая дочь, в которую вошел бес, и она сошла с ума. Некто сообщил отчаявшемуся отцу, что его дочь никто не сможет исцелить, кроме монахов-отшельников, которые живут в пустыне, но время от времени приходят в Александрию, чтобы продать корзины, свое рукоделье. Но и из них никто не захочет войти в дом богатого вельможи, если он скажет им прямо, для чего он их зовет. Лучше всего поступить так: купить у них корзины, а затем пригласить их домой, чтобы помолились они Богу за всю челядь, – так, с Божией помощью, уврачуют они бесноватую девушку. Отец сей больной дочери послушался совета, пошел в означенный день на рынок и нашел там ученика преподобного Макария. Ученик продавал корзины. Вельможа тут же купил их и позвал монаха к себе в дом, чтобы [как он сказал, там] дать ему плату. Но едва монах переступил порог, помешанная хозяйская дочь внезапно подскочила к нему и сильно ударила по щеке. Не промолвив ни слова, монах тотчас обратил к ней и другую щеку. При этом злой дух, издав ужасный вопль, стремительно вышел из девушки. К ней вернулся разум, и она полностью успокоилась. Когда монах возвратился в пустыню, то рассказал старцам о случившемся. И все они прославили Бога, даровавшего толикую силу тому, кто исполняет заповеди Его. Созерцание. Да созерцаю [досто]чудное сотворение міра (Быт. гл. 1), а именно: 1) как в пятый день создал Бог животных, обитающих в воде, и небесных птиц, летающих по воздуху; 2) как благословил их Бог [на то], чтобы плодились они и размножались. Проповедь о любви, превосходящей разумение. И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3: 19). Любовь, превосходящая разумение, то есть всякое наше понимание, это любовь Христова. Никто не способен даже вообразить себе ни качество, ни величие сей любви, пока Христос в него не вселится. Может ли кто-то предугадать вкус меда, если никогда не вкушал его собственными устами? Лишь когда верой войдет Христос в сердце человека, человек ощутит неизреченный вкус любви Христовой, ее сладостный и пьянящий аромат и ее непостижимую всеохватность. Как человек, нося Христа в сердце, прикасается к широте, и долготе, и глубине, и высоте познания Божественной премудрости, точно так же, нося Христа в сердце, человек начинает осознавать бескрайнюю пучину Божественной, Христовой любви. О, братья мои, как бледнеют слова, если надлежит говорить о любви Христовой, – никогда и нигде не проявляют они так свою немощь и блеклость, как здесь. Воистину, что можно сказать, обнаруживая столь разительные свидетельства Его любви: ведь по любви сотворил Он нас, по любви воплотился, по любви принял поругание и смерть, по любви отверз нам небо и явил уготованную для нас бессмертную славу! Впрочем, и то, что́ мы перечислили, есть лишь нечто из всего этого неисчерпаемого богатства, славы, красоты и живительной пищи, именуемой любовью Христовой. О, если бы мы верой удостоились того, чтобы Господь Иисус вселился в наши сердца, дабы смогли мы причаститься Его неописуемой любви! О Господи Исусе Христе, жизнь наша, мудрость наша и любовь наша, очисти нас и вселись в нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author