petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 30 (17) ноября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Вот человек Божий и могучий чудотворец, прозванный вторым Моисеем. Родившись в семье языческой, но знатной и богатой, Григорий сперва изучал эллинскую и египетскую философию, но, познав ее скудость и пустоту, обратился к учителям христианским, особенно к Оригену из Александрии, у которого учился несколько лет и от которого принял крещение. Чистый душой и телом, хотел он всего себя посвятить только Христу Богу, для чего удалился в пустыню, где в изнурительных подвигах провел долгое время. Слава о нем распространилась повсюду, и Федим, епископ Амасийский, захотел рукоположить его во епископа [Нео]кесарийского. Проницательный Григорий, догадавшись о намерении Федима, скрывался в пустынях от его посыльных, всячески стараясь, чтобы они его не нашли. В конце концов Федим чудесным образом его рукоположил, и Григорию пришлось подъять на себя архипастырское служение. Явилась ему Пресвятая Богородица со святым Иоанном Богословом, и по Ее повелению святой Иоанн вручил ему Символ веры , [впоследствии] известный под именем Григориева. Кто исчислит все чудеса сего второго Моисея! Повелевал он бесами, двигал горами и [управлял] водами, врачевал все недуги и скорби, делался невидимым перед гонителями, провидел издалека не только события, но [прозревал] и в человеческие мысли. Скончал земную жизнь в 270 году в глубокой старости. Когда прибыл он как епископ в [Нео]кесарию, то застал весь город в язычестве, и лишь 17 жителей были христианами; а когда покидал он сию жизнь, то оставил весь город христианским, и лишь 17 [тамошних] жителей коснели в идолопоклонстве. За сие и принял он венец славы от Господа своего в Царстве Небесном.
2. Прп. Никон Радонежский. Ученик преподобного Сергия Радонежского и его преемник в игуменстве. Когда варвары напали на Русь, он молился Богу об отвращении беды от русского народа. Тогда явился ему преподобный Сергий вкупе со святителями Петром и Алексием, упокоившимися московскими митрополитами, и заповедал ему не скорбеть, ибо сия напасть посетила страну по Божию попущению [и что всё сие будет] во благо, так что испытание пройдет, и мир снова воцарится. [Преподобный Никон] воссоздал монастырь Святой Троицы и своим примером подвижничества многим послужил ко спасению. Упокоился 13 ноября 1426 года. 3. Прп. Геннадий Ватопедский. Ватопедский монах на должности эконома монастыря Дохиар. При нем чудесным образом наполнилась елеем опорожненная бочка. Чудо сие, как считали монахи, совершила Пресвятая Богородица, Которой и был посвящен монастырь, нарочито же – находившаяся там Ее икона.
Григорий чудотворец, муж святой, ученый, славный,
Звезда на тверди Церкви, исповедник православный,
Стезею узкой к Богу постепенно восходил,
Скорбями жизнь блаженную в душе своей взрастил.
И сам обрел спасение, и страждущим помог,
Вводя людей в Божественный и сладостный чертог.
Язычников ко Господу Григорий обратил,
Людей крещеных – в вере православной утвердил.
Отверстым зрел он небо, тайны міра созерцал
И людям чистоту святых догматов открывал.
От Троицы Святой сие ученье источается,
В трех Лицах Существо едино есть и познавается.
Есть пища животворная Христос и питие,
Вкушающий – небесное обрящет бытие.
Как солнце ро́су нежную в себя извне приемлет,
Так чистые сердца Господь к Себе из міра вземлет.
Святой Григорий гнусное нечестие попрал –
В ночи безлунной свет Христов языкам воссиял.
Крещеный люд умножился, а идолы ниспали,
Заблудшие и косные Господней паствой стали.
Святитель сей в покое умиленном дни скончал
И в небесах пред Господом всерадостно предстал.
Святитель православный, милость на благое дело
Нам испроси, чтоб Церковь супостата одолела!
Рассуждение. [Ниже]следующие примеры из жизни святителя Григория пусть покажут, как Бог оберегает и спасает праведников от напастей. Еще обучаясь в философской школе в Александрии, святой Григорий хранил чистоту и своей души, и своего тела – как будет он ее блюсти и соблюдет до конца своей жизни. В этом он был исключением среди распущенной в ту пору молодежи. У его сверстников сие вызывало и зависть, и ненависть. Дабы унизить Григория, нашли они и подослали [к нему] некую блудную женщину, дабы осуществила она их коварный замысел. Однажды, когда Григорий стоял на какой-то площади с самыми известными учителями и философами, та скверная женщина подошла [к ним] и стала с криком требовать от Григория недостающую плату якобы за нечистую с ней связь. Услышав такое, одни из присутствующих соблазнились, а другие рассердились на бесстыдную женщину и стали ее прогонять. Но она еще громче стала кричать и требовать деньги. Невинный Григорий покраснел, как залилось бы краской любое ни в чем не повинное создание перед грубой клеветой, однако не дал места ни гневу, ни ненависти, но попросил стоявшего рядом друга дать ей столько денег, сколько она просит, – только бы она поскорей ушла восвояси. Друг послушался Григория и вручил женщине требуемую сумму. Но в ту же минуту Бог попустил злому духу вселиться в сию блудницу, так что, упав наземь, стала она корчиться и вздрагивать, скрежеща зубами и извергая пену изо рта. При виде этого все пришли в ужас. А святой Григорий, незлобивый, как агнец, помолился о ней Богу, и женщина выздоровела и встала на ноги. Так вместо унижения принесла она Григорию еще вящую славу. [А вот] другой пример. Когда наступило лютое гонение на христиан, св[ятитель] Григорий посоветовал своим пасомым укрыться в безопасных местах, а сам вместе с диаконом удалился на некую отдаленную гору. Но царские воины заметили их и отправились за ними в погоню. Когда были они уже совсем рядом, святитель Григорий помолился Богу о помощи, и Господь в тот же миг сделал их невидимыми для преследователей. Тщетно солдаты обыскивали всю местность, где они стояли: так и не смогли они их заметить и в конце концов вернулись назад с пустыми руками. Созерцание [фреска День четвертый]. Да созерцаю сотворение міра (Быт. гл. 1), а именно: 1) как в четвертый день Бог сотворил светила великие и малые; 2) как создал Он солнце, чтобы светило оно днем, и луну и звезды, чтобы светили они ночью. Проповедь о широте, и долготе, и глубине, и высоте. Чтобы вы... могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота (Еф. 3: 18). Вот плод веры и любви! Вот царские дары, приносимые Царем Христом, когда вселится Он в сердце человека. [Речь идет об] уразумении спасительных тайн, о постижении всего того, что́ важно для жизни человека. Однако постижение сие – не частное и не исключительное, а равно и не самостоятельное и не оригинальное, но оно совпадает с ведением, которое носят в себе все святые. Ибо кто суть святые, если не те, кто изобилует богатством веры и любви? За их веру, срастворенную с любовью [букв.: веру в любви], даруется им осознание и понимание Божиих тайн. Итак, прилагай твое разумение к их разумению и если заметишь разницу, значит – ты не прав. Если же твое разумение сообразуется с их разумением, значит – вошел ты в их меру веры и любви и, следовательно, Христос вселился в твое сердце. Тогда постигнешь ты, что́ есть широта любви Божией, которой объял он как иудеев, так и язычников, включив их в единое Домостроительство спасения; и что́ [такое] долгота Божия Промысла, которой еще прежде времен готовил Он замысел спасения, исподволь раскрывая его через закон и пророков и многие чудеса; и что́ есть глубина Христова смирения, движимый коим самолично сошел Он в ад, чтобы спасти души праведников; и что́ [такое] есть высота Христовой славы, которую как человек воспринял Он, совершив Свое спасительное дело на земле. Как Крест Христов, так налицо широта и долгота, глубина и высота, ибо всё они объемлют и объясняют, всех призывая, всех милуя, всех возвышая. О Господи Исусе, благий Господи наш, помилуй нас и спаси. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author