petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Луки, 75 зачало: Лк., 14, 12‒15

Автор: блаженый Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Глаго́лаше же и къ зва́в­шему Его́, егда́ сотвори́ши обѣ́дъ, или́ ве́черю, не зови́ другъ сво­и́хъ, ни бра́тiи тво­ея́, ни сро́дникъ тво­и́хъ, ни сосѣ́дъ бога́тыхъ, еда́ когда́ и ті́и тебе та́кожде воз­зову́тъ, и бу́детъ ти́ воз­данiе: но егда́ твори́ши пи́ръ, зови́ ни́щыя, маломо́щны, хромы́я, слѣпы́я, и блаже́нъ бу́деши, я́ко не и́мутъ ти́ что́ воз­да́ти; воз­да́стъ же ти́ ся́ въ воскресе́нiе пра́ведныхъ. Слы́шавъ же нѣ́кiи от­ воз­лежа́щихъ съ Ни́мъ сiя́, рече́ Ему́, блаже́нъ и́же снѣ́сть обѣ́дъ въ Ца́р­ст­вiи Бо́жiи. На ужине было два разряда возлежащих – звавшие и званые. Господь прежде обратился с увещанием к званым, научил их спасительному смиренномудрию и предложил им пищу неизысканную. А потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, чтобы он не делал угощений из-за какого-нибудь людского благоволения и ожидал тотчас воздаяния. Ибо малодушные, приглашая друзей или родных, делают это в видах скорой благодарности, и если не получают оной, то приходят в досаду. А великодушные, терпя до будущей жизни, получают вознаграждение от Того, Кто поистине богат (Еф. 2, 4, 7). Господь, говоря сие, отклоняет нас торговать дружелюбием. А некто, услышав сие и подумав, что Бог почтит и угостит праведников чувственными яствами, сказал: блаже́нъ и́же снѣ́сть обѣ́дъ (кто вкусит хлеба) въ Ца́р­ст­вiи Бо́жiи. Вероятно, он не был духовен, чтоб понять, то есть водился человеческими размышлениями. Ибо душевный человек таков, что ничему сверхъестественному не верит, ибо обо всем судит по законам природы. Бывают три состояния в человеке: плотское, душевное и духовное. «Плотское» – когда кто желает наслаждаться удовольствиями и радоваться, хотя бы это сопряжено было с причинением зла другим. Таковы все любостяжательные. «Душевное» состояние – когда кто не желает ни вредить, ни вреда получить. Такова жизнь по закону природы. Ибо это внушает нам и сама природа. А «духовное» состояние – когда кто ради добра согласен даже потерпеть вред и оскорбление. Первое состояние близко к природе, среднее – сообразно с природой, а третье – выше природы. Всякий, кто мыслит о человеческом и не может понять ничего сверхъестественного, называется душевным (1 Кор. 2, 14), так как он водится душой и духом. Но когда кто водится духом и не живет уже сам, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20), тот духовен, тот возвысился над природой. Итак, подумавший, что воздаяние святым будет чувственное, был душевен, так как не мог понять ничего сверхъестественного.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author