petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 29 (16) октября

1. Св. апостол [и] евангелист Матфей. Матфей, сын Алфея, был сначала мытарем (то есть взимателем и сборщиком податей); таким увидел его Господь в Капернауме и призвал его: Следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним (Мф. 9:9). Затем Матфей приготовил угощение Господу в своем доме, дав тем самым повод Господу высказать некоторые великие истины о Своем пришествии на землю. По принятии Святого Духа святой Матфей проповедовал Евангелие в Парфии, Мидии и Эфиопии – стране, населенной неграми. В Эфиопии поставил он епископом некоего Платона, своего последователя, а сам удалился в молитвенное уединение на гору, где явился ему Господь. Крестил он супругу и сына князя той страны, за что князь весьма на него разгневался и послал стражу, чтобы привела она Матфея к нему на суд. Воины пошли и вернулись [ни с чем], утверждая, что слышали Матфеев голос, но никак не могли увидеть его глазами. Тогда князь отправил другую стражу. Когда и сия стража приблизилась к Апостолу, последнего осиял столь сильный небесный свет, что воины не могли на него взирать, но, исполнившись страха, побросали оружие и вернулись [восвояси]. Тогда князь отправился к Апостолу сам. Когда он к нему подошел, от святого Матфея источилось такое яркое блистание, что князь тотчас ослеп. Впрочем, святой Апостол носил в себе милостивое сердце: помолился он Богу – и князь прозрел. К сожалению, прозрел [князь] лишь телесными очами, но никак не духовными. Схватил он святого Матфея и подверг его жестоким мучениям. В частности, дважды разжигали большой костер у него на груди. Однако сила Господня сохранила его живым и невредимым. Тогда Апостол помолился Богу и предал Ему свой дух. По приказу князя тело мученика положили в свинцовый ящик и бросили в море. Святой Матфей явился епископу Платону и поведал ему о своем теле и о том, где находится ящик. Епископ отправился [в означенное место] и вынес [оттуда] ящик с телом святого Апостола. Увидев сие новое чудо, князь крестился с именем Матфей. Затем оставил он мірскую суету, принял сан пресвитера и богоугодно послужил Церкви. Когда умер Платон, апостол Матфей явился сему пресвитеру Матфею и убедил его принять епископский сан. Так бывший князь удостоился архиерейства и многие годы был добрым пастырем, пока Господь не призвал его в Свое бессмертное Царство. Святой апостол Матфей написал Евангелие на еврейском языке, которое вскоре было переведено на греческий и именно на греческом языке дошло до нас, тогда как на еврейском языке было утрачено. Об этом евангелисте говорят, что он никогда не ел мяса, но питался лишь овощами и фруктами [Последнее замечание относится, по-видимому, уже к периоду его апостольского служения, так как, согласно Евангелию, Матфей вкушал ветхозаветную пасху с Господом нашим Иисусом Христом (вернее сказать, нигде не говорится, что он отказывался ее вкушать) (Исх. 12:3–11)]. 2. Прп. Сергий Малопинежский. Русский приходской священник. Как иерей богоугодно жил и служил полные 22 года в Вологодской губернии. Мирно упокоился в Господе 16 ноября 1585 года, достигнув 92-летнего возраста.
Апостолу святому, Матфею незабвенному,
Евангельские истины явившему вселенной,
Господь в земле далекой эфиопской Сам явился,
И духом сей апостол умильно просветился.
Слова ему Господни послужили утешением,
И поспешил он радостно на лютые мучения.
Вручил Христос Матфею жезл из Собственной руки, –
Да устрашатся вражеские грозные полки;
Пред церковкою малой жезл сей в землю посадил
Апостол, чтоб богатый он плод потом родил.
Плодами сими каждый прохожий насыщался,
Из корня же пречудный источник изливался.
И кто сей влагой дивной лицо умывал,
Тот Бога сердцем славил и ликом сиял.
Что́ повелел Господь – свершил апостол точно:
Открыл язы́кам Бога чрез веру непорочну,
Живительной водою сердца́ их напоил,
Добром и правдой и души их смягчил и усладил.
Исполнилась вся церковь светом тихим, несказанным,
Болящие в сем храме исцелялись непрестанно.
Чернь! туземцев лица, а души – светлеют,
Приходят в умиленье и надеждой богатеют.
Так стал народ сей дикий виноградником Господним;
А жезл тот досточудный – и поныне в міре дольнем:
Се – Иисус Христос, Владыка Сил Небесных,
Он – Древо жизни; Им – спасемся непрелестно.
Рассуждение. Действует ли заповедь Господня о непрестанной молитве (Лк. 18:1) лишь для монахов, или она касается всех христиан вообще? Если бы она относилась лишь к монахам, апостол Павел не писал бы солунским христианам: Непрестанно молитесь [в серб, букв.: молитесь не переставая (1 Фес. 5: 17)]. Следовательно, апостол повторяет слово в слово заповедь Господню и налагает ее на всех христиан без различия, монах ли кто или мірянин. Святитель Григорий Палама в бытность молодым иеромонахом некоторое время подвизался в одном из монастырей в Верии. Пребывал там и некий известный подвижник, старец Иов, которого все уважали. Как-то раз святой Григорий в присутствии старца Иова, приводя вышеуказанные слова Апостола, стал утверждать, что непрестанная молитва – это обязанность каждого христианина, а не только монаха. Старец же Иов в ответ сказал, что непрестанная молитва – обязанность только монаха, а не каждого христианина. Григорий, как младший [по возрасту], уступил, не захотев спорить, и молча удалился. Когда же Иов вернулся в свою келью и встал на молитву, то явился ему Ангел Божий в великой небесной славе и известил его: «Не сомневайся, старче, в истинности слов Григория; он правильно сказал, и ты так же мудрствуй и другим передавай [сие]». Так[им образом], и Апостол, и Ангел подтвердили, что заповедь о непрестанной молитве действует для всех христиан. Если и не могут они постоянно пребывать в храме, то обязаны непрестанно молиться на всяком месте и во всякое время, и причем внутри себя, в своем сердце. Ведь если Бог ни на миг не устает, подавая нам блага, то как можем утомиться мы, благодаря Его за эти благодеяния? Если Он непрестанно думает о нас, то почему бы [тогда и] нам не думать о Нем без устали! Созерцание [фреска День третий]. Да созерцаю сотворение міра (Быт. гл. 1), а именно: 1) как в третий день Бог отделил сушу от воды; 2) как повелел он земле произрастить из себя траву и плодовитые деревья; 3) как свершилось [всё] сие по слову Божию, и было [сие] хорошо. Проповедь о вселении Христа в сердца верующих. Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви (в серб, букв.: Дабы верою вселился Христос в сердца ваши, чтобы были вы укоренены и утверждены в любви; Еф. 3, 17–18). С верой приходит в сердце Христос, а со Христом – любовь. Так человек укореняется и утверждается в любви. Следовательно, сперва – вера, а затем, с верой, – и Христово присутствие в сердце; со Христовым же присутствием – присутствие любви, а с любовью – все неизреченные блага. В нескольких словах Апостол указывает нам целую лествицу к совершенству. Начало – вера, а конец – любовь. А вера и любовь – благодаря присутствию в сердце живого Господа Иисуса Христа – связываются в живое и нераздельное единство. Укрепляя веру, мы всё больше преодолеваем [букв.: уничтожаем. – Ред.] огромное расстояние между нами и Владыкой Христом. Чем сильнее вера, тем ближе Христос. В конце концов сердце наполняется Христом и не может отделиться от Христа, как легкие от воздуха. Тогда человек со слезами радости молитвой общается со Христом в сердце своем: «Господи Иисусе, помилуй мя, грешного!» И сердце неощутимо насыщается светлой и теплой любовью. Так любовь сопрягается с верой и надеждой, и когда произойдет это их единение, то между ними стирается граница, и человек не может даже мысленно определить, доколе простирается вера и откуда начинаются надежда и любовь. Когда вселится в человека живой Христос, тогда человек уже не высматривает в себе ни веру, ни надежду, ни любовь и вообще их не нарицает, но лицезрит только Христа, призывая Его имя. Это сродни тому, как садовник осенью смотрит только на спелые фрукты на деревьях и не говорит уже ни о цветах, ни о листьях, но именно о плодах: о созревшем урожае. О Господи Иисусе Христе, верховная высота всех усилий наших, конечная пристань всех путешествий наших, приблизься к нам и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author