petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский пролог святителя Николая Сербского: 27 (14) ноября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. апостол Филипп. Родом из Вифсаиды близ Галилейского озера, как и Петр и Андрей. С малых лет наученный Священному Писанию, Филипп немедля откликнулся на призыв Господа Исуса и пошел за Ним (Ин. 1: 43). По сошествии Святого Духа Филипп ревностно проповедовал Евангелие во многих странах Азии и в Греции. В Греции евреи хотели его убить, но Господь спас его, сотворив Свои грандиозные чудеса. Так, иудейский первосвященник, устремившийся на Филиппа с кулаками, тотчас же ослеп и весь почернел. И произошло мощное землетрясение, так что земля расступилась и поглотила злобных гонителей Филиппа. Кроме того, имели место и многие другие чудеса, в частности – исцеления больных, благодаря которым немало язычников уверовало во Христа. Во фригийском городе Иераполь святой Филипп, совершая общее евангельское дело, встретился со святым Иоанном Богословом, [а также] со своей сестрой Мариамной и с апостолом Варфоломеем. Была в том [городе] некая опасная змея, которую язычники тщательно берегли и поклонялись ей как богу. Божии апостолы своей молитвой, как копьем, умертвили эту ехидну. Тем самым навлекли они на себя гнев омраченных людей. Озлобившиеся идолослужители схватили Филиппа и распяли его вниз головой на древе, затем распяли и апостола Варфоломея. При этом земля расселась и поглотила судью и многих других с ним. Объятые великим страхом, люди побежали снять распятых Апостолов с крестов. Однако живым удалось им снять лишь Варфоломея, тогда как Филипп уже предал свой дух Господу. Варфоломей поставил над крещеными епископа Стахия, которого до того он и Филипп исцелили от слепоты и крестили. Стахий в течение сорока лет был незрячим. Мощи святого Филиппа были в дальнейшем перенесены в Рим. Пострадал сей дивный Апостол в 86-м году, в правление императора Домициана.
2. Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Отец [сего] Григория был важным чиновником при дворе царя Андроника II Палеолога. Талантливый Григорий, окончив [курс] светских наук, не захотел идти на придворную службу, но удалился на Святую Гору и принял монашество. Подвизался в Ватопедском монастыре и в [Великой] Лавре. Вел борьбу с еретиком Варлаамом и, в конце концов, победил его. В 1347 году был рукоположен в архиепископа Фессалонитского. Прославлен и как подвижник, и как богослов, и как иерарх, и как чудотворец. Не раз являлись ему Пресвятая Богородица, святой Иоанн Богослов, святой [великомученик] Димитрий [Солунский], преподобный Антоний Великий, святитель Иоанн Златоуст, Ангелы Божии. Управлял он Солунской Церковью на протяжении 13 лет, из которых год провел в плену у сарацин в Азии. Мирно упокоился в 1360 году и переселился в Царство Христово. Его мощи почивают в Солуни, где находится и прекрасная церковь, посвященная его имени. 3. Св. Юстиниан, император Византийский. По происхождению славянин, вероятно, серб из окрестностей Скопье. Его славянское имя было Управда. Был преемником на престоле своего дяди Иустина. Все величие сего царя неразрывно связано с его глубокой православной верой. Веровал он и жил по вере. Великим постом не ел хлеба и не пил вина, но питался травами и пил [только] воду, и то [лишь] через день. Вступил в войну с дунайскими варварами только потому, что они оскопляли пленников. В этом проявляется его высокое чувство сострадания и любви к людям. И в ратных походах, и в мирных делах ему сопутствовали счастье и успех. Построил огромное число прекрасных храмов, из которых самый великолепный [в серб, букв.: красивейший из красивейших] – Святая София в Царьграде. Собрал и опубликовал римские законы. Сам издал многие законы против безнравственности и распутства. Составил церковное песнопение «Единородный Сыне и Слове Божий...», которое было включено в Литургию начиная с 536 года. В 553 году созвал Пятый Вселенский Собор. Мирно упокоился 14 ноября 565 года, [достигнув] 80-летнего возраста, и переселился в Царство Царя Небесного.
Юстиниан великий, император славный,
Паладин Христов, царь православный,
Храм воздвиг Премудрости Божественной, предвечной,
Чтоб учились люди жизни бесконечной.
Как светило новое, София сияла
И сердца людские теплом согревала –
Дабы воплощенному поклонялись Слову
И познали духом красоту Христову,
Ибо Царство Божие всюду простирается
И земными мерами – не измеряется.
Словно солнце в жаре раскаленных дней,
Ослеплял венец его взор людских очей.
Средь мужей премудрых был он мудрейшим,
Средь владык державных – во сто крат сильнейшим.
Веру православную среди нестроений
Соблюдал для будущих он поколений.
Царь Юстиниан! Ревнитель Православия,
Дивный устроитель самодержавия,
Лик твой светоносный исполнен отрадой,
Вера твоя служит нам дивной оградой!
Возвыси молитву о нас пред Христом,
Чтоб вошли мы честно в пренебесный дом.
Рассуждение. Святитель Григорий Палама многому научился из небесных откровений. Когда три года провел он в безмолвии в одной из келий Святой Лавры, надлежало ему выйти к людям и приносить им душевную пользу собранными знаниями и опытом. Бог повелел ему сие в чрезвычайном видении. Как-то раз в полусне увидел Григорий самого себя держащим в руках сосуд, доверху наполненный молоком, причем молока в нем было так много, что оно переливалось через край. Мало-помалу молоко превратилось в вино, которое тоже перетекало через края сосуда, орошая его руки и одежды. Тогда явился ему светозарный юноша и сказал: «Почему бы не дать тебе и другим сего чудного напитка, который ты [просто] так растрачиваешь, безо [всякого] внимания? Неужели не знаешь, что это дар Божией благодати?» Но это Григорий ответил: «Но если в настоящее время нет никого, кто чувствовал бы потребность в таком напитке, – кому я его дам?» Тогда юноша заметил, что – есть ли жаждущие сего нектара или нет [таковых] – [Григорий] обязан исполнить свой долг и не пренебрегать даром Божиим. Молоко [впоследствии] он истолковал как обычное поучение народной массе о нравственной жизни и поведении, а вино – как назидание догматического характера. В другой раз Григорий заключился в одном монастыре и писал там свои «Начала Православия». Накануне дня [памяти] преподобного Антония Великого монахи позвали его на бдение, однако он не стал прерывать своего занятия в келье. Вся братия ушла в храм. Вдруг явился святителю Григорию преподобный Антоний Великий [и] рек: «Прекрасно и совершенно безмолвие, но иногда необходимо и общение с братией». Удостоверенный сим откровением, Григорий тотчас направился в церковь – к радости всех монахов. Созерцание (фреска День первый ). Да созерцаю [досто]чудное сотворение света (Быт. гл. 1), а именно: 1) как повсюду над безоблачной землей была тьма; 2) как сказал Бог: да будет свет – и стал свет; 3) как отделил Бог свет от тьмы – и был вечер, и было утро [в серб, букв.: и был день, и была ночь]. Проповедь об узнике Павле. Для сего-то я, Павел, сделался узником Исуса Христа за вас, язычников (Еф. 3: 1). Это Христов Апостол, братья, именует себя узником Христовым. Как Апостолу быть узником? Не связан ли узник? Да, но и Апостол связан: связан любовью Господа Исуса так крепко, что никаких иных уз на земле он не ощущает – как будто и нет их. И умом своим привязан Апостол ко Господу Исусу настолько тесно, что не способен ни о чем мыслить без Господа Исуса Христа. Да и волей своей сопряжен он с Господом Исусом настолько неразрывно, что, на самом деле и не обладает собственной волей, но совершенно подчинил ее воле Господа Исуса. Таким образом, желает он того, чего желает Христос; мыслит о том, о чем мыслит Христос; делает то, что́ хочет Христос. Разве это не узы? О блаженные узы, которые не к посрамлению, а к славе, и не к погибели, но ко спасению! В силу этого Христос – всецелый Господин, владычествующий над жизнью Апостола как снаружи, так и изнутри. Ведь и снаружи, и изнутри попускает он на него искушения, снаружи и изнутри открывает ему чудеса Своего Промысла; снаружи и изнутри руководствует его к совершенному благу ради его спасения и ради спасения многих других. Предадим же и мы себя, братья, Господу Исусу Христу – по примеру Его Апостолов. И тогда окажемся в самых надежных руках и на самом верном пути. Господи Исусе Христе, Владыко великий и дивный, привяжи нас к Себе, навсегда – на земле и на небе – возложи на нас Свои узы. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author