petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Луки, 73 зачало: Лк. 13, 31‒34

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Въ то́й де́нь при­­ступи́ша нѣ́цiи от­ фарисе́й, глаго́люще Ему́, изы́ди и иди́ от­сю́ду, я́ко И́родъ хо́щетъ Тя́ уби́ти. И рече́ и́мъ, ше́дше рци́те ли́су тому́, се́ изгоню́ бѣ́сы, и исцѣле́нiя творю́ дне́сь и у́трѣ, и въ тре́тiи сконча́ю. Оба́че подоба́етъ Ми́ дне́сь и у́трѣ, и въ о́нъ де́нь ити́, я́ко не воз­мо́жно е́сть проро́ку поги́бнути кромѣ́ Иеросали́ма. Проклятые фарисеи, снедаемые завистью, пытаются устрашить Господа и угрожают Ему Иродом. Они не желали видеть Его творящим чудеса,

чтобы Он множеством знамений не привлек к Себе народ и силой учения не обратил его к Себе (Ин. 11, 47–48). Они выставляют в предлог Ирода и принимают вид заботливости о Спасителе. Но Он, зная сердца их, по обычаю Своему, отвечает им кротко, прикровенно, и говорит: рци́те ли́су тому́ (скажите этой лисице). По-видимому, Он называет лисицей Ирода, но если тщательнее вникнуть, то, кажется, скорее Он называет так фарисеев. Ибо Он не сказал: лису тому, но сему, употребляя некоторое среднее выражение и с особенной мыслью. Сказав в единственном числе лису, дал им разуметь Ирода, а сказав указательно тому, намекнул на коварство их самих. Ибо фарисеи поистине выказывали (в своих нравах) хитрость и беспечность лисицы. Смотри, пожалуй, как Он отвечает на их злобу. Поскольку они наводили на Него страх со стороны Ирода по зависти своей к совершаемым от Него исцелениям, то Он, зная, что приводило их в печаль, говорит следующее: вот Я исцѣле́нiя творю́ и изгоню́ бѣ́сы. Ибо, как прежде было сказано, из-за того преследовали Его, чтобы Он, пользуясь обнаружением чудес, не уловил многих в веру в Себя. Слова дне́сь и у́трѣ (сегодня и завтра) означают большое число дней. Как мы в обычной беседе обыкновенно говорим: сегодня и завтра будет то-то, однако ж, вовсе не ограничиваем сего дела таким расстоянием, а выражаем только, что оно будет скоро, так и Христос словами: яко исцѣле́нiя творю́ (совершаю)... дне́сь и у́трѣ (сегодня и завтра)... и въ тре́тiи сконча́ю (в третий день кончу), – совсем не то выразил, будто в третий день Он непременно скончается, а то выражает, что смерть Его будет скоро. Оба́че подоба́етъ Ми́ дне́сь и у́трѣ (впрочем, Мне должно... сегодня и завтра), то есть некоторое время, пробыть здесь и совершать чудеса, а въ о́нъ де́нь (в последующий день) пойти в Иерусалим, ибо Я определил Себе там пострадать. Поскольку они (фарисеи) говорили Ему: изы́ди... я́ко И́родъ хо́щетъ Тя́ уби́ти (выйди... ибо Ирод хочет убить Тебя), – и говорили это в Галилее, которой управлял Ирод, то Он объявляет им, что и при сильном желании Ирода нельзя ему убить Его, ибо Ему определено пострадать не в Галилее, но в Иерусалиме. Чтобы мне яснее представить тебе изречение Евангелия, скажу: ты не так понимай, что сегодня и завтра должно Мне идти, но на словах дне́сь и у́трѣ (сегодня и завтра) остановись, а потом читай: и въ о́нъ де́нь ити́ (и в последующий день) идти. При отчислении времени мы часто имеем обычай говорить: в воскресенье, на другой день и на третий я выйду, не потому, что я намерен выйти в воскресенье и на другой день, но потому, чтобы, отчисляя только два сии дня, указать на третий. Подобно и Господь здесь, как бы отсчитывая, говорит: должно Мне сегодня и завтра, потом на третий день идти в Иерусалим, ибо там определена Мне кончина. Поскольку же мы выше сказали, что Господь говорит это не потому, чтобы заключал жизнь Свою в три дня, но обозначает большое число дней, если не некоторое не очень продолжительное время, то Он завидующим Ему говорит как бы так: что вы заботитесь о Моей смерти? Вот, немного спустя, настанет она. Когда слышишь, что пророку невозможно погибнуть кроме Иерусалима, то из этих слов не заключай, что иудеям делается как бы насилие и принуждение к совершению сего, но так говорится сообразно с их смертоубийственным намерением. Как если бы кто, при виде убийцы – разбойника в засаде при дороге, сказал, что невозможно быть чистой от крови дороге сей, при которой разбойник подсиживает странников, то сказал бы совершенно согласно с делами разбойника, так и в том случае, когда в Иерусалиме заседали разбойники – фарисеи и книжники, невозможно было Владыке пророков погибнуть в ином месте, как не в месте сих разбойников. Ибо они, привыкнув проливать кровь рабов, убьют и Господа. Иеросали́ме, Иеросали́ме, изби́выи проро́ки, и ка́менiемъ побива́я по́слан­ныя къ тебѣ́, ко́ль кра́ты восхотѣ́хъ собра́ти ча́да твоя́, я́коже коко́шъ гнѣздо́ свое́ подъ крилѣ́, и не восхотѣ́сте? Се́ оставля́ет­ся ва́мъ до́мъ ва́шъ пу́стъ. Глаго́лю же ва́мъ, я́ко не и́мате Мене́ ви́дѣти, до́ньдеже прiи́детъ, егда́ рече́те, благослове́нъ гряды́и во́ имя Госпо́дне. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Повторением имени Господь показывает, какую Он сильную любовь имеет к ним. Ибо Он также воззывает прелюбодейную синагогу, как бы какой возлюбленный, презираемый своей возлюбленной. Объявляет Господь и о человеколюбии Своем, говоря, что Он много раз восхотѣ́хъ собра́ти (хотел... собрать) их; обозначает и безумие их, сказав: и не восхотѣ́сте (и вы не захотели). Наконец Я оставляю вас. Ибо Я столь возненавидел ваше лукавство, что и храм не называю Моим домом, но домом вашим. Ибо доколе между вами жила добродетель, тогда храм был Мой. А когда вы и его осквернили, сделали его местом торговли и пещерой разбойников, занимаясь в нем многообразной торговлей и убивая друг друга из любостяжания (ибо это дело разбоя – подсиживать брата и отнимать его собственность; так делают разбойники! они нападают на путника и потом отнимают, что у него есть); – итак, когда вы сделали храм пещерой разбойников чрез разные торговые сделки, которые вы производили в нем – доме молитвы, – то он уже не Мой дом, но ваш. Под домом можешь разуметь не только храм, но и весь род иудейский. Ибо Писание иногда и род называет домом, например: Дом Левиин! благословите Господа (Пс. 134, 20). Поскольку и здесь можно разуметь так: домъ, то есть род ваш, оставляется Мной. Подобно как и в другом месте говорит чрез пророка: оставил Я дом Мой, оставил наследие Мое. Здесь домом называются израильтяне. Господь показывает, что и прежде сего Он же хранил их и избавлял от врагов. Слова указывают на второе пришествие. Ибо тогда и против воли исповедают Его Спасителем и Господом. Только не будет им никакой пользы. Что ж? Неужели они не видели Его с того времени, как Он сказал это? Точно так. Когда Он говорит, что не и́мате Мене́ ви́дѣти (не увидите Меня) отныне, то не тотчас обозначает, но время после креста. Он как бы так сказал: с того времени, как вы распнете Меня, вы уже не увидите Меня, пока не приду во второй раз.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author