petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 24 (11) ноября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. великомученик Мина [на иконе с мч. Викентием, празднуемым в тот же день]. Египтянин по происхождению и воин по роду занятий, святой Мина, как истинный христианин, не мог наблюдать за гнусными жертвоприношениями идолам и потому оставил и армию, и город, и людей, и всё прочее и ушел на пустынную гору. Ибо легче было ему жить с дикими зверями, чем с нечестивыми людьми. Как-то раз издалека прозрел святой Мина языческое празднество в городе [Котуане] (Катуании) и потому спустился в этот город и перед всеми исповедал свою веру во Христа, Бога живого, а идолопоклонство и язычество изобличил как ложь и мрак. Князь того города, некий Пирр, спросил Мину, кто он и чем занимается. Святой ответил ему: «Отечество мое – Египет, зовут меня Мина. Был я офицером, но, видя поклонение идолам, отрекся от ваших почестей. Сейчас пришел я для того, чтобы перед всеми исповедать Христа моего истинным Богом, дабы и Он исповедал меня Своим служителем в Царстве Небесном». Услышав это, Пирр предал святого Мину лютым истязаниям. Били его, строгали железными щетками, опаляли свечами и подвергали другим пыткам, пока наконец не усекли мечом. Тело его бросили в костер, чтобы христиане его не забрали, однако верующие все-таки спасли из огня некоторые части [тела]. Эти останки они с честью погребли. В дальнейшем их перенесли в Александрию и положили в основание церкви. Святой Мина пострадал около 304 года и преставился в Царство Христово. Однако был и остался он великим чудотворцем в сей и в оной жизни, на земле и на небе. Кто бы ни чествовал святого Мину и ни призывал его с верою на помощь в бедах и нуждах, всех он заступал. Неоднократно являлся как воин на коне, чтобы помочь верным или покарать неверных.
2. Св. мученик Стефан Дечанский, король Сербский. Сын короля Милутина и отец короля Душана. По приказу отца, введенного в заблуждение, был ослеплен, а по повелению легкомысленного сына был в старости задушен. После того как его ослепили, явился ему святитель Николай в храме на Овечьем поле и показал ему его глаза, сказав: «Стефан, не бойся, вот твои глаза на моей ладони. В свое время верну я их тебе». Пять лет провел он в Царьграде как узник в монастыре Вседержителя (Пантократора). Своей мудростью и подвижнической жизнью, кротостью и благочестием, терпением и благодушием превосходил Стефан не только всех монахов в обители, но и весь Царьград. Когда минуло 5 лет [со дня его ослепления], снова явился ему святитель Николай и сообщил: «Пришел я исполнить свое обещание». Осенил он слепого короля крестным знамением – и Стефан прозрел. В благодарность Богу воздвиг он Дечанский храм, одно из редких по красоте творений византийского искусства и один из самых знаменитых памятников былого сербского благочестия. Святой король Стефан вкупе со святым Саввой и со святым князем Лазарем составляют прекрасное тройство святости, благородства и самопожертвования, явленное сербским народом. Как страдалец прожил он свой земной век и как мученик скончался в 1336 году [по другим сведениям, в 1331 году. – Пер.), восприняв венец бессмертной славы от Вседержителя, Которому верно послужил. 3. Свв. мученики Виктор и Стефанида [на иконе с мчч. Миной и Викентием]. Виктор был римлянином и воином по ремеслу. Претерпел мучения за Христа при императоре Антонине. Во время его истязаний некая молодая женщина Стефанида объявила, что и она христианка. Виктора обезглавили мечом, а Стефаниду разорвали надвое, привязав одной ногой к верхушке одной пальмы, а другой ногой – к верхушке другой.
4. Св. мученик Викентий диакон. Из Сарагосской епархии в Испании. Претерпел ужасные мучения за Христа и в довершение был испечен на железной решетке. Предал свой дух Богу в 304 году. Его мощи почивают в Риме, в храме, посвященном его имени. 5. Прп. Феодор Студит. Знаменитый игумен Студийского монастыря, великий страдалец за святые иконы, мудрый устроитель монастырской жизни, богодухновенный учитель Православия и досточудный подвижник. Упокоился в Царьграде в 826 году, достигнув 68-летнего возраста.
6. Св. Уро́шица, князь Сербский. Сын короля Драгутина. И в браке соблюл чистоту и целомудрие. Из его гробницы истекло миро.
Был мучим и гоним святой король Дечанский,
Но все переносил с терпеньем христианским;
Когда, казалось, все его на свете одолели,
Он сам явился храбрым победителем на деле.
Отца родного кротостью осилил и смиреньем,
Кантакузина – мудростью и здравым рассужденьем.
На едкость Симониды отвечал простым молчаньем,
Царя Шишмана одолел – на Бога упованьем.
Не зря могучий сын Стефана сильным назывался;
С отцом своим, однако, силой духа не сравнялся,
Ведь сила – преходяща, земная слава – тленна,
А сила с небеси – всегда благословенна;
Она неистощима и вовек не оскудеет,
Стефан, король Дечанский, ею в Боге богатеет.
Небесной благодатью стяжав дар умиленья,
Одолевал он кротостью врагов и всепрощеньем.
Христос Стефана крепостию наделил и славой
И на престоле сербском утвердил его по праву.
Потом победу одержал Стефан конечную:
За Божью правду пострадав, вошел в жизнь вечную.
Молитву вознеси о нас, владыка православный,
Чтоб ввел Господь нас милостивый в Царство вседержавное.
Рассуждение. Если когда и восседал на престоле земного царства святой царь, то [это] был благоверный сербский король Стефан Дечанский. Греки, обычно считавшие славян варварами, дивились красоте души святого Стефана как редчайшему чуду той эпохи. Когда император Кантакузин послал к королю Милутину игумена монастыря Пантократора по неким государственным делам, король Милутин помимо прочего спросил и о своем сыне Стефане. «Ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове, – ответил ему игумен, – будь уверен, что его убогость стои́т выше твоего королевского величия». Византийский император на первых порах относился к слепому Стефану весьма сурово: сначала заключил его в одном из покоев дворца, запретив всякий к нему доступ, а затем передал его в монастырь Пантократора – с тем чтобы там, неся тяжкие монашеские подвиги, ослабел он и погиб. Однако Бог хранил блаженного Стефана, и тот переносил подвиги поста и молитвы как самый лучший монах. О его мудрости [и рассудительности] стали говорить во всем Царьграде. И царь стал его уважать, всё чаще испрашивая у него совета. Так, например, святой Стефан посодействовал развенчанию и ниспровержению известной ереси Варлаама, с которой боролся святитель Григорий Палама (см. Синаксарь второй недели Великого поста). Варлаам в то время находился в Царьграде и ловкими интригами склонил к своему мнению многих вельмож и сановников в Церкви и при дворе. Пребывая в недоумении, царь вызвал Стефана и спросил его, что ему делать с Варлаамом. Мудрый Стефан ответил ему словами Псалмопевца: Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех? И еще добавил: «Опасных людей следует изгонять из общества». Выслушав сие, император Кантакузин немедленно с бесчестьем прогнал Варлаама из столицы. Созерцание. Да созерцаю чудесную силу исцелений у апостола Павла (Деян. гл. 28), а именно: 1) как святой Павел, помолившись, возложил руки на отца начальника острова [сего последнего звали Публий] и исцелил его от горячки и боли в животе; 2) как и многих других в том месте уврачевал он подобным образом. Проповедь о Создателе нового человека. Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (Еф. 2: 15). Снизойдя на землю, человеколюбивый Господь пришел ко всем людям, а не только к некоторым. Иудеи ожидали Мессию – Он пришел как Мессия. Язычники чаяли Искупителя – Он пришел как Искупитель. Пришел Он с равной любовью и к иудеям, и к язычникам. Кроме иудеев и язычников, никого третьего на земле и не было. Иудеи единственные в міре веровали в истинного Бога, язычники поклонялись идолам. Впрочем, иудеи также омрачили свою веру собственными беззакониями и не знали ничего – так по своему неразумию и невежеству сделались они под стать язычникам. А тем более – по греховному проклятию, которое от Адама тяготело над черной землей. Как ветхий Адам принадлежал не только иудеям, но и язычникам, ибо и те и другие произошли от него, так и Новый Адам принадлежал не только одним из них, но обоим, ведь спас Он тех и других. Господь Иисус [Христос] не мог одобрительно относиться ни к царству иудейскому, то есть царству пустого законнического формализма, ни к царству эллинскому (и вообще – языческому), то есть царству натуралистических басен и демонического колдовства и ворожбы. Но взял Он обоих больных и обоих исцелил. Уврачевав же их обоих, устроил Он из них нового человека. Это – Церковь Божия. Так Господь упразднил и отверг как иудейство, так и эллинство и создал Свою Святую Церковь. О Господи Иисусе, всеблагий и всемудрый, всё благо и всё премудро паче всякого слова, что́ Ты совершил. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author