petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 23 (10) ноября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Свв. апостолы Олимп [Олимпан], Ераст, [Куарт] (Кварт), Родион [Иродион], Сосипатр и Тертий. Все они были из числа семидесяти Апостолов. Последние трое упоминаются еще и под другими датами, а именно: Родион – 8 апреля, Сосипатр – 28 апреля, а Тертий – 30 октября. Святые Олимп (Рим. 16: 15) и Родион были последователями апостола Петра. Когда пострадал Петр, и они сподобились мученической смерти, будучи обезглавлены по приказу Нерона. Ераст (Рим. 16: 23) был сначала экономом Иерусалимской Церкви, а затем епископом в Панеаде Палестинской [Кесарии Филипповой]. Куарт (Рим. 16: 23) был епископом в Бейруте [Вирите], много пострадал и многих привел к вере Христовой. Сосипатр (Рим. 16: 21) был епископом в Иконии, а Тертий (Рим. 16: 22) был его преемником на той же иконийской кафедре. [Все они] духовно ратовали, вышли [с поля брани] победителями и удостоились венцов славы. 2. Св. мученик Орест. Родом из Тианы в Каппадокии. Святой Орест был христианином с самого рождения, а по роду занятий – врачом. Во время царствования Диоклетиана его сурово истязал некий жестокий князь Максимин. Когда сперва внушал он мученику отречься от Христа и поклониться идолам, Орест ответил: «Если бы ты знал силу Распятого, то отверг бы идольскую ложь и поклонился бы Богу истинному». За это его сильно били, строгали и терзали, а затем опаляли раскаленным железом и в довершение бросили в темницу, чтобы умер он там от голода. Семь дней провел юный Орест в подземелье без хлеба и воды. На восьмой день снова вывели его пред князя, который принялся угрожать ему лютейшими пытками. На это Орест ему ответил: «Готов я претерпеть всякое мучение, имея знамение Господа моего Иисуса Христа, начертанное на сердце моем». Тогда по повелению князя забили ему в ноги 20 [по другим источникам –12] железных гвоздей, привязали к коню и гнали по камням и терниям, пока сей Божий мученик не испустил дух. На том месте, где было брошено тело Ореста, явился некий светлый как солнце муж; собрал он все кости святого мученика, перенес их на гору близ города Тиана и там с честью похоронил. Сей дивный мученик явился святителю Димитрию Ростовскому и показал ему все свои раны на теле. 3. Св. Нонн, епископ Илиопольский. Получил известность как великий подвижник в Тавеннском монастыре в Египте, по причине чего в 448 году был рукоположен во епископа к Едесской епархии. Позднее перешел в епархию Илиопольскую, где обратил 30 тысяч арабов в веру Христову. По кончине епископа Ивы святой Нонн снова вернулся в Едессу, где пребыл до смерти, то есть до 471 года, когда и упокоился. По его молитвам обращена в Христову веру знаменитая грешница Пелагия, прославившаяся после этого святостью жизни (см. 8 октября).
Не пощадил Орест своей прекрасной младости,
Дабы сподобиться небесной, светлой радости.
Пред судией хвалился он Христом распятым,
Превечным Богом, на кресте подъятым.
И бичеванье претерпел, и опаления,
Смеясь над идолами (нет в них воскресения!);
От Духа Божия стяжал в огне прохладу,
Весь изъязвленный – чувствовал отраду!
Уста его молитвой искренней дышали
И благодарность Богу воссылали.
За то, что мук его Создатель удостоил,
Соделал чадом света, в райских кущах упокоил.
О мученик Орест, нам, грешным, помоги,
Любовь ко Господу в сердцах у нас зажги,
Будь светочем нам до скончанья дней земных,
Чтоб мы сподобились селения святых.
Рассуждение. Предивные пути Божия Промысла проявились в исключительном и досточудном событии в монастыре Дохиар во времена блаженного Неофита, племянника святого Евфимия. Когда по смерти Евфимия Неофит начал строить новую и более просторную церковь святителю и чудотворцу Николаю, у него закончились средства, и стал он молиться Богу о помощи. И Бог помог ему чудесным образом. Напротив Дохиарского монастыря лежит остров Лонгос, или Сика. На этом острове у Неофита был небольшой метох, близ которого стояло каменное человеческое изваяние. На статуе была заметна надпись: «Ударивший меня в голову найдет много золота». Многие били истукана по голове, но ничего не нашли. Неофит отправил туда по каким-то делам монастырского послушника Василия. Сей Василий однажды встал перед статуей и дивился загадочности выгравированной надписи. При этом забрезжил рассвет, и статуя отбросила свою тень к западу. Василий взял камень и ударил им по голове тени, а затем начал в том месте копать и нашел котел, полный золотых монет. Немедленно побежал он и сообщил об этом игумену Неофиту. Игумен назначил троих достопочтенных монахов отплыть вместе с Василием на монастырском кораблике и принести золото. Итак, эти монахи нагрузили золото на суденышко и поплыли назад. Но когда переплывали они море, диавол вложил им в голову помысел самим завладеть этими монетами. И вот трое сих с виду самых благочестивых монахов, прельстившись наветом сатаны, связали Василия веревкой, повесили ему на шею камень и бросили его в море. Когда Василий стремглав опустился на дно моря, внезапно явились ему Архангелы Михаил и Гавриил в виде двух светоносных юношей. Взяли они его, перенесли в Дохиарскую церковь и положили в запертом храме пред царскими вратами. Наутро монахи, войдя в храм, нашли связанного Василия, лежащего перед алтарем. Игумен расспросил его и узнал о [свершившемся] с ним чудесном событии. В эту минуту вошли и те три монаха, которые, увидев Василия живым, были точно сражены громом. Игумен примерно наказал их, а золото взял и окончил строительство большой церкви, однако посвятил он ее не святителю Николаю, а святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Вот почему древний храм, построенный святым Евфимием в Дохиаре, именуется церковью святителя Николая, а новый храм – церковью святых Архангелов Михаила и Гавриила. Созерцание. Да созерцаю чудесное спасение [апостола] Павла от змеи (Деян. гл. 28), а именно: 1) как [апостол] Павел, набрав хвороста, клал его в огонь; 2) как ядовитая змея, выскочив из жара, вцепилась ему в руку; 3) как он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Проповедь о единственном мире и Примирителе. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно (Еф. 2: 14). Между израильтянами и язычниками зияла пропасть, которую никто из смертных не был способен ни заполнить, ни выровнять. Мог это сделать только Владыка Христос, – и Он действительно это сделал. То, что́ было удалено, Он сблизил и соединил. Чем? Кровию Своею. Иначе говоря, Своей жертвой заменил Он все прочие жертвы. Тем самым искупил Он и заменил Собою всю природу, от которой люди брали и приносили [нечто] в жертву Богу (либо богам). Одна жертва довольна и для израильтян, и для язычников – это жертва Христова. Далее, кровь животных разделяла израильтян и язычников: и по месту, где была приносима; и по тому, кому была приносима (ведь израильтяне приносили ее истинному Богу, а язычники – ложным богам); и по виду животных, которые приносились в жертву; и по самому способу приношения. Теперь же Пречистая Кровь Христова заместила все те виды крови, и сия Христова Кровь объединяет израильтян с язычниками, делая их побратимами. И те и другие становятся кровными братьями, равно как и все мы, верующие, братья по крови – благодаря Крови Христовой, которой искуплены мы от клятвы и которой теперь питаемся. Стоявшую посреди преграду, разделявшую и разлучавшую, Он разрушил, сочетав воедино руки и сердца израильтян и язычников. Чем? Плотию Своею. То есть живой истиной – истиной, воплощенной в Себе. Сень ветхозаветного закона заменяла эту истину у израильтян, а [мифы и] басни подменяли ее у язычников. То и другое удалил Он, явив живую истину во плоти. И мір увидел ее и возрадовался. О Господи Иисусе Христе, преблагий наш Искупитель, объедини сердца нас, верных Твоих. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author