petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие от Луки: Ответ относительно раздела имения и о любостяжании; наставления: об умеренности

Автор: епископ Михаил (Лузин)

Лк. 12: 13–14. Некто из народа и пр.: видя, что Господь с властью учит и делает, и видя, как велико влияние Господа на народ, некто подумал, что если Господь скажет только слово, то брат его разделит с ним наследство, как ему хочется. Видно, что между братьями было дело о дележе наследства, но в чем оно состояло – не видно. Из дальнейшего хода речи можно еще заключить, что кто-то из братьев был скуп (ст. 15). – Кто поставил Меня судить или делить вас? Это дело подлежало судебным местам, и закон должен был рассудить между братьями. Господь пришел не для того, чтобы разбирать подобные мелочные тяжбы, основанные на мелких страстях человеческих, а для более великих и высоких дел, потому и устраняет себя от этого дела (ср. Феофилпкт). Притом, Он проповедует добровольное отречение от имений, а тут просят Его, вопреки духу его учения, чтобы Он повелел разделить имение или наследство. Сверх этого, так как это дело подлежало судебному ведению и решению, то такое или другое решение дела Господом могло возродить в той или другой из тяжущихся сторон неудовольствие, а затем и столкновение по суду и с судом. Не таково дело Господа, для которого Он пришел, – и Он отказывается решить спор между братьями, хотя, без сомнения, мог решить его. Пример и для Его последователей, и проповедников Евангелия.

Лк. 12: 15. Берегитесь любостяжания: по своему обыкновению Господь пользуется представившимся случаем для того, чтобы извлечь из него нравственное назидание для своих учеников и последователей. Любостяжание – страсть к приобретению имений для наслаждения благами мира этого, любовь к богатству. Господь не раз и с силой поучал об опасности богатства в деле спасения и препятствиях, какие представляет оно для приобретения нравственного совершенства (Мф. 19 и дал. Мк. 10 и дал.), и теперь по представившемуся случаю предостерегает от любостяжания, которое противно 10-й заповеди закона (Исх. 20: 17) и которое Апостол называет идолослужением (Кол. 3: 5; ср. Еф. 5: 3. Евр. 13: 5). – «Жизнь человека не зависит» и пр.: слово жизнь нередко употребляется в смысле благоденствия, благополучия, и слова Христовы в этом смысле значили бы, что благоденствие, или благополучие, или счастье человека не зависят от его богатства. Но если принять во внимание смысл следующей за этим притчи, показывающей, что богатство не может продлить жизнь богатого, то слово жизнь надобно принимать в теснейшем буквальном смысле, и изречение Спасителя будет значить, что так как жизнь наша зависит не от богатства, но от воли Божией, то и не надобно очень заботиться о нем, не надобно предаваться любостяжанию. «Мера этой жизни не соразмеряется с изобилием имения. Ибо если кто имеет многое, то не значит еще, что он и проживет долго. Долголетие не зависит от множества богатства» (Феофилакт). Лк. 12: 22–23. Если не таково богатство земное:то стоит ли оно того, чтобы добиваться его? Посему говорю вам и пр.: Посему, то есть потому, что излишняя привязанность к сокровищам временным отвлекает от попечения об истинном духовном благе, маммона отвлекает от Бога. Не заботьтесь. Господь предостерегает от беспокойной, томительной заботливости о благах временных, от пристрастия к ним (ср.: Лк. 8: 14, 21: 34; Флп. 4: 6). В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских; трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель, и апостолы, тогда как беззаботность всегда порицается. Не беззаботности научает Господь, а излишнюю заботливость запрещает. Для души вашей, что вам есть и прочее. Душа – в смысле общей жизненной силы человеческого организма, которая поддерживается пищей и питьем (ср.: Мф. 10: 39, 16: 25). Душа не больше ли пищи. Если Бог даровал человеку большее, то не тем ли легче для Него дать меньшее? (ср.: Златоуст, Феофилакт, Афанасий Великий). Он даровал человеку жизнь, которая больше, важнее, драгоценнее пищи и питья, поддерживающих жизнь. Он сотворил тело, которое больше, важнее, драгоценнее одежды. Если же Он явил столько могущества и благости в отношении к человеку, даровав ему жизнь, то ужели не станет у Него столько могущества и благости, чтобы давать человеку и то, что малоценнее жизни и тела, – пищу, питье и одежду? К чему же беспокойная, тревожная заботливость об этом меньшем? Взгляните на птиц небесных. Наглядное доказательство могущества и благости Отца Небесного, Который печется о всем сотворенном и тем делает неуместной всякую излишнюю заботливость человека об удовлетворении телесных потребностей. Птицы небесные (ср.: Быт. 2: 19; Пс. 8: 9, 103: 12) – свободно, беззаботно реющие в пространствах воздушных, не приготовляют сами себе пищи и однако же не умирают с голоду, ибо Отец Небесный, заботясь о них, дает им пищу. Не гораздо ли лучше. Ваша жизнь более драгоценна в очах Божиих, чем жизнь птиц; душа ваша назначена для бессмертия, тогда как жизнь птиц ограничивается этой временной жизнью. Согласно ли с благостью Отца вашего Небесного, чтобы Он оставил вас без удовлетворения временных телесных потребностей ваших, когда Он так заботливо печется даже о птицах небесных? Поэтому не заботьтесь чрезмерно. «Итак, ужели не должно сеять, скажет кто-либо? Нет, Он не сказал, что не должно сеять, но что не должно заботиться; и не сказал, что не нужно работать, но что не должно быть малодушным и изнурять себя заботами. поелику Он велел и кормиться, но не заботиться о пище» (Златоуст). Лк. 12: 24–31. В устранении чрезмерной заботливости не только о богатстве, но и вообще о предметах житейских, Господь указывает на величайшую милость, любовь и заботливость Божию о тварях, низших человека. Прибавить себе росту. Другое наглядное доказательство того же, взятое от бесполезности излишней заботливости человека о своих временных потребностях; при всей своей заботливости он не в силах произвести какую-либо существенную перемену в своей жизни, например увеличить свой рост. Бог дал человеку известный рост, и человек при всей заботливости своей не может ни увеличить его, если он мал, ни уменьшить, если велик. Рост или возраст означает также продолжение жизни человеческой (Ин. 9: 21–23); потому выражение приложить росту может означать также продолжить время жизни своей. Бог определил человеку время жизни, положив ей известный предел, и никакая заботливость человеческая не может продлить жизни далее этого назначенного предела. К чему же чрезмерная заботливость о телесной жизни? «Если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд – словом, ничто не поможет нам, но все будет тщетно» (Златоуст). Полевые лилии. Новое доказательство могущества и благости Отца Небесного, пекущегося о всем сотворенном, что научает человека не заботиться чрезмерно о своих телесных потребностях. Вот, например, лилии полевые, разные виды которых растут на Востоке в диком состоянии, на полях; о них не заботится попечительная рука человека, и сами они не заботятся приготовлять себе одежды. Ни трудятся, ни прядут. «Словами ни трудятся, ни прядут запрещает не самое занятие, но излишнее попечение об одежде» (Златоуст). Соломон во всей славе своей. При всем богатстве своем, при всей пышности своей и великолепии царском (ср.: 2Пар.9:15 и далее) Соломон не одевался так прекрасно, как эти дикие полевые лилии, нежные, чистые, разнообразные, «ибо такое же различие находится между одеждами и цветами, какое между истиной и ложью» (Златоуст). Будет брошена в печь. Указывается на ничтожность назначения этих прекрасных лилий сравнительно с назначением человека. Ныне они растут, ими любуются, они восхищают взор человека своей прелестью – завтра их может не быть, их сорвут, они засохнут, их бросят в печь, а человек создан для вечности. Если же Отец Небесный так печется об этой траве, то не тем ли более о человеке? Если ее одевает, то оставит ли так человека? (ср.: Златоуст, Феофилакт). К чему же чрезмерная заботливость? Ищут язычники. Те, которые не знают истинной религии и, следовательно, не понимают истинно Божественного Провидения, «которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые ни мало не рассуждают о будущности и не мыслят о Небесах» (Златоуст), – им свойственна такая забота и о пище, и питье, и об одежде, и о прочем. Но вы, ведущие вашего Отца Небесного, который знает нужды ваши (ср.: Мф. 6: 8), вы, которые всем существом должны стремиться к небесному, – вы не должны беспокоиться обо всем этом, если желаете быть верными и преданными чадами Божиими. Отец ваш Небесный Сам заботится о вас. Ищите же прежде Царства Божия. Ищите, заботьтесь, старайтесь прежде всякой заботы о телесных и временных житейских потребностях найти Царство Божие (ср.: примечание к Мф.3:2), сделаться истинными членами Царства Христова, Царства истинной веры и надежды, Царства, в котором прежде всего должны быть удовлетворены потребности духовной природы человека. И правды Его. Оправдания пред Богом, какое по заслугам Спасителя даруется всякому члену сего Царства, – праведности пред Богом. Приложится. Присоединится как бы в придачу и воздаяние за труды и искание Царства Божия. Приложится – и чувственно, внешне, так как праведники получают иногда и внешнее воздаяние, а особенно внутренне, так как истинно ищущие Царства Божия вполне и во всем довольны своим состоянием внешним и видимая скудость для них – истинное довольство (прим. ср. прим. к Мф. 6: 25–33).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author