petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 18 (5) ноября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Преподобномученики Галактион и Епистимия. Родом из финикийского города Едесса, оба из семей языческих. Мать Галактиона была неплодной, пока не приняла крещение. Затем и мужа своего привела она к правой вере, [так что] и он крестился; и сына своего, Галактиона, воспитала она в вере христианской. Когда Галактион возмужал, упокоилась его добрая мать Левкиппия, а отец обручил ему некую девицу Епистимию. Галактион никак не хотел вступать в брак, но сперва убедил Епистимию креститься, а затем вместе с ним принять и монашество. Оба они удалились на гору Пуплион (Публион) близ Синая: Галактион – в мужской монастырь, а Епистимия – в женский. Каждый из них явил себя в своей обители подлинным светилом, превосходя прочих в труде и молитве, в смирении и послушании, а также в любви. Не выходили они из монастырей и не видели друг друга вплоть до смерти. Разразилось жестокое гонение, и обоих их повлекли на суд. Когда Галактиона беспощадно избивали, Епистимия плакала. Тогда стали бить и ее. Потом отрубили им руки, затем ноги и наконец головы. Их тела взял и с честью похоронил Евтолмий, бывший некогда рабом тестя Галактиона, а затем и монахом, сподвижником Галактиона. Он и написал Житие сих дивных Христовых мучеников, пострадавших и принявших небесные венцы в 253 году.
2. Свв. апостолы Патров, Ерм, Лин, Гаий и Филолог. Все они принадлежали к числу семидесяти Апостолов. Патров был епископом в Неаполе и Путеолах, Ерм – в Филиппополе (Рим. 16: 14), Лин – в Риме (2 Тим. 4: 21), Гаий – в Ефесе (Рим. 16: 23), Филолог – в Синопе (Рим. 16: 15). Все они с любовью исполнили закон Христов и удостоились Царствия Христова. 3. Св. Иона, архиепископ Новгородский. Родился в Новгороде и рано остался сиротой. Взяла его к себе в дом и воспитала некая богобоязненная вдовица. Увидев его еще в отрочестве, юродивый Михаил Клопский пророчески сказал ему: «Иванушка, учись прилежно, ибо будешь ты архиепископом в сем великом Новгороде». И действительно, в дальнейшем по кончине архиепископа Евфимия сей Иона был избран и посвящен на его место. Отличался святой Иона благочестием и милосердием, как редко кто из смертных. Строил он храмы и монастыри и [во всем] являл себя подлинно добрым пастырем. Предложили ему и кафедру митрополита Московского, но он отказался, указывая на свой преклонный возраст. Мирно упокоился 5 ноября 1470 года и перешел в радостные небесные обители. Через сто лет по его смерти в Новгороде случился грандиозный пожар. Посреди пламени мощи сего святителя не сгорели, а, напротив, начали после этого являть целебную силу и источать дивное благоухание.
Галактион, разумный муж, и Епистимия девица
Оставили сей мір греховный, что в погибель мчится.
Тела свои распяли со страстьми́ и похотьми́,
Стремились духом в небо, подвизался вельми.
Сердца их пламенеют, ибо Бог в них обитает;
Любовью ко Христу себя в сем міре распинают
Те души, что мученья не страшатся претерпеть.
Галактион не дал себя тревогам одолеть;
На грозное судилище он шествовал без страха:
К чему жалеть земную плоть, что создана из праха!
За ним и Епистимия девица поспешила:
«Меня ты ко Христу привел, – смиренно говорила, –
Возьми меня с собою, недостойную сестру,
За Господа я ныне с вящей радостью умру!»
Галактион и Епистимия, святые брат с сестрой,
От Господа отречься не хотели ни за что!
Христа Превечным Богом исповедали пред всеми;
Скончались в муках, насаждая христианства семя.
Предали души Господу, в мір горний вознеслись –
Со Ангелами вкупе в райских кущах обрелись.
Соцарствуют сегодня они в лике всех святых,
Нас побуждая, грешных, брать пример достойный с них.
Рассуждение. Что́ тень в сравнении с действительностью, и даже еще меньше, то́ телесная любовь по сравнению с любовью духовной. Братство и сестричество по плоти и крови – ничто, если сопоставить их с братством и сестричеством по духу. Галактиону отец обручил девицу Епистимию. Галактион крестил Епистимию, и после этого оба они приняли монашество. Любовь по плоти заменила в них любовь духовная, крепкая донельзя (в серб. букв:, крепкая, как смерть). Столь сильна была любовь Галактиона к Епистимии, что не хотел он никогда видеть ее телесными очами. Ведь для любви духовной не нужны ни тело, ни свидание. Настолько же сильна была духовная любовь Епистимии к Галактиону, что когда услышала она, что Галактиона увели на истязания, то и сама побежала вслед за ним, прося его не отвергать ее, но в свойстве духовного отца и брата принять в сомученичество. Когда безжалостные палачи били святого Галактиона по нагому телу, святая Епистимия рыдала. Когда же отрубали им за Христа руки и ноги, оба они радовались, прославляя Бога. Столь велика была сила их любви к Владыке Христу, а также любовь духовная, которую питали они друг ко другу. Поистине плотская любовь похожа на пеструю бабочку, жизнь которой недолговечна, а любовь духовная не стареет и не угасает [букв.: любовь духовная продолжительна]. Созерцание. Да созерцаю чудесное действие Святого Духа на крещеных (Деян. гл. 19), а именно: 1) как Павел, придя в Ефес, видел людей, крестившихся Иоанновым крещением покаяния; 2) как возложил он на них руки – и сошел на них Дух Святой; 3) как исполнились они силы и стали говорить [иными] языками и пророчествовать. Проповедь о возвышении человека через воскресшего Христа. Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его (Еф. 1: 21–22). Вот высота, на которую вознес Бог человеческое существо! Ибо речь здесь не о Божественной природе Христовой, а о человеческой; не о вечном Слове Божием, а о Человеке Иисусе, Которого Бог воскресил из мертвых и вознес не только над всем сим видимым и смертным міром, но и над [міром] невидимым и бессмертным, превыше всех ангельских чинов и небесных властей, превыше всей явленной и неявленной досточудной небесной иерархии, превыше всякого сотворенного существа, ве́домого и неве́домого, [равно как] и превыше всякого имени, нарицаемого в обоих міраx: в міре вещественном и в міре духовном. Видите ли, братья, как преславный наш Творец исполнил Свое обетование, данное изгнанному из рая Адаму, и еще яснее изреченное Аврааму, и еще отчетливее раскрытое через пророков и Давида! Замечаете ли, как Господь Саваоф начал прославлять человеческий род, возвеличив Человека Иисуса, в Котором было воплощено Божество Бога Сына Божия! Как Первенца славы сперва прославил Его, а затем по порядку – [и] всех тех, которые причислили себя к Его [последователям] и благодатью Духа Святого назнаменовали себя к вечной славе и вписали себя в Книгу жизни. Не напрасно Церковь воспевает Божию Матерь как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Там, где возвеличился воскресший Господь, там возвысилась и Его Пресвятая Богоматерь, а также и Его святые Апостолы – по Его слову к Отцу Небесному: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17:24). Таково необозримое следствие сошествия Бога на землю. Таков неизреченный плод Его страданий. О Господи Исусе Христе, Спаситель наш, равный только Отцу Своему и Духу Святому, помоги нам до конца выбраться из преисподней смрадных грехов и чувственного безумия. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author