petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 13 ноября (31 октября)

Автор: святитель Николай Велимирович, епископ Охридский

1. Свв. Апостолы Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул. [Все они] из числа семидесяти. Святой Стахий был помощником святого апостола Андрея Первозванного. Святой Андрей поставил его епископом в Византии. Стахий воздвиг церковь в Аргирополе и ревностно и верно управлял своей паствой. После 16 лет пребывания на кафедре мирно упокоился в Господе. Святые Амплий и Урван тоже соработничали святому Андрею, который поставил их епископами в Лидде, или Диосполе Иудейском, и в Македонии соответственно. Оба они мученически скончались за Господа Иисуса Христа. Святого Наркисса апостол Филипп поставил епископом в Афинах. Святой Апеллий был епископом в Ираклии Фракийской. Святой Аристовул, брат апостола Варнавы, проповедал Христову веру в Британии и там мирно скончался. 2. Св. мученик Епимах. [Был] родом из Египта, в Египте [же и] подвизался; [там же] в Египте и скончал мученически свою земную жизнь. Подражая святому Иоанну Крестителю, еще юношей удалился в пустыню. За его горячую любовь к Богу Дух Божий наставил его на всякую истину и без всякого другого учителя дал ему научение, как подобает подвизаться. Однако узнал Епимах, что язычники, не терпя имени Христова, мучают и убивают христиан в Александрии. Весь возгоревшись ревностью по вере, святой Епимах пришел в этот город и сокрушил идолов. Когда язычники стали его за это истязать, он воскликнул: «Бейте меня, плюйте на меня, возложите мне на голову терновый венец, дайте мне трость в руки, напойте меня желчью, распните меня на кресте и пронзите меня копьем – что́ претерпел Господь мой, то́ и я хочу претерпеть». В толпе народа, наблюдавшего за мучениями святого Епимаха, была и некая женщина, слепая на один глаз. Горько плакала она от сострадания, взирая на бесчеловечные пытки, которым подвергался сей Божий угодник. И когда палачи строгали тело святого Христова мученика, из него брызнула кровь, причем одна ее капля попала на слепой глаз сей женщины. Внезапно женщина прозрела – так что ее слепой глаз стал здоровым, как и второе [ее око] – и громко возгласила: «Велик Бог, в Коего верует сей страдалец!» Затем святому Епимаху отсекли голову, и душа его отошла в вечную радость Господа. [Произошло это] около 250 года. 3. Св. мученик Николай Хиосский. Набожный юноша и большой ревнитель веры Христовой. Родился в селении Кириах на острове Хиос, где турки предали его мучениям и в 1754 году обезглавили. Так на родном острове предал он свою праведную душу Богу. 4. Препп. Спиридон и Никодим. Монахи-просфорники в Киево-Печерской обители. Неграмотный Спиридон знал всю Псалтырь наизусть и уже при жизни творил чудеса. Упокоился в 1148 году.
У Божиего мученика святого Епимаха
Не было в сердце никакого страха:
Не боялся демонов он и людей неверных,
А тем паче – мертвых истуканов скверных.
На мученьях радовался он непрестанно
И улыбкой чистой бичевал судью-тирана.
Хоть покрыто ранами тело честное,
Ум вперяет мученик в Царство неземное.
Пострадать решил он по подобию Христа,
Потому и совесть у него чиста.
Что́ желал – то́ Бог ему и назначил
И чудесной силой наделил в придачу:
Тяжкие недуги в людях исцелять,
Подавать сердцам их мир и благодать.
Воин сей Христов с крестным знаме́нием
Крепким адамантом был средь драгих камений;
Как звезда он многим людям светил –
Души таковые Господь возлюбил.
О страдалец дивный, Епимах пречудный,
Истинной веры узник досточудный,
Защити от зла нас молитвами своими,
Присно Церковь Божию сохраняя ими.
Рассуждение. Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10: 38). Святой преподобномученик Тимофей Есфигменский ([память] 29 октября) в міру был человеком женатым и имел двух дочерей. Впоследствии, когда, будучи монахом, решил он пострадать за Христа и уже собрался в дорогу на страдания, испросил он у игумена благословения зайти в свое село Кисани, чтобы увидеться и проститься с дочерьми. Игумен не разрешил ему этого, опасаясь, как бы встреча с чадами не угасила в нем решимость [пострадать] и не отвратила бы от мученичества за веру. Однако родное село Тимофея лежало на дороге к Пропонтиде, куда он направлялся. Проходя по деревне, встретил он своего соседа, перемолвился с ним словом и через него передал привет дочерям. Напрасно зазывал его сосед свернуть [к родному дому], увидеться с дочерьми и отдохнуть. Тимофей попрощался и, ускорив шаг, поспешил по дороге к своей цели. Когда дочери услышали от соседа о своем отце, то побежали следом за ним, чтобы его увидеть. И тогда предстала глазам редкая и величественная картина: дочери мчатся что есть сил, чтобы обнять своего отца, а отец убегает от своих дочерей, чтобы не погрешить против заповеди игумена своего. Быстро бегут дочери, а он еще быстрее. Спешат дочери в объятия своего отца, а Тимофей, убегая от них, спешит в объятья смерти. Утомились дочери от бега и вернулись [домой] в глубокой скорби, [потому что] так и не догнали своего родителя. Перед смертью Тимофей упросил своего духовника, старца Германа, посетить его родное село и известить дочерей о его мученической кончине. Герман выполнил это поручение. Турки отрубили Тимофею голову, а его тело бросили в реку. Герману удалось лишь забрать окровавленную одежду святого мученика, с которой на обратном пути зашел он в село Кисани, разыскал там Тимофеевых дочерей, поведал им о доблестной смерти их отца и показал им его одежду. Созерцание. Да созерцаю чудесное руководство Апостолов Духом Святым (Деян. гл. 16), а именно: 1) как Павел [вкупе] с Силой хотел из Мисии идти в Вифинию; 2) как Дух не допустил их туда; 3) как в полуночном видении явился Павлу некий муж, Македонянин, и призвал его идти в Македонию. Проповедь об уверенности праведника в том, что он не умрет. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня (Пс. 117: 17). Кто может сказать: не умру? Тот, кто держится за живого Господа. Кто способен несомненно утверждать: но жив буду? Тот, кто зрит живого Господа пред собой. Енох и Илия не умерли, а были взяты в бессмертную жизнь. Господь взял их по Своей милости – чтобы доказать людям существование бессмертной жизни. Владыка Христос умер и воскрес по силе Своей – во удостоверение воскресения мертвых. Апостолы и прочие святые умерли, однако многие из них, движимые человеколюбием, явились из міра оного, дабы люди воочию убедились в том, что вечная жизнь и впрямь существует. Следовательно, и те, кто был взят [живым], и те, кто принял смерть, – все они жительствуют с воскресшим Господом [Иисусом] Христом в бессмертном Царстве. Не умру, но жив буду, – говорил царь Давыд с великой достоверностью, хотя и жил на земле прежде Господня воскресения и [прежде] благовестил о всеобщем воскресении праведников162. Еще с вящей уверенностью должен произносить эти слова каждый из нас, христиан, а именно: не умру, но жив буду, – так как воскресший Господь есть основание нашей веры и так как очи наши видели и уши наши слышали больше, гораздо больше, чем очи и уши царя Давида. После Креста Христова диавол стал как дым, а после Его воскресения смерть сделалась подобной туману, через который [праведные люди] выходят на солнечное поле бессмертия. Блажен тот [человек], братья, кто удостоился жив быти и поведати дела Господня! Господи живый, оживи нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

  • О небе

    Автор: архимандрит Рафаил Карелин Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие, беседу Исуса Христа со…

  • Пасха Господня. День, который наступает ночью

    Автор: Протоиерей Александр Шаргунов Среди Пасхального ликования. Радость Воскресения Христова пришла к нам, и радости этой никто не может…

  • Апостол святому Георгию: Деян., 29 зач., 12, 1‒11

    Автор: протоиерей Олег Стеняев Толкование на сегодняшнее чтение (Деян. 12, 1‒11). Текст апостольских Деяний: В то время царь Ирод поднял…

Comments for this post were disabled by the author