petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 3 ноября (21 октября)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Прп. Иларион Великий. Как роза вырастает на тернии, так сей великий святой родился в семье язычников, живших в селении Фавафа близ Газы Палестинской. Родители отправили его учиться в Александрию, где одаренный юноша быстро овладел и светской ученостью, и духовной мудростью. Познав Господа Иисуса Христа и крестившись, он возжелал всецело предать себя Господу на служение. Горя таким сердечным намерением, Иларион посетил преп[одобного] Антония в пустыне и стал его учеником. Затем вернулся он в родные края и подвизался близ Маиума подле Газы. Устрашали его демоны различными привидениями, но молитвой к Богу и крестным знамением он всегда побеждал их и отгонял. Вокруг него собралось множество ревнителей духовной жизни, и стал преподобный Иларион для Палестины тем же, чем был преподобный Антоний для Египта. Божественный учитель, неутомимый подвижник, дивный чудотворец, Иларион был уважаем не только христианами, но и язычниками. Однако, опасаясь людских похвал и повторяя с плачем: «Горе мне, ибо принял я на земле свою награду!» – он переходил с места на место, только чтобы укрыться от людей и остаться наедине со своей душой и с Богом. Так, некоторое время имел он пристанище в Египте, [потом] на Сицилии, в Далмации и наконец на Кипре, где около 372 года и скончал свою многотрудную жизнь, достигнув 80-летнего возраста. Исихий, ученик преподобного Илариона, перенес его чудотворные мощи в Палестину и положил в основанном им монастыре.

2. Свт. Иларион, епископ Меглинский. Родился в знатной и благочестивой семье. Его бездетная мать долго молилась Богу, чтобы даровал Он ей дитя. В ответ на ее молитву явилась ей Пресвятая Богородица и утешила ее словами: «Не скорби, родишь сына, и он многих обратит ко свету истины». Когда Илариону исполнилось 3 года, из его уст стала непрестанно доноситься песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Получив хорошее образование, он на 18-м году жизни принял монашество и основал обитель с уставом преподобного Пахомия. В 1134 году тырновский архиепископ Евстафий [с собором епископов] рукоположил Илариона во епископа Меглинского. Почти на протяжении всей жизни святой Иларион вел упорную борьбу с богомилами и армянскими еретиками. Своей духовной образованностью и неподражаемой святостью посрамил он их всех, причем многих из них привел к Православию. Мирно упокоился и переселился в Царство Господа своего в 1164 году. 3. Прп. Филофей. Родился в городе Хрисополь в Македонии. Турки насильно отняли его у матери-вдовицы и вместе с еще одним его братом ввергли в темницу. Из темницы чудесно спасла их Пресвятая Богородица, перенеся в монастырь в Неаполе Малоазийском. Мать впоследствии обрела своих сыновей монахами и сама приняла постриг. Филофей перешел на Святую Гору, где сначала подвизался в монастыре Дионисиат, а затем в пустыне. Был удивительным аскетом и великим победителем силы бесовской. Мирно упокоился на 84-м году жизни. Повелел не погребать его тела, а бросить его в лес на съедение зверям и птицам. В дальнейшем некий рыбак увидел в лесу яркий свет и пошел обогреться, думая, что это костер. Однако свет исходил не от огня вещественного, а от чудотворных мощей преподобного Филофея.
Иларион святой звездою неботечной
Полмiра обошел, взыскуя жизни вечной.
Но сколько не таился, от людей не мог укрыться –
Свет подвигов его вселенной должен был явиться.
Больше всего хотел он славы міра избежать,
Но где сияет свет – там тьма не может пребывать.
От силы его демоны лукавые бежали
И тем невольно святость его людям открывали.
Куда ни приходил он – всюду исцелял недуги,
Князья пред ним бесовские дрожали, словно слуги.
В пещере затворялся он, но всем известен был,
Ведь славу в себе Божию нетленную носил.
Так прославляет Бог прославивших Его,
Венцами наградить не забывая никого.
Когда земное поприще приблизится к концу,
Победоносцу каждому дает Он по венцу.
Сей дивный старец, духом неизменно молодой,
Лик Божий созерцает ныне в жизни неземной.
Но и теперь молитвою воинствует за нас,
Чтобы Господь помиловал нас, грешных, в судный час.
Рассуждение. Всевидящее Божие око бодрствует над всеми людьми, чудесным образом руководствуя верных ко спасению. То, что верующему вначале представится невосполнимой утратой, с течением времени окажется великим прибытком. Случай с преподобным Филофеем и его братом, которых мать считала навсегда потерянными, подобен случаю, имевшему место с преподобным Ксенофонтом (память 26 января) и со святым великомучеником Евстафием Плакидой и его супругой и сыновьями. Когда преподобный Филофей вкупе с братом сидел в турецкой тюрьме в Македонии, явилась им Пресвятая Богородица в облике их матери и сказала: «Встаньте, мои дорогие дети, и пойдемте за мной!» И во мгновение ока юноши оказались в монастыре в малоазийском городе Неаполе. Когда рассказали они игумену о том, что с ними произошло, тот уразумел, что это от Бога, принял братьев в обитель и постриг их в иночество. Со времени сего события прошло много лет. Мать, горько сокрушаясь, пережила эту беду. В конце концов решила она удалиться в некую женскую обитель и посвятить себя Богу. Божий Промысл привел ее в окрестности монастыря, в котором находились ее сыновья. Однажды в престольный праздник пришла она в этот монастырь вместе с другими инокинями. Увидела своих сыновей в церкви, но не узнала их. Но вдруг один из братьев назвал другого по его мірскому имени. У матери ёкнуло сердце от сего дорогого для нее имени, и она пристально всмотрелась в их лица. И узнала она их, а они ее. Радость их была безмерной, и воздали они сердечное благодарение Богу. Верующий христианин даже при величайшей утрате не должен отчаиваться. Созерцание. Да созерцаю чудесное исцеление слепого Савла апостолом Ананией (Деян. гл. 9), а именно: 1) как Анания возложил руки на Савла, упомянув имя Господа Исуса; 2) что от глаз Савла отпала как бы чешуя, и он прозрел, и крестился, и стал Павлом. Проповедь о богодухновенном сердце и языке. Отрыгну сердце мое слово благо... язык мой трость книжника скорописца (Пс. 44: 2). Вот наитие Духа Божия! Пророк желает говорить о Владыке Христе, и его сердце исполнилось силы и мудрости [букв.: взбухло силой и мудростью]. Посему не глаголет он: скажет или произнесет сердце мое благое слово, но – отрыгнет будто часть собственного своего сердца выносит он наружу. Это подобно струе из переполненного, преизливающегося источника. Нагнетенная вода теснится в подземных узких каналах, но, достигнув истоков родника, мощными струями вырывается наружу. Таково сердце пророка, когда хочет оно вещать о Христе. Такова сила благодати, утесненной в человеческом сердце. Если не проявится она в могучих словах либо в чудотворных делах, то будет сиять внутри человека, творя чудеса. А если исходит она в словах, то язык пророка становится похожим на трость, на перо книжника-скорописца. Ибо не мучится здесь человек, чтобы родить [букв.: составить. – Пер.] мысль, и не терзается над тем, как облечь мысли в слова, но сама благодать приливает к языку с готовыми мыслями и словами. Откуда такая сила в человеке? От Бога Духа Святого. К чему такая сила? К тому, что пророк намеревается говорить Царю о Самом Царе: Глаголю аз дела моя цареви. Дело и слово здесь отождествляются, как чаще всего это и бывает в Священном Писании. Где Дух говорит, там Он и действует; и где действует, там и говорит. Сильнее всего глаголет Он через дела. Пророк берет от Христа Царя и дает Христу Царю: говорит он, воодушевляясь любовью к Спасителю міра; вещает из сердца, изобилующего вдохновением Божественной любви. Из древности времен зрит он воплощенного Сына Божия, и его сердце играет от радости. [Это сродни тому] как путник, изнуренный ночным переходом, замечает алую зарю на востоке! О Господи Боже Душе Святый, не лиши и нас Твоей святой и всесильной благодати, дабы могли мы очиститься от греха и удостоиться Царства Христова. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author