petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 2 ноября (20 октября)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. великомученик Артемий. Сей славный святой был родом из Египта и служил первым воеводой при императоре Константине Великом. Когда царю Константину явился всепобедный крест, окруженный звездами, то и Артемий видел сей крест, уверовал во Владыку Христа и крестился. Позднее сей император послал его в Элладу, чтобы перенести мощи св[ятого апостола] Андрея [Первозванного] из Патр и мощи св[ятого апостола] Луки из Фив в Царьград, что воевода Артемий с радостью исполнил. После этого Артемий был поставлен августалием и царским наместником в Египте; сию должность сохранял он в царствование Констанция, сына Константинова, а также известное время и в правление императора Юлиана Отступника. Когда сей отрекшийся от Бога царь пошел на войну с персами, то остановился в Антиохии и приказал Артемию прийти туда со своим войском. Как раз в это время Юлиан предал мучениям двух христианских священников, Евгения и Макария. Увидев это, святой Артемий возмутился всем сердцем, предстал пред царем и сказал ему: «Зачем, царь, ты так бесчеловечно мучаешь невинных и посвященных Богу мужей и к чему заставляешь их отречься от православной веры?» Сверх того, предрек Артемий царю: «Твоя гибель близко». Разъяренный царь отправил тех двух священников в ссылку в Аравию, где они вскорости скончались, а воеводу Артемия лишил воинских чинов и повелел бить его и терзать [разными орудиями]. Всего израненного и окровавленного, Артемия бросили в темницу, где явился ему Сам Владыка Христос – исцелил его язвы и утешил. Потом царь приказал положить Артемия на камень, а другим тяжелым камнем придавить его тело, так чтобы всё оно раздробилось и сплющилось, как ровная доска. После сих истязаний ему отсекли голову. [Произошло это] в 362 году. Царь же Юлиан отправился воевать с персами и погиб с [бесчестьем и] позором, как и предрек ему святой Артемий. 2. Св. праведный Артемий Веркольский. Родился в 1532 году в селе Веркола Двинского округа в крестьянской семье. Родителей его звали Косма и Аполлинария. Уже с пяти лет отличался от остальных детей необычайной набожностью и кротостью. Когда исполнилось ему 13 лет, шел он со своим отцом по густому лесу. Разразилась страшная гроза, Артемий упал на землю замертво, и его убитый горем отец не мог копать могилу, а лишь покрыл его тело ветками и ушел. Спустя 28 лет некий человек увидел в том лесу чудный свет. Подойдя поближе, обрел он нисколько не повредившееся нетленное тело Артемия. Многие больные исцелялись от своих недугов, как только прикасались к мощам праведного Артемия. Сии святые мощи почивали в [Артемиевом Веркольском] монастыре Архангельской губернии на [берегу реки] Пинеги. 3. Прп. Герасим Новый. Из местечка Трикала на Пелопоннесе, потомок славной семьи Нотарасов. Родился в 1509 году. Подвизался на Афоне, а затем в Палестине, где постился 40 дней. После этого поселился на острове Кефалония, где основал [также] и женский монастырь. Молитвой низводил дождь, исцелял больных и прозирал в будущее. Упокоился в Господе 15 августа 1579 года. Творил чудеса при жизни и по смерти. 4. Преподобномученик Игнатий (новомученик). Из селения Ески-Загора в Болгарии – той [самой] славной Загоры, которая дала Церкви Божией многих святых подвижников и мучеников. Подвизался в Скиту святого Иоанна Предтечи на Афоне. Добровольно предал себя туркам на мучения за Христа. Повешен в Царьграде в 1814 году. От его мощей [источаются] чудеса. Его честная глава хранится в монастыре святого великомученика Пантелеймона.
Святой воевода Артемий, бесстрашный и смелый,
Перед отступником веру Христову прославил умело:
Владыку Христа исповедал он Богом открыто
Разгневался царь и его безбожная свита.
Слова воеводы как меч им сердце пронзили:
«Лиши его жизни! — язычники все возопили.
Ведь он предрекает погибель твою скоротечную!
И адскую муку тебе посулил бесконечную!»
«К чему мне советы, сам знаю я, что предпринять!»
Ответил отступник и начал святого пытать.
Артемий весь ум свой к единому Богу вперил
Страдания лютые в теле едва ощутил.
Для грешников мучить святого — душе истязание,
А праведник муки без страха несет и рыдания.
Устали мучители — царь воеводу мечом обезглавил,
Господь же в чертогах небесных святого прославил.
Суровую власть ему дал над бесами лютейшими,
Болезнями и искушеньями в мире сильнейшими.
Кто любит Христа, признаёт Его Богом неложно,
Таким на земле всяко дело благое возможно.
Таким и Артемий святой всякий раз помогает,
Хранит от врагов и из сети греха исторгает.
Рассуждение. Дивно руководствует милосердный Бог теми, кто предает себя Его святой воле и Его попечению. Как ремесленник из мягкого воска изготовляет такие свечи, какие хочет, так и премудрый Бог делает из Своих преданных служителей бессмертные светила в Небесном Царствии. Святой новомученик Игнатий был всецело предан Богу еще в детстве, сильно желая стать монахом и мучеником за веру. Во время восстания Карагеоргия турки, объезжая Болгарию, собирали войско против сербов. Прибыли они и в дом Георгия, отца Игнатия, чтобы посмотреть, есть ли там рекруты. Увидев, что Георгий – человек сильный и [физически] развитый, захотели взять его в армию. Однако он твердо им сказал: «Не могу я идти против единоверных мне христиан». Разъяренные турки убили его тут же на месте. Юный Игнатий спрятался в одном из соседних домов, а затем бежал в Румынию. Однако желание монашества привело его на Святую Гору. Впрочем, хотел он чего-то большего, нежели монашество, а именно – мученичества. Однажды ночью, молясь со слезами перед иконой Пресвятой Богородицы, чтобы устроила Она ему путь к мученичеству, он услышал перед собой некий шум и увидел, как от той иконы отделился светлый венец и опустился ему на голову. Вскоре после этого пострадал он мученически от рук турок и принял венец вечной славы. Созерцание. Да созерцаю чудесное явление Господа апостолу Анании и Савлу (Деян. гл. 9), а именно: 1) как явился Господь Анании и направил его к Савлу на улицу [так называемую] Прямую; 2) как Савл в ту же минуту лицезрел в видении Ананию, возложившего на него руки, чтобы [он (Савл)] прозрел. Проповедь о древних и новых повествованиях о Божиих чудесах. Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних (Пс. 43: 2). Так царь Давыд говорит от имени всего народа. А затем перечисляет несколько великих Божиих дел, которые Господь совершил для народа израильского. Обо всех этих Божиих делах слышали и мы, братья, из Священного Писания. Но скольких еще (и каких) неизвестных Давиду – свершившихся в последующую эпоху! Сверх того, что слышал Давид, не слышали ли мы несравненно более досточудные и вящие дела Божия Промысла и Божия человеколюбия! Сын Божий воплотился от Пречистой Девы и пожил как человек среди людей, источил мудрость, сотворил чудеса, умертвил смерть, посрамил диавола, даровал силу Своим последователям. Давид не слышал об этом, а мы слышали, так как возвестили нам сие духовные Отцы: Апостолы и евангелисты, мученики и праведники и все по порядку святые – со времен оных, древних, и вплоть до наших дней. И не только они поведали нам о том, но каждый день Дух Божий вещает это через Святую Церковь, через благодатные таинства, через бесчисленные и несметные чудеса. Вот причина нашей великой радости, а также и великого страха. Ведь много нам дано, но многое с нас и взыщется. Дано нам больше духовных богатств, нежели всем тем, кто жил до Христа: больше мудрости и ве́дения, больше славы Божией и силы и больше, гораздо больше примеров Божией любви к человеку и человеческой любви к Богу. Вопросите себя, о богатейшие всех богатых, что́ за всё сие дали вы и [что] даете Богу? Итак, потрудитесь, чтобы не посрамиться на Божием Суде. Подобно грезам, проносятся и вскоре минуют все ваши дни на земле. И скоро глас ангельской трубы созовет все народы и всех людей на Страшный Божий Суд. Возьмите на себя труды, чтобы [там] не постыдиться. Ведь не сможете вы оправдаться словами «Мы не знали» или «У нас не было»! Знаете и имеете вы больше откровений, чем Давид и Соломон. И вящий с вас спрос, нежели с них. О Сыне Божий, великий и [досто]чудный Боже и Спасителю наш, напоминай нам каждый день и каждый час о Крови Твоей, пролитой за нас. Да не запамятуем [сие], Господи, и да не будем на всю вечность осуждены. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author