petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Толкование на Евангелие от Луки. Исповедание Петрово: Лк. 9, 18‒22

Автор: епископ Михаил (Лузин)

В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Лк. 9: 18–27). Сказание об обстоятельствах Петрова исповедания Господа Христом Сыном Божиим у ев. Луки короче не только пространного повествования Матфеева, но и менее пространного сказания об этом Маркова; только речь к народу о самоотвержении изложена несколько полнее, чем у ев. Матфея и совершенно одинаково с ев. Марком. Когда Он молился в уединенном месте: у евангелиста Марка говорится, что это было дорогой, когда они шли в селения Кесарии Филипповой (ев. Матфей говорит обще: пришедши в страны Кесарии Филипповой). Кажущаяся разность между ев. Марком и Лукой примиряется предположением, что это случилось в то время, когда на дороге в селения Кесарии Господь в уединенном месте молился и при Нем были ученики Его, народ же оставался несколько вдали от них. – За Христа Божия: за Мессию Божия, т. е. за Мессию, посланного Богом в мир. У ев Матфея это исповедание Петрово выражено полнее и точнее. Ср. Мф. 16: 13–21: Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф. 16: 13–14). Кесарии Филипповой: город, лежавший, по разделению Палестины во времена Иисуса Христа, в Гавлонитиде, а по древнему разделению – на северной границе колена Неффалимова, при подошве горы Ливана. В древности он назвался Панеей (Плиний). Тетрах галилейский Филипп распространил и украсил этот город и назвал его в честь римского Кесаря (Тиверия) Кесариею Филипповой. Эта Кесария называлась так в отличие от другой Кесарии Палестинской, лежавшей на берегу Средиземного моря и называвшейся Стратоновою (см. Деян. 8: 40, 10: 1). – За кого люди почитают Меня: «Для чего спрашивал (Господь) сначала не об их (апостолов) мнении, а о мнении народа? Для того, чтобы они самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как народ. Для сей же цели спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою Божественность и единство с Отцом; тогда уже предлагает им сей вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи, но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильною злобою» (Златоуст, ср. Феофилакт). – Сына Человеческого: смиренное название, которым особенно любил именовать Себя Господь. Сын Человеческий значит то же, что человек вообще (см. Пс. 8: 5; Иез. 2: 1, 3, 3: 1, 3 и др.). Могущий разуметь, впрочем, мог видеть в этом наименовании нечто высшее, чем просто – человек, нечто славное и великое, именно – достоинство и величие Мессии. Это название заимствовано собственно из Книги пророка Даниила, где изображается видение, бывшее этому пророку (см. Дан. 7: 13), как на облаках небесных шел подобный Сыну Человеческому и пришел пред Вечного, и дана была Ему и честь и власть и Царство, и все народы, племена и поколения стали служить Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и Царство Его не исчезнет. Очевидно из этого описания, что в нем изображается Мессия, которому дано Царство и владычество вечное от Бога. В пророчестве Мессия назван не прямо Сыном Человеческим, но подобным Сыну Человеческому. И о Христе апостол говорит, что Он, будучи образом Божиим, сделался подобным человекам и по виду стал как человек (Флп. 2: 7); ибо, хотя Он был истинным человеком, но не как обыкновенный человек, отличался от всех людей, поелику не имел греха. Таким образом, название Сын Человеческий означает Мессию. Господь особенно любил Себя называть так, может быть, для того, чтобы показать Свое братство с людьми, Свою особенную близость к ним. Как название Сын Божий в приложении к Исусу Христу означает Его единство с Богом Отцом, так и название Сын Человеческий означает единство Его с людьми по человеческой природе, и Он, обращаясь среди людей, посему часто именует Себя так. – Одни за Иоанна Крестителя: воскресшего из мертвых. Этого мнения держался Ирод Антипа (ср. Мф. 14: 2) и, как видно из настоящего места не один, но и некоторые из народа. – Другие за Илию, который по народному верованию должен был явиться пред пришествием Мессии (см. Мф. 11: 14, 17: 10). – Иные за Иеремию и проч.: было также в народе мнение, что пришествие Мессии будет предварено явлением Иеремии пророка или кого-либо из древних великих пророков. Таким образом, народное мнение (конечно, не всего народа) о Христе было то, что Он – предтеча Мессии, почему Златоуст и говорит, что мнение народа было «гораздо ниже надлежащего». Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф.16:15–16). Симон Петр сказал: ты Христос и проч. Симон Петр, «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов, не терпит, предупреждает и говорит: Ты Xристос» (3лат., ср. Феофил.). – Христос: т. е. Мессия, Помазанник. Христос – слово греческое и значит помазанный – то же, что еврейское Машиах – Мессия, почему Исус и называется то Христом, то Мессиею, что все равно (ср. Ин.1: 41, 4: 27). У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков, помазывали елеем, почему они и назывались помазанными (Машиах – Лев. 4: 3, 5: 16, 5: 15. Пс. 104: 15. 1 Цар. 24: 7, 11. Пс. 2: 2. Ис. 45: 1 (ср. Дан. 9: 25, 26; 3 Цар. 19: 16). Помазание означало то же, что посвящение избранных на особенное служение Богу или Церкви Божией на земле. Оно было внешним знаком излияния на помазуемого особенных даров Божиих. В сих значениях имя Христа – Мессии – Помазанника усвояется по преимуществу Господу Исусу, как царю, первосвященнику и пророку, которому сообщены дары духа не в меру, паче причастник Его (Ин. 3: 34. Пс. 44: 8). – Сын Бога: Сын Божий в исключительном, единственном смысле, Сын Божий единородный, второе лицо Пресвятой Троицы (см. Ин. 10: 36. Ср. прим. к след. ст.). – Христос Сын Божий: в этих словах заключается сущность христианской веры и исповедания (ср. Мф. 26: 63; Ин. 11: 27, 20: 31; 1 Ин. 2: 22 и далее; Флп. 2: 11). «Не говорит: ты еси Χριστος, (Христос, Сын Божий) без члена; а с членом ὁ Χριστος, ὁ Υἱὸς, т. е. Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего, ибо христами (без члена) были многие, как, например, все цари и священники, а Христос (с членом) один» (Феофилакт). – Живаго: истинного Бога, в противоположность божествам языческим, ложным, мертвым, не истинным. Он один – источник жизни всех существ во времени и в вечности. Тогда Исус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16: 17). Симон, сын Ионин: ср. Ин. 1: 42, 21: 16–17. «Поелику ты проповедал Отца Моего, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: сын Ионин; но когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Иисус Христос, дабы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр – сын Ионин, т. е. одной сущности с родившим, присовокупил» и проч. (Злат., ср. Феофил.). – Не плоть и кровь открыли тебе: выражение плоть и кровь означает иногда человека, и притом со стороны его несовершенств, в противоположность совершеннейшему Богу: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью (Гал. 1: 16). Посему выражение это значит: не какой-либо человек открыл тебе это; исповедание твое заимствовано не от кого-либо из людей, но открыто Отцом Небесным. «Конечно, если бы Петр исповедал Его Сыном не в собственном смысле и не от Самого Отца рожденным, то это не было бы делом откровения. Если бы он почел Его Сыном, подобным многим, то его слова не заслуживали бы блаженства... За что же Петр называется блаженным? За то, что он исповедывал Его истинным Сыном. По сей-то причине Исус Христос других не назвал блаженными, но, говоря с Петром, показал, Кто и открыл ему... дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и дабы ты верил, что слова сии не суть человеческое мнение, но божественное учение» (Злат.). И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). Ты Петр: Петр с греческого значит камень, скала, – то же, что сирохалдейское – Кифа. Господь дал имя это Симону еще ранее, при первой встрече с ним, только взглянув на него (см. Ин. 1: 42), по Божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно – Петр – камень, скала твердая. – На сем камне Я создам Церковь Мою: образ речи взят с обычая – в основание здания полагать крепкие камни (ср. Мф. 7: 24–25). – Церковь означает общество призванных, или собрание верующих во Христа, где бы они ни были, когда бы они ни жили. – На сем камне: образное выражение это толкуют не одинаково. Одни под камнем разумеют апостолово исповедание Исуса Христа как Мессии Сына Божия и все изречение Христа перефразируют так: ты – Петр, и на сем твоем, как скала, твердом исповедании Меня Сыном Бога живого, Я создам Церковь Мою; это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я осную (Злат., Епиф., Феодорит, Феофил.). Другие под камнем разумеют самого Исуса Христа, Который в Писании нередко называется сим именем (см. Ис. 28: 16; 1 Пет. 2: 7–8), и перефразируют изречение Господа так: ты – Петр, и на истине незыблемой, как скала, выраженной тобою, что Я Мессия – Сын Бога живого, Я создам Церковь Мою, т. е. на Себе Самом, как Мессии (Иерон., Август.). Иные под камнем разумеют самого апостола Петра, исповедавшего Исуса Христа Сыном Божиим (Терт., Ориг., Григ. Бог.), конечно, не в том смысле, в каком римские католики хотят приписать апостолу Петру главенство над прочими апостолами, и папе, как его преемнику в Риме, главенство над всею христианскою Церковью, ибо держащиеся этого объяснения прямо сему противоречат (например, Ориген.), и – то, что в изъяснение сего изречения обещано апостолу Петру (см. Мф. 16: 19), впоследствии обещано и всем апостолам (см. Ин. 20: 22–23). Наконец под камнем разумеют всех апостолов, от лица которых произнес исповедание веры апостол Петр (Ориг., Иерон., Феодорит). «Камень есть Христос, Который даровал Своим апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что Церковь основана на Петре; но в другом месте показывается, что она основана на всех апостолах, которые все же приняли ключи Царства Небесного, так что крепость Церкви равно утверждается и на них» (Иерон.). «Если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог Церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому из них относится сказанное: и врата ада не одолеют ее, и: на сем камне создам Церковь Мою? Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных (апостолов) никто не получил их?» (Ориген.). Какое бы из этих объяснений ни приняли мы, во всяком случае притязание, основываемое римским папою на сем изречении – быть главою Церкви, не основательно. – Врата ада не одолеют ее: образное выражение той мысли, что никакие враждебные силы, даже силы ада и сатаны, не возмогут победить основанной Христом Церкви. Ад, местопребывание умерших злых душ, и в частности злых духов, демонов, представляется здесь, подобно как и Церковь, зданием. – Врата ада: образ речи взят с обычая восточных народов собираться у ворот города, обыкновенно более или менее укрепленных, для различных совещаний по общественным делам города, для суда и расправы над виновными и других общественных дел. Мысль – та, что никакие злые советы, ухищрения и действия тайных сил не победят Церкви. И дам тебе ключи Царства Небесного: и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах (Мф. 16: 19). Ключи Царства Небесного: понятие Царства Небесного (см. прим. к Мф. 3: 2) соответствует здесь понятию Церкви (см. Мф. 16: 18); и как Церковь представляется под образом здания, которое, конечно, имеет вход и выход, замыкаемый и отмыкаемый посредством ключей, то «ключи» означают здесь образно орудие допущения или недопущения в здание церкви или в общество верующих. Обладание ключами здания предполагает свободный доступ в здание и даже распоряжение в нем (см. Ис. 22: 22; Откр. 1: 18, 2: 7); вручение ключей поэтому есть дарование права входить в здание, распоряжаться там, допускать туда или не допускать других. Следовательно, выражение дам тебе ключи Царства Небесного означает то же, что последующее за ним изречение: что свяжешь на земле, будет связано на небесах и проч. – Дам тебе: этим дается не одному Петру исключительное право допускать или не допускать в Церковь, как думают римские католики, но такое же право даровано впоследствии всем апостолам (Ин. 20: 21–22); здесь же оно дается Петру потому только, что он прежде всех исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. «Неужели ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила сие право, а не одно исключительно лицо, это видно из другого места, где Господь то же самое говорит и ко всем своим апостолам (см. Ин. 20: 22–23 и Мф. 18: 18). Так Церковь связывает, Церковь разрешает; связывает и разрешает Церковь, основанная на краеугольном камне – Самом Исусе Христе» (Август.). – Что свяжешь на земле и проч.: вязать и разрешать часто употреблялось у иудеев в смысле – запрещать и дозволять (Lightf. р. 378 и дал.). Так, например, говоря о собирании дров в день субботний, они выражались: «школа Шаммаи связует это, т. е. запрещает, школа Гиллела разрешает это, т. е. дозволяет». Апостолу Петру, а впоследствии и всем апостолам, этими словами дается право разрешать или не разрешать грехи, дозволяющие или не дозволяющие быть в Церкви или обществе верующих, и обещается, что недозволенное ими в Церкви не дозволено будет и Богом, а разрешенное будет разрешено и Богом. Такая власть даруется им потому, что после Христа апостолы и преемники их остаются на земле видимою законодательною властью в Церкви, как представители управления Церковью Самим Исусом Христом. Тогда Исус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Исус Христос (Мф. 16: 20). Запретил ученикам Своим и проч.: причина запрещения могла быть, с одной стороны, та, чтобы не возжигать преждевременно в народе страстей, при его ложных понятиях о Мессии; с другой – та, чтобы в нерасположенных ко Господу фарисеях и начальниках не воспламенять преждевременно чрезмерного гнева, могущего подвергнуть опасности жизнь Его, тогда как час Его не пришел; наконец – та, что Его не поняли бы еще теперь, так как имели еще ложное понятие о Нем, признавая Его не за Самого Мессию, а за предтечу Его (Мф. 16: 14). Нужно было еще время, чтобы для могущих понимать выяснилось Его учением и деятельностью Его лицо. «Для чего Он запретил? Для того, чтобы по удалении соблазнителей, по совершении крестного подвига и по окончании всех Его страданий, когда уже некому было препятствовать и вредить вере в Него многих, тогда чисто и твердо напечатлелось в уме слушающих верное о Нем понятие. поелику могущество Его не столь еще очевидно обнаруживалось, Он хотел, чтобы апостолы тогда уже начали проповедывать, когда очевидная истина проповедуемого и сила событий будут подтверждать слова их. Ибо иное дело видеть, что Он то чудодействует в Палестине, то подвергается поношениям и гонениям, особенно, когда за чудесами должен был последовать крест; иное же дело видеть, что вся вселенная Ему поклоняется и верует в Него, и что Он уже не переносит ни одного из тех страданий, которые претерпел. Посему-то и повелел никому не сказывать... Если те, которые видели многие чудеса и слышали столько неизреченных тайн, соблазнялись при одном слухе о страданиях, притом не только прочие апостолы, но и верховный из них Петр, то представь, какому бы соблазну подвергся народ, знавши, что Иисус Христос есть Сын Божий и потом увидевши, что Его распинают и оплевывают, между тем как не разумел сокровенного в сих тайнах, не принял еще Духа Святого?.. Итак, справедливо запретил Он сказывать, прежде креста, народу, когда прежде креста опасался все открыть и тем, которые должны быть наставниками» (Злат.). С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16: 21). С того времени Исус начал и проч.: доселе Господь лишь прикровенно указывал на предстоящие Ему страдания и смерть (см. Мф. 10: 28, 12: 40; Ин. 2: 19, 3: 14); теперь же ясно уже говорит об этом ученикам Своим. Прежде для них это могло быть совершенно невместимо, при чувственных представлениях иудеев о Мессии, которых не чужды были по временам и апостолы; теперь же, когда исповедание Петра показало Господу, что ученики Его твердо и искренно признали Его за Мессию, пора уже было яснее приготовлять их к мысли о земной судьбе Мессии, и эта мысль более могла быть вместима для них при их твердой вере в Исуса, хотя все еще не вполне вместима (ср. Лк. 18: 34), как показал это поступок Петра (см. Мф. 16: 22–23). Они все еще ожидали видеть в Мессии земного царя царства Израильского и долго держались этого мнения (ср. Деян. 1: 6). Господь сначала убедил их, что Он действительно Мессия, каковое убеждение их и выразилось в исповедании Петровом; потом уже с великою мудростью начинает посвящать их в тайны земной судьбы Мессии, чтобы отучать их от неправильных представлений о Нем. – Должно идти в Иерусалим: это не значит, что Он до сих пор не бывал в Иерусалиме: по повествованию евангелиста Иоанна Он уже не один раз до того времени был там; здесь Он говорит пророчески о путешествии в Иерусалим на последнюю пасху, когда Он претерпел страдания и смерть. – Пострадать от старейшин и первосвященников и книжников: из которых состоял Синедрион (см. прим. к Мф. 2: 4, 5, 7), осудивший Христа. – И в третий день воскреснуть: судя по тому, что ученики, когда уже гораздо после Господь говорил им то же самое, не понимали слов Его (Лк. 18: 34), также потому что они долго не верили воскресению Господа, когда уже совершилось оно и когда получены были о сем достоверные известия (см. Лк. 24: 11 и парал.), наконец по тому, что о Петре и Иоанне в Евангелии от Иоанна прямо замечено, что они не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть (Ин.20:9), надобно полагать, что хотя Господь со времени исповедания Петрова стал говорить яснее о своих страданиях и воскресении, но все еще прикровенно выражался, в особенности о воскресении, что ученики не вполне понимали речь Его о воскресении Его Самого, хотя, конечно, понимали, что такое воскресение, ибо видели опыты воскрешения Господом мертвых. Что собственно приводило их в недоумение в этом случае, не довольно ясно. «Они все еще оставались в некотором мраке, не зная, что должно Ему воскреснуть. Посему-то Он и останавливается на сем трудном для них предмете, распространяет Свое слово, дабы отверзть их разум и дать им уразуметь, что значат слова Его. Но не все еще понимали, все еще сокровенно было от них сие слово... Они не знали, что такое значит воскреснуть, и считали важнейшим никогда не умирать» (Злат.). Ср. Мк. 8: 27–31 и прим. к сим стихам: Мк. 8: 27–30. Исповедание Петрово (ср. Мф.16: 13–20 и прим.). У ев. Марка указание об этом короче, чем у ев. Матфея. Особенность его та, что Марк не упоминает вовсе о похвале Господом Петра за исповедание и об обетовании, данном ему по этому случаю. Ученик первоверховного апостола, получившего сию похвалу, писавший для римских христиан под его непосредственным руководством, – ев. Марк опустил, без сомнения, по его желанию, сию черту события, как будто в обличение будущих представителей римской церкви, основывающих свои противные христианству притязания на словах Господа Петру, сказанных по исповедании им Исуса Христа Сыном Божиим. Без сомнения, скромность первоверховного апостола была причиной сего опущения. – Дорóгой: когда они шли в селения, лежащие близ Кесарии Филипповой. Незначительное различие между указаниями ев. Марка и Матфея, из коих последний говорит, что Христос спрашивал о сем уже пришедши в Кесарию. Надобно полагать, что сказание ев. Марка здесь точнее, так как он записывал слышанное от ап. Петра, а у сего вероятно точно, со всеми подробностями хранилось в памяти это – одно из важнейших событий в жизни его. – Ты Xристос, т. е. Мессия, предвозвещенный пророками и ожидаемый теперь народом иудейским (короче, чем у ев. Матфея). Мк. 8: 31–33. Предсказание Господа о своих страданиях, смерти и воскресении и прекословие Петра передано ев. Марком почти в тех же словах, как и у ев. Матфея (ср. Мф. 16: 21–23 и прим.). – Быть отвержену и пр.: сильнее, чем у ев. Матфея – «пострадал»; быть отвержену – быть не признану за Мессию представителями еврейского народа и в лице их всем народом, тогда как вся история еврейского народа была приготовлением к принятию Мессии (прим. к Мк. 8, 27 и далее).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author