petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Луки, 35 зачало (Лк., 8, 5‒15)



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Толкование начинается на 34-й минуте четвертого часа записи (03:33:20). Текст Евангелия и толкования:
Разумѣвающу же народу многу, и от всѣ́хъ градовъ грядущимъ к Нему, рече притчу: Изы́де сѣ́яи сѣ́яти сѣ́мене сво­его́. и егда́ сѣ́яше, о́во паде́ при­­ пути́, и попра́но бы́сть, и пти́цы небе́сныя позоба́ша е́. а друго́е паде́ на ка́мени, и прозя́бъ у́сше, зане́ не имѣ́яше вла́ги, и друго́е паде́ посредѣ́ те́рнiя, и воз­расте́ те́рнiе, и подави́ е́. а друго́е паде́ на земли́ бла́зѣ, и прозя́бъ сотвори́ пло́дъ стори́цею. Сiя́ глаго́ля, воз­гласи́, имѣ́яи у́ши слы́шати, да слы́шитъ. Вопроша́ху же ученицы́ Его́, глаго́люще, что́ е́сть при́тча сiя́? О́нъ же рече́, ва́мъ е́сть дано́ вѣ́дѣти та́йны Ца́р­ст­вiя Бо́жiя, про́чимъ же въ при́тчахъ, да ви́дяще не ви́дятъ, и слы́шаще не разумѣ́ютъ.

Изы́де сѣ́яи (вышел сеятель), то есть Сын Божий. Изы́де ышел) из недр Отца и из Своей сокровенности и сделался видимым. Кто же вышел? Тот, Кто всегда сеет. Ибо Сын Божий не перестает всегда сеять в наших душах: Он сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда учит, но и через мир сей, и через те явления, которые совершаются с нами и около нас. Он вышел не затем, чтобы погубить земледельцев или выжечь страну, но затем только, чтобы сеять. Ибо земледелец часто выходит не затем только, чтобы сеять, но и за другим. Он изы́де ышел) сѣ́яи сѣ́яти сѣ́мене сво­его́. Ибо слово учения у Него было собственное, а не чужое. Пророки, например, что ни говорили, говорили не от себя, но от Духа; почему и говорили они: «Это говорит Господь». А Христос имел семя Свое; почему, когда и учил, Он не говорил: «Это говорит Господь», но: Я говорю вам. Егда́ сѣ́яше (когда Он сеял), то есть учил, о́во паде́ при­­ пути́ (иное семя упало при дороге). Не сказал Он: сеятель бросил, но: оно паде́ (упало); потому что сеятель сеет и учит, а слово падает в сердца слушателей. Они-то и оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или землей доброй. Когда ученики спросили о притче, Господь сказал им: ва́мъ е́сть дано́ вѣ́дѣти (знать) та́йны Ца́р­ст­вiя Бо́жiя, то есть вам, желающим научиться; ибо всякий просящий получает. А про́чимъ же, недостойным таинств, они сообщаются прикровенно, и таковые кажутся видящими, но не ви́дятъ, и слышащими, но не разумѣ́ютъ, и это для их же блага. Ибо Христос для того сокрыл сие от них, чтобы они, познав таинства и презрев их, не подпали большему осуждению, так как знающий и пренебрегающий достоин тягчайшего наказания. Е́сть же сiя́ при́тча; сѣ́мя е́сть сло́во Бо́жiе. а и́же при­­ пути́ су́ть, слы́шащiи. пото́мъ же при­­хо́дитъ дiяволъ, и взе́млетъ сло́во от­ се́рдецъ и́хъ, да не вѣ́ровав­ше спасу́т­ся. А и́же на ка́мени, и́же егда́ услы́шатъ, съ ра́достiю прiе́млютъ сло́во, и сiи́ ко́рене не и́мутъ, и́же во́ время вѣ́руютъ, и во́ время напа́сти от­пада́ютъ. А и́же въ те́рнiи па́дшее, сі́и су́ть слы́шав­шiи, и от­ печа́ли, и бога́ть­ст­ва, и сластьми́ жите́йскими ходя́ще, подавля́ют­ся, и не соверша́ютъ плода́. А и́же на до́брѣй земли́, сі́и су́ть, и́же до́брымъ се́рдцемъ и благи́мъ слы́шав­шеи сло́во держа́тъ, и пло́дъ творя́тъ въ терпѣ́нiи. Сiя́ глаго́ля, воз­гласи́, имѣ́яи у́шы слы́шати, да слы́шитъ. Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания. К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями. Третий же разряд, – это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна – спасающихся. Таким образом, спасающихся мало, а погибающих – очень много. Смотри, как Он говорит относительно подавляемых заботами житейскими: не сказал Он, что они подавляются богатством, но заботами о богатстве. Ибо не богатство вредит, а заботы о нем. Потому что многие получили пользу от богатства, раздав его на утоление голода бедных. Приметь, пожалуй, и точность евангелиста, как он сказал о спасающихся: слы́шав­шеи сло́во держа́тъ е(го). Это сказал он ради тех, кои при пути; ибо сии не содержат учение, но диавол уносит его у них. И пло́дъ творя́тъ (приносят) – это сказал Он ради тех, кои сластьми́ жите́йскими ходя́ще, подавля́ют­ся (заботами житейскими подавляются) и не выдерживают до конца, ибо таковые, то есть не носящие до конца, не приносят плода. Въ терпѣ́нiи – сказал ради тех, которые на камени; они и принимают учение, но, не устояв против нашедшего искушения, оказываются негодными. Видишь ли, как Он сказал о спасающихся: «хранят... и приносят плод в терпении» и через эти три свойства отличил их – от не содержащих, каковы те, которые при­­ пути́, от не приносящих плода, каковы те, которые въ те́рнiи (в терниях), и от не переносящих нападшего на них искушения, каковы те, которые на ка́мени.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author