?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иоанн Снычев (1927–1995) — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (с 1990). Крупный церковный и общественный деятель. Духовный лидер православно-патриотических сил России. Написал ряд значительных трудов, посвященных истории России и роли православия в жизни нашего Отчества, автор множества проповедей, выступлений, бесед, газетных и журнальных статей. Издательство Царское Дело о митрополите Иоанне Снычеве: «Был человек, посланный от Бога: имя ему Иоанн... Кто из православных не знает этих боговдохновенных строк апостола Любви о величайшем из пророков Иоанне Крестителе! И вот две тысячи лет спустя после того, как обезумевшему иудейскому миру был явлен Предтеча Спасителя Христа, в порабощенной богоборцами русской земле был рожден другой Иоанн — наш современник, наш русский пророк и святитель — митрополит Иоанн (Снычев). Это и про него сказано: Был человек, посланный от Бога... Скольким русским людям он засвидетельствовал о Свете истинном! Сколько заблудших душ привел в отчий дом — Святую Православную Церковь!» «Похоронили Владыку в архиерейском уголке на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. За оградой нескончаемым потоком несутся машины, а если повернешься, стена, на которой еще недавно можно было увидеть надпись, извещающую, что здесь после революции расстреливали монахов... Надпись эта была — чуть наискосок от деревянного креста над могилой Владыки. А между ними — могилы, могилы... Здесь и могила святого митрополита Вениамина, тоже расстрелянного большевиками. Здесь вся история Русской Православной Церкви, весь крестный путь, пройденный ею в этом веке. Путь, который и сейчас так же тяжел, как и семьдесят лет назад... С годами все яснее и четче понимаешь, что, вероятно, никто не смог сказать о нашем времени так глубоко и так четко, как митрополит Иоанн. Несколько лет назад я обратил внимание, что статьи и книги митрополита Иоанна дают более полные и исчерпывающие ответы на вопросы современной, текущей жизни, чем многие, самые добросовестные разработки сегодняшних политологов. И с каждым годом это ощущение становится все сильнее...» (Николай Коняев).


Посох духовный. Сборник «Посох духовный» составлен на основе ранее изданных трудов митрополита Иоанна: «Одоление смуты Слово к русскому народу» (1996), «Голос вечности. Проповеди и поучения» (1997); «Стояние в вере. Очерки церковной смуты» (1997), «Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам» (1998), «Наука смирения. Письма монашествующим» (1998), «Пою Богу моему. Акафисты; портреты русских архиереев; дневниковые записи» (1998), «Русская симфония. Очерки русской историософии» (1998), «Время приобретения. Письма духовной дочери» (1999), а также книги В. Михайлова «Встречи с Владыкой Иоанном», где автор фиксировал публичные высказывания Владыки на встречах с общественностью Санкт-Петербурга, которые неоднократно проходили в Концертном зале у Финляндского вокзала. В сборник вошли высказывания архипастыря по основным темам, которые он поднимал в своих книгах, расположенные в алфавитном порядке: от А (Антихрист) до Я (Язычество). Читатель сможет более полно представить позицию приснопамятного владыки Иоанна в вопросах истории Отечества (Белое движение; Возрождение России; Враги России; Запад и Россия; Государство; Державность; Империя; История России; Масонство, Монархия; Межнациональные и межконфессиональные отношения; Национализм; Опричнина; Отечество; Патриотизм; Политика; Старообрядчество; Революция, Родина; Россия; Русофобия; Русские; Русское национальное самосознание; Самодержавие; Сергианство; Симфония властей; Смута; Соборность; Советская власть; Цареубийство; Царственные Мученики; Царь Православный) и нынешней демократии (Демократия; Масонство; Протоколы Сионских мудрецов; Средства массовой информации; Тайна беззакония), узнать, что он говорил о ересях и лжеучителях (Богоотступничество; Ереси; Ересь жидовствующих; Иудаизм; Католицизм; Лжеучения; Лжеучителя; Обновленчество; Расколы; Секты; Чистота вероисповедания), о страстях и доброделании Бдительность; Безволие; Благотворительность; Благочестие; Богомыслие; Верность; Гнев; Гордость; Девство; Зависть; Злоба; Леность; Ложь; Любовь; Любопытство; Малодушие; Милосердие; Милостыня; Молитва; Молчание; Неверие; Обида; Оскорбления; Осуждение; Отечество; Отчаяние; Памятозлобие; Празднословие; Праздность; Пьянство; Рассуждение; Ревность; Ревность греховная; Ропот; Саможаление; Самонадеянность; Самоукорение; Сердечное безмолвие; Славолюбие; Смирение; Сострадание; Терпение; Трудолюбие; Тщеславие; Уничижение; Уныние), о еврейском вопросе и путях возрождения России... Эта подборка поможет осознать, что не только личная, но и общественно-политическая жизнь должна быть одухотворена высшими идеалами, без которых невозможно никакое возрождение Отечества. Первое издание книги «Посох духовный» было осуществлено в 2000 году. Настоящее издание второе, дополненное. Русская симфония. Книгу открывает очерк «Облеченный в оружие света», жизнеописание, подвиги и духовные наставления митрополита Иоанна, автор – Николай Коняев (Санкт-Петербург). Книга владыки Иоанна объединяет в себе две его работы – «Самодержавие Духа» и «Русь Соборная», – которые впервые увидели свет еще при его жизни. По замыслу автора, собранные вместе, они представляют собой православную историософскую концепцию русской истории, русской судьбы, русского религиозного избранничества и поэтому с конца 90-х годов выходят под одной обложкой. С тех пор книга выдержала не менее десяти переизданий, но по-прежнему востребована читателями, пытающимися осмыслить все происходящее с Россией и определить свое место в современной истории. Слова владыки Иоанна обращены к тем, кому небезразличны судьбы Отечества, кто не может смириться с поруганием родных святынь, кто верит, что безграничное милосердие Божие даст нам еще один шанс для возрождения Святой Руси во всей славе ее державного величия и православного благочестия. «Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский”. Эти слова всенародного российского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского как нельзя более злободневны сегодня, когда решается судьба Отчизны. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории. Горе нам, если под грузом тягот и лишений нынешней смуты, перед лицом предательства, ненависти и злобы, обрушившихся на нас со всех сторон, дрогнем и отречемся от служения, дарованного Господом нашему народу за веру и верность, самоотверженность и готовность к бескорыстной жертве. Тяжко смотреть на разорение державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадтского старца: “Да подумайте же вы, русский народ, трезво, здраво — к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим Gромыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправьтесь... Господи — всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди русское царство с русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, каковой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют державы Российской инородцы, и иноверные, и инославные! Сохрани целость державы и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою Твоею!” Сейчас впору нам всем присоединиться к молитвенному воплю угодника Божия, взывая ко Господу об избавлении от страшной напасти — от пленения сатанинского, в коем вот уже многие десятилетия страждет Святая Русь: Отче наш!.. Не введи нас во искушение, но ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО… Это седьмое, последнее прошение молитвы Господней знакомо каждому христианину. “В конце говорим: но избави нас от лукаваго, разумея под тем всякие беды, которые в сем мире замышляет против нас враг и против которых у нас будет верная и крепкая защита, если избавителем от них будем иметь Бога, если по нашему прошению и молению Он будет подавать нам Свою помощь, — поучает святой Киприан. Воистину так! Но почему же часто безсильна наша молитва? Почему нередко остаются холодными и черствыми наши сердца? Есть в этом какая-то тайна... Есть. Но тайной она остается только для нас — современных немощных христиан, христиан скорее по имени, чем по духу. Для нас, молящихся об избавлении от своих личных, малых скорбей и соблазнов, устами произнося избави нас, а на деле разумея “меня, меня”! Эта тайна — тайна церковной СОБОРНОСТИ, когда КАЖДЫЙ молится и просит за ВСЕХ, как за себя. Мы забыли, что мы НАРОД, русский православный народ, народ Божий, и многие беды наши — личные, мелкие — суть лишь следствия одной великой всенародной беды: безудержного разгула в России безбожия и сатанизма. А мы все будто чужие друг другу. Каждый сам за себя, каждый сам по себе. И в молитве, и в жизни. И в Церкви, и в миру. Может, стоит оглянуться, прислушаться? Из глубины веков доносится до нас увещевающий глас святоотеческих поучений. “Мы не говорим: Отче мой, Bже еси на небесех — хлеб мой даждь ми днесь, — вразумляет тот же святой Киприан. — Каждый из нас не просит об оставлении своего только долга и не об одном себе молится, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся за весь народ, потому что все мы составляем едино». Не с того ли, что мы нарушили это всенародное единство, скрепленное смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников, началось наше падение — с высоты Православного Царства в смердящую пропасть разложившейся “совдепии”? Похоже, пришло все же время покаяния и прозрения. Похоже, Россия допивает последние капли из чаши гнева Божия. Теперь, обладая огромным трагическим опытом десятилетий сатанинского пленения, нам особенно важно заново осмыслить пройденный путь, научиться отличать добро от зла, истину от лжи, настоящую духовность от лукавой подделки. Так заново учится ходить больной после долгой и тяжелой болезни. Лишь восстановив благодатную преемственность русского религиозно-национального самосознания, можем мы рассчитывать на успешное выздоровление. Иного пути — нет! В надежде на помощь Божию, осознавая безмерную важность задачи и слабость собственных сил, спешу внести свою лепту в это великое дело. Господи, благослови!» (Митрополит Иоанн. «Самодержавие Духа». Вместо предисловия). На протяжении многих веков понятие соборности было для русского человека столь же естественно, как воздух, как молитва, как крестное знамение... Соборное единство от века предопределяло крепость и величие России, ее державную мощь и широту русского характера. Именно Церковь сообщила нашему народу это бесценное качество, безумно растрачиваемое ныне в погоне за дьявольскими миражами «общества всеобщего изобилия». Русская соборность — это сознание общности народа, коренящейся в общем служении вечной правде. Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель — посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия. Как отличить истинную соборность от ложной, как русскому человеку вернуться к исконному значению этого понятия, обрести смысл жизни — об этом рассказывает работа митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Русь Соборная». «Богоотступничество, отвержение благого и умиротворяющего ига Закона Божия, легкого и благодатного бремени Заповедей Христовых — вот начало и корень всех бед, терзающих грешный и мятежный род человеческий. XX столетие для России — время огненных, страшных, кровавых испытаний, время сатанинских соблазнов, повелевающих умами и развращающих души миллионов людей, время ревностных подвижников, исповедников и мучеников — безстрашных воинов Христовых, сберегших на Руси Истину и Веру вопреки всем усилиям богоборцев и христоненавистников. Жестокая и кровопролитная битва за русское сердце не прекратилась и поныне. Более того — именно сейчас, сегодня она близка к своей кульминации, к тому решающему моменту, который определит: вернется ли наша истерзанная страна на духовные просторы Святой Руси или, оглушенная и оболганная, пойдет широким и пространным путем, ведущим в погибель (Мф. 7, 13) — путем апостасии, “цивилизации” и “прогресса”, закономерно завершающимся всемирным космополитическим царством с антихристом во главе. Полуживая Россия изо всех сил стремится избежать грозящей пагубы, поэтому ее современная гражданская и духовная жизнь характеризируется мучительным поиском путей восстановления святынь веры, основ идеологии национального возрождения, способов воссоздания законной преемственности государственной власти. Сегодня, увы, эти поиски происходят в катастрофических условиях ускоряющегося распада тех государственных институтов, которые возникли в “советский” период отечественной истории, став результатом жестокой насильственной ломки многовековой русской державной традиции. В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от наших великих предков, безспорна и очевидна. Ответственный гражданин, размышляя о проблемах державного строительства современной России, не может обойти вниманием естественные особенности русского бытия, многократно являвшие себя на тысячелетнем пространстве российской истории. И первой же, наиболее яркой его особенностью нельзя не признать тот факт, что русская государственность всегда мыслила себя, всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования. Катастрофичность русской истории общеизвестна. Не раз и не два казалось, что смуты и мятежи, агрессии и войны уничтожат российскую державу. И все же каждый раз милостью Божией Россия возрождалась, ибо духовные механизмы самозащиты христианской государственности — механизмы соборности —  несмотря ни на что обезпечивали “регенерацию” растерзанной Руси, сохранение всенародного, общенационального единства, мировоззренческой целостности общества и его нравственно-религиозного здоровья. Именно поэтому представляется сегодня столь актуальным подробный и компетентный разговор о христианской соборности — важнейшей основе здравого государственного устройства и общественной организации. Неизменны обетования Божии: Где два или три собраны во Имя Мое, там и Я посреди них, предрек нам Христос Спаситель, положив тем самым неколебимый камень веры в основание благодатного соборного действа, на протяжении двух тысячелетии не раз спасавшего христиан от многоразличных бед и напастей...» (Митрополит Иоанн. «Русь Соборная». Без Мене не можете творити ничесоже: Сила Божия и немощь человеческая).