petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 28 (15) октября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский. Родился в благородной семье в сирийском городе Самосаты. В молодости приобрел весьма широкое образование, светское и духовное. Муж, знаменитый как по учености, так и по подвижнической строгости жизни. Раздав свое имение нищим, он содержал себя написанием поучительных сочинений, питаясь от этого как от некоего рукоделья. Оказал Церкви весьма большую услугу тем, что, опираясь на древнееврейский текст, исправил в Священном Писании многие места, которые еретики исказили в угоду своему превратному учению. За свою образованность и духовность был рукоположен во пресвитера в Антиохии. В Максимианово гонение, когда подверглись истязаниям святой Анфим Никомидийский и святой Петр Александрийский, святой Лукиан тоже находился в списке тех, кого царь хотел погубить. Лукиан удалился из города и укрылся [в тайных местах], однако на него донес снедаемый завистью некий еретический священник Панкратий. В ту пору гонения были ужасными – не щадили даже малых детей. Два мальчика, не захотевшие вкушать от идольских жертв, были брошены в купальню с кипящей водой, где в мучениях предали свои души Богу. Некая ученица пресвитера Лукиана по имени Пелагия [см. о ней под 8 октября. – Пер.], дабы соблюсти свою девственную чистоту от развратных насильников, бросилась с крыши своего дома на землю и разбилась. Лукиана привели в Никомидию пред царя. По дороге туда он своими наставлениями сумел обратить в Христову веру 40 воинов; все они скончались мученически. После допроса и бичевания святой Лукиан был ввержен в темницу, где был мучим голодом. «Презрел он голод, – пишет о преподобномученике Лукиане святитель Иоанн Златоуст, – презрим и мы роскошь и уничтожим власть чрева, дабы, когда наступит пора, требующая от нас такого мужества, мы, будучи загодя подготовленными с помощью малых подвигов, явились славными во время борения». В праздник Богоявления преподобномученик Лукиан причастился в темнице Святых Христовых Таин, а наутро предал свой дух Богу. Пострадал он 7 января 311 года [по другим источникам – в 312 году] 2. Прп. Евфимий Новый. Родился в 824 году в Анкире, в семье праведников: его отца звали Епифаний, а мать Анна. Служил в армии, затем женился, причем в браке родилась у него дочь Анастасия. Строго и долго подвизался сначала в монастырях [на горе] Олимп, а затем на Св[ятой] Горе [Афон]. Некоторое время жил столпником близ Солуни. Здесь, в окрестностях этого города, основал он один мужской и один женский монастырь. Упокоился в конце IX века на острове Священный близ Святой Горы. Его святые и чудотворные мощи почивают в Солуни.
Лукиан премудрый, книжник и аскет,
Шествовал Христовым путем с детских лет.
Против еретического, идольского мрака
Ратовал; сиянье Божественного зрака.
Пресвятую Троицу во главу угла
Ставя, возвестил нам Господа дела.
И Отца, и Сына, и Святого Духа
Славил он, но были нечестивцы глухи, –
И тогда он кровью слово утвердил,
Бог же через мучеников чудеса явил:
Ересь и язычество дождались низложения,
Растет Церковь Божия с каждым поколением.
Помрачилась слава градов земных;
Церковь же – Град Божий, Царство всех святых.
Даниил предрек о ней глаголом вдохновенным,
Основал Христос ее – на радость всей вселенной.
Мученики Церковь до неба вознесли –
Аду на погибель, во спасение земли.
Лукиан в сем деле много потрудился,
Как зодчий премудрый в лики Ангелов вселился.
Много претерпел он, все страданья перенес –
Бог его в небесные обители вознес.
Рассуждение. Божии святые всячески стремились к тому (букв.: придавали огромное значение тому), чтобы причаститься Святых Таин перед смертью. Даже мученики и мученицы, жертвовавшие своей жизнью за Владыку Христа и страдальческой кровью омывавшие свои грехи, с великим рвением принимали Святые Тайны, где только это было возможно. Святой Лукиан томился в подземелье вместе с несколькими своими учениками и некоторыми другими христианами. Накануне Богоявления он захотел в сей великий христианский праздник причаститься Тела и Крови Христовых, ибо знал, что предлежит ему близкая смерть. Видя исходящее от сердца сие желание Своего страдальца, Всемогущий Бог устроил [так], что некие христиане тайком передали хлеб и вино в темницу. На рассвете Богоявления призвал Лукиан всех узников-христиан стать вокруг него. «Окружите меня и будьте Церковью», – сказал он. Однако не было в каземате ни стола, ни стула, ни камня, ни дерева, на котором можно было бы совершить святую Литургию. «Куда, святый отче, положим мы хлеб и вино?» – спросили Лукиана. И тогда лег он посреди них и повелел положить вино и хлеб ему на грудь: «На грудь мне положите их – пусть будет она престолом живому Богу!» Так вполне чинно и молитвенно была отслужена литургия на груди мученика, и все причастились Святых Таин. На следующий день царь послал воинов, чтобы вывели они Лукиана на истязание. Когда воины отворили темничную дверь, святой Лукиан трижды возгласил: «Я христианин! Я христианин! я христианин!» И с этими словами предал свой дух Богу. Созерцание. Да созерцаю чудесное освобождение Апостолов из темницы (Деян. гл. 5), а именно: 1) как иудейские старейшины заключили Апостолов в темницу; 2) как явился ночью Ангел Божий, отворил темницу, вывел Апостолов и повелел им идти в храм и проповедовать Евангелие. Проповедь о том, как Господь хранит кости праведников. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (Пс. 33: 21). Пусть праведники не страшатся – над ними бодрствует всевидящий Бог. Неужели Всевидящий способен нечто потерять или о чем-то забыть? В день [всеобщего] воскресения соберет Он весь их телесный состав и воскресит его в прославленном виде. Гонители бросали тела мучеников в море, либо зарывали их в глубокие ямы [и рвы], либо оставляли в полях на съедение птицам. Но Господь Своим Промыслом так направлял события, что святые мощи страдальцев все-таки оказывались в руках верующих христиан, которые полагали их в драгоценные ковчеги и строили над ними храмы, причем от святых останков исходила чудодейственная сила. Так хотел Бог, дабы [тем самым] явить верующим, во-первых, то, что хранит Он кости [людей] праведных, и, во-вторых, то, что прославил Он их в Небесном Царствии, о чем и Церковь на земле возвещает через [досто]чудную силу их прославленных телес. Чудотворные мощи служат как бы предтечами всеобщего и славного воскресения праведников. Если же кости некоторых праведников сожжены или перемелены, то разве может это быть препятствием для всемогущей силы Божией, чтобы в день воскресения паки составить их из развеянного пепла и оживить? И волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21: 18), – уверяет Спаситель. Если же хочешь под костями разуметь дела, то знай, что дела грешников [букв.: неправедников] – как дым, а дела праведников крепки и долговечны, как твердые и прочные кости. Ни одно праведное тело не истребится безвозвратно [букв.: не истончится] и не исчезнет с течением времени. Бог знает их и Бог блюдет их, чтобы, как драгоценные жемчужины, явить их пред сонмом Ангелов и человеков в День оный. О Господи Всевидящий, Владыка и охранитель праведников, умножь наши праведные дела Духом Твоим Святым, без Которого невозможно сделать никакого добра. И спаси нас по милости Твоей, а не по делам нашим. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author