petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Икона Божией Матери, именуемая Мирожская


Иконографические особенности «Богоматери Мирожской» привели некоторых исследователей (прежде всего, Ф. А. Каликина) к выводу о том, что сохранившаяся икона XVI века копирует более раннее произведение с прижизненными изображениями Довмонта и Марии. На это указывают иконография Богоматери, находящая аналогии в памятниках XII‒XIII веков («Богоматерь Великая Панагия» в ГТГ): индивидуальность черт князя (высокий лоб с залысинами), древний тип одежд предстоящих и отсутствие нимбов, необычное для XVI века, когда Довмонта уже почитали как святого. Кроме того, композиция иконы близка ряду византийских и сербских памятников XIII‒XIV веков с портретами донаторов ‒ заказчиков икон или росписей. Таким образом, древний оригинал «Богоматери Мирожской», по всей видимости, был заказан князем Довмонтом и княгиней Марией и вложен в Мирожский монастырь. Не исключено, что это утраченное произведение, в свою очередь, копировало более древнее изображение Богоматери, прославившееся чудесами в конце XII столетия. С древними изображениями связана не только иконография Богоматери на псковской иконе, но и трактовка Ее одеяний. Ассист, покрывающий всю поверхность одежд, образует широкие рельефные складки и резко отличается от штрихового ассиста, типичного для произведений XIV‒XV столетий. При этом стилизованные орнаменты одежд Довмонта и Марии глубоко своеобразны и имеют аналогии в некоторых псковских памятниках XVI века (икона «Апостол Матфей и архидиакон Стефан», фрески Успенского собора Псково-Печерского монастыря, скульптура «Святитель Никола Можайский» там же). Другие иконы Довмонта и Марии, относящиеся к XVI веку (псковская икона из собрания А. И. Анисимова в ГТГ), по стилю и иконографическим деталям отличаются от их изображений на Мирожской иконе, поскольку не являются непосредственными копиями древнего образца. Личное письмо «Богоматери Мирожской» основано на приемах, известных по псковским произведениям 1540‒1550-х годов.

Икона «Богоматерь Мирожская» принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Воплощение». Богоматерь изображена в рост, с руками, воздетыми в молитвенном жесте. На Ее груди, в складках мафория, видна полуфигура Младенца Христа, благословляющего обеими руками. В верхних углах иконы представлены поясные архангелы. По сторонам от Богоматери в молитвенных позах изображены псковский князь Довмонт и его жена княгиня Мария. Рядом с их фигурами помещены киноварные надписи: «Бл(а)говерны княз Домантъ в с(вя)томъ [крещении] / / Тимофеи»; «Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... // жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев] //скаго». Икону Псковского музея отождествляют с чтимым образом Богоматери, находившимся в Спасо-Мирожском монастыре (празднуется 24 сентября; служба напечатана в Минее 1666 г.). По преданию, первое чудо от Богородичного образа из Мирожского монастыря совершилось в 1192 или 1198 году. Однако древнейшее достоверное известие о Мирожской иконе, обладавшей такой же иконографией, что и памятник Псковского музея, относится ко второй половине XVI века. Это Сказание, составленное псковским книжником Варлаамом и посвященное чудесному истечению слез из очей Богородицы в 1567 году. В Сказании приводится описание иконы: «В той же... церкви боголепнаго Преображения Господня бе бо икона Матери Божия, образ Пречистая Богородицы, чистыя голубицы, честнаго Ея Воплощения, местная, на злате. На той же бе иконе написан молебным образом на десной стране благоверный князь Домант Псковский, нареченный во святом крещении Тимофей, да тутож на другой стране образа Матери Господня написана молебным образом княгиня Мария, супруга того князя Доманта...» Судя по тексту Сказания, икона воспринималась как покровительница Пскова, «...понеже бо Богородица молится со слезами к Сыну Своему Христу Богу нашему за град и люди, живущая в нем». После чуда от Мирожской иконы, она была перенесена в городской Троицкий собор. Согласно псковскому преданию, в 1570 году царь Иван IV увез чудотворную икону в Москву. На основании этой легенды некоторые исследователи считают икону Псковского музея списком, исполненным для псковичей взамен вывезенного образа. По мнению Т. В. Кругловой и В. Д. Сарабьянова, первоначально в Мирожском монастыре почиталось фресковое изображение Богоматери Заступницы 1140-х годов, расположенное на предалтарном пилоне монастырского Спасо-Преображенского собора. Икона «Богоматерь Мирожская» является одним из древнейших памятников с изображением псковских святых - благоверного князя Довмонта, в крещении Тимофея (день памяти 20 мая), и его супруги княгини Марии, в иночестве Марфы (день памяти 8 ноября). Довмонт, живший во второй половине XIII века, происходил из литовского княжеского рода и первоначально был язычником. В Повести о Довмонте, составленной во второй половине XIV столетия (распространенная редакция относится к рубежу XVI-XVII вв.), сказано, что в 1266 году он бежал из Литвы в Псков, где Бог «вдохнул в него благодать Святого Духа», и принял крещение. Став псковским князем, Довмонт служил псковичам, защищал от врагов «дом Святой Троицы» и прославился как храбрый воин и политический деятель, укрепивший псковскую независимость. В 1299 году князь скончался и был погребен в Троицком соборе. Жена Довмонта Мария была дочерью князя Дмитрия Александровича и внучкой Александра Невского (в надписи на иконе ошибочно названа дочерью Александра). После смерти мужа она постриглась в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и была похоронена. Очевидно, уже в XIV веке Довмонта, наряду с князем Всеволодом-Гавриилом, почитали как покровителя Пскова.
Tags: святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author