petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 20 сентября (3 октября)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. великомученик Евстафий Плакида. Прославленный римский полководец в правление императоров Тита и Траяна. Даже в язычестве Плакида (Плацид) – такое имя носил он до святого крещения – был человеком праведным и милостивым, подобным сотнику Корнилию, крещенному апостолом Петром (Деян. гл. 10). Однажды, будучи на охоте, погнался он за оленем. Но по Божию Промыслу между оленьими рогами явился светлый крест, и Плакида услышал глас Господень, призывавший его пойти к священнику и креститься. В крещении получил он имя Евстафий, его супруга стала именоваться Феопистией (Боговерной), а их сыновья были наречены Агапием и Феопистом. Приняв святое крещение, Евстафий пошел на то место, где через оленя сподобился откровения, и, упав на колени, возблагодарил Бога за то, что привел Он его к истине. При этом снова услышал он глас Господень, предрекавший ему страдания за имя Христово и укрепивший его. Тогда Евстафий вместе с семьей тайно покинул Рим, намереваясь окунуться в среду простого народа и там послужить Богу в скромности и неизвестности. Как только прибыл он в Египет, тотчас навалились на него искушения. Некий злой варвар отнял у него жену, а обоих сыновей утащили хищные звери. Однако вскорости тот варвар погиб, а его детей из пасти зверей спасли пастухи. Евстафий же, поселившись в египетском селении Вадисис, прожил там 15 лет, нанявшись на сельские работы. После этого в Римскую империю вторглись варвары, и император Траян сетовал, что нет с ним храброго воеводы Плакиды, который, где бы ни сражался, одерживал победы. Отправил царь двух своих высоких командиров по всей империи на поиски полководца. По Божию Промыслу, сии военные, бывшие некогда товарищами Евстафия по оружию, пришли в то самое селение Вадисис, разыскали Евстафия и привели его к царю. Евстафий, собрав войско, победил варваров. На обратном пути в Рим нашел он и свою супругу, и обоих сыновей. Когда прибыли они в Рим, император Траян уже скончался, а на престоле восседал император Адриан. Когда сей последний призвал воеводу Евстафия принести жертвы богам, Евстафий исповедал себя христианином. Адриан предал его на мучения вместе с супругой и сыновьями. Но так как звери нисколько им не повредили, то ввергли их в раскаленного медного вола. На третий день вынули их мертвые тела, [ничуть] не опаленные пламенем. Так сей славный полководец отдал и кесарево кесарю, и Божие Богу и преставился в Царство Христа, Бога нашего. 2. Свв. князь Михаил Черниговский и болярин [его] Феодор, [чудотворцы]. Черниговский князь Михаил, по повелению хана Батыя, прибыл в Золотую орду вместе со своим боярином Феодором. Так как, вопреки татарскому обычаю, не захотели они пройти через огонь и поклониться идолам при входе в ханские палаты, то были зарублены [саблями] в 1245 году. Их мощи, свидетельствующие об их мученической смерти за Владыку Христа, почивают в кремлевском Архангельском соборе в Москве. 3. Преподобномученик Иларион. Святогорский монах, добровольно 20 сентября 1804 года пострадавший за Христову веру от турок в Царьграде. Его чудотворные мощи почивают в храме Святого Преображения на острове Прот.
Евстафий, воевода доблестный, благолюбивый,
Святым крещеньем душу благодатно просветивый,
За Господа Живого жизнь бесстрашно положил;
Былую власть и почести он ни во что вменил.
Презрел он милость царскую, зато Христа познал
И бытие нетленное и вечное стяжал.
Однажды глас Господень к воеводе снизошел,
Исполнил его ревностью, к спасению привел;
В душе его небесные слова́ запечатлелись
И светом невечерним в чистом сердце возгорелись.
Крест, явленный ему, навеки в памяти остался –
Сим знамением он от силы вражьей защищался.
С супругой верной и с возлюбленными чадами
Предал он плоть огню земному беспощадному,
А духом – ко Христу на небо воспарил,
И Бог его в чертоги райские вселил.
Евстафий, мученик, непобедимый воин,
Чертогов сих ты был воистину достоин;
Ты утверждал Святую Церковь на земле,
Да не пленит ее сей мір, иже лежит во зле.
Так отгони теперь единым мановеньем
Лукавства демонские; помоги спасенье
Нам обрести. Пусть Церковь как звезда сияет
И Солнце правды – Христа Бога – прославляет.
Рассуждение. Самоубийство – это смертный грех и дерзкий вызов Святому Духу, подающему жизнь. Самоубийство – грех гораздо более страшный, чем убийство: в последнем человек еще может и покаяться, тогда как в первом нет покаяния. Вот два случая крайнего бедствия, оказавшись в котором малодушные совершили бы самоубийство, тогда как святые Божии люди проявили в них свое мужество и выдержку. Святой Евстафий однажды оказался в таком положении: на одном берегу реки оставил он одного сына, а другого перенес на противоположный берег и начал возвращаться за первым сыном, чтобы и его перенести. Дойдя до середины реки, он увидел, что лев схватил и унес одного из сыновей; посмотрел на другой берег – и вот волк похитил и унес второго сына. Малодушный бы в этом случае бросился под воду и положил конец своей жизни. Евстафий же, снедаемый скорбью, не совершил самоубийства, но с надеждой на Бога прожил 15 лет в качестве наемника. Дождался сей терпеливый человек того, что снова увидел обоих своих сыновей. Так Бог вознаградил его веру и терпение. Святой Иларион в юности, впав в отчаяние, принял турецкую веру. Однако совесть начала его угрызать так сильно, что нигде не находил он себе покоя. Вернувшись в христианскую веру, стал он монахом и предал тело свое великому посту и всем [прочим] тяжелым подвигам. Но душевный мир к нему не возвратился. Малодушный и маловерный совершил бы [в таком состоянии] самоубийство. Однако Иларион выбрал гораздо лучший путь. Пришел он в Царьград вместе со своим духовным отцом, Виссарионом, и не только исповедал Христову веру во дворце султана, но и самому Баш-аге посоветовал отправиться в Россию и креститься. После издевательств и мучений сей храбрый юноша был обезглавлен. И Бог прославил его и на небе, и на земле. Его святые мощи и доселе чудодействуют. А где слава самоубийц? Где их мощи? Созерцание. Да созерцаю праведность царя Иосафата и Божию награду (2 Пар. гл. 17), а именно: 1) как Иосафат ревновал по истинному Богу и [посему] уничтожил идолов в своей стране; 2) как Бог даровал ему богатство, и славу, и мир, и победу над врагами. Проповедь о единственном Пути, Истине и Жизни. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14: 6). Слова сии, братья, не только произнесены, но и кровью политы, и воскресением утверждены, и Духом Святым насаждены в сердцах верующих, и Церковью на протяжении многих веков свидетельствуемы и твердо удостоверены. Из всех благ на свете люди больше всего любят жизнь. Жизнь любят они даже больше истины, хотя нет жизни без истины. Итак, высшее благо – это жизнь, а истина – основа жизни. Любящий жизнь должен любить и истину. Но где путь к истине? Я путь, – говорит Господь. Не говорит Он: и Я путь, дабы кто-то не подумал, что есть еще какой-то путь к истине вне Господа Исуса. И не только Он путь, но и истина, и жизнь, чтобы никто не вообразил, что якобы имеется и какая-то другая истина, и какая-то иная жизнь вне Господа Исуса. Для того родился Он как человек, чтобы показать людям путь; для того и распялся, чтобы обозначить сей путь Своею кровью. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это должны понимать те, кто прельщает себя помыслом о том, что они могут познать Бога и получить Божие Царство и без Господа Исуса Христа. Сию ложную надежду, сей отчаянный самообман, Господь полностью пресек вышеуказанными словами. И Апостол, услышавший эти слова и записавший их в Евангелии, выражает их в своем послании еще и так: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1 Ин. 2: 23). О Господи Исусе, благословенный и источник благословения, воистину Ты для нас единственный путь, единственный свет, единственная истина, единственная жизнь и Жизнодавец. Пред людьми и пред Ангелами признаём Тебя единым Богом и Спасителем нашим. Помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author