petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 28 сентября (15 сентября)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. великомученик Никита. Родом из готов, ученик епископа Феофила Готфского, присутствовавшего на Первом Вселенском Соборе. Когда готский князь Атанарик [Афанарих] начал мучить христиан, святой Никита предстал пред ним и обличил его в безбожии и бесчеловечности. Подвергаемый ужасным истязаниям, святой Никита всё громче исповедовал Христову веру и молился Богу с благодарением. Держал он свой ум непрестанно возвышенным и углубленным в Бога, а на груди под одеждой хранил икону Пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем Христом, Который был изображен стоящим и держал в Своих руках крест. Икону сию святой Никита носил потому, что Пресвятая Богородица явилась ему и утешила его. В конце концов мучитель ввергнул Христова воина в огонь, в котором святой мученик испустил свой дух, однако тело его сохранилось невредимым и в пламени. Его друг Мариан перенес его тело из Готской страны (сейчас это Валахия и Бессарабия) в Киликию, в город Мопсуест [Мопсуестию], где построил храм в честь святого великомученика Никиты и положил в нем чудотворные мощи [сего] святого страдальца. Святой Никита пострадал и прославился в 372 году.

2. Прп. Филофей. Родом из села Мирмикс (то есть Мравино) в Малой Азии. Его мать носила то же самое имя, только читаемое наоборот: Феофила. [Преподобный Филофей] служил пресвитером и уже при жизни был великим чудотворцем. Однажды претворил он воду в вино, а в другой раз умножил хлеб. Упокоился о Господе в X столетии. От его мощей истекло целебное миро.

3. Св. мученик Порфирий. Родом из Мимоса. Сначала пред царем Юлианом Отступником высмеивал христиан. Но однажды, изображая на сцене христианское таинство крещения, он погрузился в воду, произнося слова: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поднявшись из воды, он воскликнул: «Теперь я христианин!» Все думали, что лицедей, как и всегда, шутит, но он пребыл тверд в своем исповедании, перестал глумиться над христианством и в конце концов пострадал за Христа. Был он обезглавлен в 361 году и преставился в Царство Христово. 4. Свв. мученики Максим, Феодот и Асклиада [Асклипиодота]. Фракийцы из знатного рода. Пострадали за Христа в селении Салтис близ Филиппополя (между 305 и 311 годами) и преставились в Небесное Царство. 5. Св. Виссарион, архиеп. Ларисский, чудотворец. Основал монастырь Спасителя в Ларисской епархии. Прославился чудесами при жизни и по смерти. 6. Св. новомученик Иоанн Критский. Пострадал в Ефесе от турок за Христову веру в 1811 году. 7. Св. Иосиф, епископ Алавердский. Один из 12 сирийских отцов (см. 7 мая), управленных в Кавказские пределы проповедовать Евангелие. Святой Иосиф мирно отошел ко Господу в 570 году. Его чудотворные мощи почивают в Алавердском соборе.
Патриоты истинные – род свой просвещают,
Алтари живому Богу созидают.
Афанарих Готфский царствовал насильем,
Жертвы мертвым идолам приносил обильные.
А Никита, храбрый воин Христа Бога,
Людям ко спасению указал дорогу.
Царь холодным мраком души подданных губил,
А Никита – вечным светом убелил.
Князю воспротивился ратник без сомнения
И народ весь доблестным удивил терпением.
В страшном пламени горел, но пребыл нетленным,
И доныне цел и здрав – духом дерзновенным.
Кровь его пролитая стала зна́ком новым,
Дух вознесся в небо от земли суровой.
С истиной Христовой готы приняли крещенье
И Никиту славили, вестника спасенья:
«О Никита, мученик, глас трубы Господней,
Ты избавил нас от тьмы и от преисподней.
Мученик бесстрашный, настоящий патриот,
Присно прибегает к тебе честной народ.
От земной юдоли отошел ты в небеса,
Туда, где не смолкают ангельские голоса.
Помолись о нас – Царь тебя послушает,
Пощадит ходатайством твоим наши души».
Рассуждение. Бог не бывает поругаем. [Кощунников и] хулителей Бог либо карает, чтобы их исправить, либо обращает именно в таких [людей], над которыми они смеются и измываются. Святой Порфирий сперва прославился в среде язычников как насмешник над христианством. Как-то раз с издевкой изображал он христианское таинство крещения пред царем Юлианом Отступником и его свитой. Но произошло нечто совершенно неожиданное. Когда Порфирий погрузился в воду и произнес слова о том, что крещается он во имя Святой Троицы, тотчас переменился в нем дух, и он на самом деле стал христианином. И вместо того чтобы поносить христианскую веру, начал он обличать царя в его идолопоклонническом нечестии. За это был он подвергнут мучениям и усечен. Подобный случай имел место с неким комедиантом Генесом – вероятно, в правление Диоклетиана. Сей Генес «разыгрывал» христианское богослужение перед языческой толпой, увеселяя народ своими насмешками и остротами. Но внезапно переменился он [всем существом] и крикнул во всеуслышание: «Я верую и хочу креститься». Зрители посчитали и эти слова шутовством, но он стал настойчиво повторять свое исповедание веры во Христа. Когда же и перед судом, и перед самим царем стойко пребыл он в Христовой вере, то был за то мучим и убит. Так и насмешники над Христом становятся [порою] Христовыми мучениками. Созерцание. Да созерцаю Божию кару над непослушным пророком (3 Цар. гл. 13), а именно: 1) как тому пророку было заповедано Богом ничего не есть и не пить в идолопоклонническом Вефиле; 2) как пророк, ослушавшись Бога, ел и пил; 3) как на обратном пути его растерзал лев. Проповедь о сугубом свидетельстве Сына Божия. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня (Ин. 8: 18). В законе написано, что нужны два свидетеля, дабы нечто доказать. Неверующим иудеям Господь сначала указал на три великих источника свидетельств о Себе: на Отца, на Свои дела и на Священное Писание (см.: Ин. 5: 36–39). Затем, умножив Свои чудеса и более подробно изложив Свое учение, Он поведал им, что и одно-единственное Его свидетельство о Себе Самом истинно и достаточно (см.: Ин. 8: 14). Наконец, снова выставляет Он им два свидетельства: Свое и Отчее – согласно законному предписанию о необходимости двух свидетелей. Так Господь отовсюду заграждает уста неверующих, не оставляя им никакой отдушины, кроме преступления, [в данном случае] убийства, к чему и прибегают все те, которых никакими доводами невозможно убедить в истине. В последнем случае, указывая на собственное Свое свидетельство о Себе и на свидетельство Своего Отца, Господь хочет указать и на Свою ипостасную самостоятельность, и на равенство с Отцом по существу. В частности, Свое собственное свидетельство ставит Он и отдельно, и вровень со свидетельством Бога Отца. [А] то, что это толкование точно, удостоверяют и [по]следующие слова: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Здесь выражено полное существенное единство Отца и Сына, так что не остается ни малейшего сомнения в том, что Господь имеет в виду Свое сущностное равенство со Своим Отцом. Речь [здесь] идет о Божественном естестве, а не о естестве плоти. Если бы [не]кто [(кем бы он] ни был) представлял себе Святую Троицу в виде трех телесных существ, то безумно бы заблуждался. Во плоти [в теле] явился міру ради спасения міра только Сын Божий, но никак не Отец и не Святой Дух. По Своей же Божественной природе Сын во плоти пребыл равным Отцу и Духу Святому. Человеческую же природу воспринял Он на Себя и присоединил ее к Своей Божественной природе – из любви к людям, дабы мог [Он] явиться людям и спасти людей. О Троица Святая, единосущная и нераздельная, просветившая и освятившая нас через воплотившегося Бога Слова, поддержи нас до конца Своей святостью, Своей крепостью и Своим бессмертием и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author