petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 27 (14) сентября

Автор: святитель Николай Сербский


1. Всемірное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В сей день празднуются два события, связанные с Честным Крестом Христовым: первое – это обретение Честного Креста на Голгофе и второе – это возвращение Честного Креста из Персии в Иерусалим. Некий старый еврей по имени Иуда – единственный [из всех] – знал место, где находился Крест. Царица Елена заставила его [открыть тайну], и он объявил, что Крест зарыт под храмом Венеры, воздвигнутом на Голгофе императором Адрианом. По приказу царицы сие идольское капище было разрушено [причем воины], копавшие вглубь, нашли три креста. Царица была в недоумении, как распознать Крест Христов. Но как раз в ту пору мимо проходила похоронная процессия. Тогда патриарх Макарий повелел возлагать на покойника обретенные кресты один за другим. Когда возложили на него сначала первый, а затем второй крест, мертвец лежал недвижимо. Но когда был возложен третий крест, умерший ожил. По сему и узнали, что это – Честной и Животворящий Крест Христов. Потом возложили его и на некую болящую женщину, и она выздоровела. После этого патриарх поднял Крест ввысь, чтобы увидел его весь народ, – и все люди со слезами воспевали: «Господи, помилуй!» Царица Елена сделала серебряный ковчег и поместила в него Честной Крест. Спустя три века царь Хозрой, завоевав Иерусалим, увел множество людей в рабство и унес Крест Господень в Персию. В Персии Крест пребывал 14 лет. Греческий царь Ираклий, победив Хозроя в 628 году, со славою возвратил Крест в Иерусалим. Входя в город, царь Ираклий нес Крест на своих плечах. Но внезапно царь остановился и не мог ни шагу ступить далее. Патриарх Захария увидел Ангела, препятствовавшего царю идти под Крестом в роскошной императорской порфире, да еще по тому же самому пути, по которому Господь шел босым и униженным. О сем видении патриарх объявил царю. Тогда царь снял [порфиру и драгоценную обувь] и – в бедной одежде и босой – взял Крест, вознес его на Голгофу и положил в храм Воскресения – к отраде и утешению всего христианского міра. 2. Св. Плакилла царица. Супруга императора Феодосия Великого. И по уму, и по делам была истинной христианкой. Особо отличалась помощью нищим и больным людям. Когда некоторые говорили ей, что это не согласуется с императорским достоинством, она отвечала: «Царскому званию приличествует помогать [людям] деньгами; мои же личные труды (в благотворении нищим) даю я Тому, Кто благоизволил дать мне это звание». Мирно упокоилась около 400 года. 3. Преподобномученик Макарий Солунский. [Был] учеником святого патриарха Нифонта, когда тот пребывал в подвиге безмолвия в [монастыре] Ватопед. Макарий жаждал мученичества за Владыку Христа и упросил святого Нифонта дать ему на это благословение. Прозорливый патриарх, усмотрев в этом волю Божию, благословил Макария на путь мученичества. Макарий прибыл в Солунь и в толпе турок стал исповедовать Христа единым истинным Богом. Турки избили его и бросили в темницу. Когда вывели его на судилище, Макарий крикнул туркам: «О, если бы познали вы истину и крестились во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Турки отрубили ему голову в 1527 году. В тот же час святой Нифонт провидел это духом из Ватопеда и возвестил [стоящему рядом] монаху о мученической смерти Макария: «Знай, чадо, что собрат твой Макарий ныне скончался мученически и теперь возносится он на небо, торжествуя и радуясь с Господом. По его молитвам да удостоимся и мы блаженства». 4. Прп. Мария Тарсийская. Всем существом погрязала в разврате. Два монаха, проходя через Тарс, остановились в гостинице, где Мария блудодействовала. Когда подошла она к монахам, те укорили ее и оттолкнули как нечистую. В тот же час раскаялась она [в своей жизни] и зареклась больше никогда не грешить. Монахи утешили ее и отвели в женский монастырь, где Мария подвизалась до старости. Еще при жизни сподобилась она дара чудотворения.
Спаси, Боже, верныя люди Твоя,
Спаси, Господи.
Крестом Своим честным нас озаряй,
Крестом и на водах спасай!
Крест – сила и знамение,
Крест – спасение.
Спаси, Боже, патриарха
И сербских владык собор.
Дай им силы послужить
Твоему Кресту честному!
Крест – сила и знамение,
Крест – спасение.
Спаси, Боже, и всех тех,
Что во власти суть;
Да хранит их Крест всесильный
От погибели во тьме!
Крест – сила и знамение,
Крест – спасение.
Спаси, Боже, весь народ,
Что молится Тебе, –
Пусть любое испытание
Крестом одолеет!
Крест – сила и знамение,
Крест – спасение.
Рассуждение. Как зажигается свеча от свечи, так и [одно] доброе дело рождает из себя второе. Некий патриций захотел подарить храму золотой крест. Для этого пригласил он молодого и искусного ювелира, дал ему много золота и описал крест, какой хотел заказать. Ювелир [на самом деле] был небогат, однако, видя, сколько жертвует патриций во благо душе своей, всем сердцем возгорелся по Богу и решил ко множеству золота, полученному им от патриция, добавить и десять собственных золотых монет. Когда крест был готов, патриций взвесил его и обнаружил, что он тяжелее того количества золота, которое вручил он юноше. Тотчас стал он обвинять ювелира в воровстве, подозревая, что тот утаил нечто из его золота, а вместо него примешал к изделию некий другой тяжелый металл. Юноша, увидев патриция во гневе, чистосердечно рассказал всю правду. «Добавил я, – пояснил он, – также немного собственного золота, как оная вдовица – две лепты, дабы вместе с тобой получить воздаяние от Христа». Услышав об этом, патриций умилился сердцем и сказал честному юноше: «Отныне усыновляю я тебя и делаю наследником всего моего имущества». Созерцание. Да созерцаю преступление Иеровоама и Божие наказание (3 Цар. гл. 12–13), а именно: 1) как Иеровоам вылил двух золотых тельцов и приказал народу кланяться им как богам; 2) как пророк объявил Иеровоаму о Божием гневе и чудесным образом разрушил жертвенник перед идолами; 3) как Иеровоам простер руку на пророка, но тотчас одеревенела она и лишь по молитве пророка снова исцелела. Проповедь об истинности Христова свидетельства. Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно (Ин. 8: 14). Свет истинно свидетельствует о существовании солнца и не лжет. Точно так же и Господь Иисус истинно свидетельствует обо всем, о чем говорит. Сошел Он в среду людей как небесный Свидетель, дабы засвидетельствовать бытие триединого Бога, бытие міра Ангелов и душ, а также любовь Божию к людям, Божий Промысл о людях, силу правды над неправдой, могущество истины над ложью, блаженное бессмертие праведников и вечные муки грешников, воскресение из мертвых, Суд Божий и еще многое другое, о чем люди, пребывающие под вретищем греха, лишь смутно догадывались, но не ведали того и не верили в то твердо. А прежде всего [пришел Он] засвидетельствовать о том, что Он – Сын Бога живого, равный Отцу Своему по бытию, силе и любви и равный Духу Божию Святому. Ведь Свидетель обязан был в первую очередь удостоверить истину о Самом Себе, чтобы [люди] могли верить Его свидетельствам и относительно других тайн. С позиции чистой и непреложной истины любое Христово свидетельство истинно, в глазах же омраченных иудеев оно таковым не казалось. Для Бога, для Божиих Ангелов, для праведников, для вечности и для времени – Его свидетельство истинно; об этом и говорит Он: Свидетельство Мое истинно. Но для помраченных умов закоренелых грешников это свидетельство неистинно, о чем и ранее сказал Он иудеям: Если Я свидетельствую Сам о Себе, свидетельство Мое не есть истинно (Ин. 5: 31). Иными словами, неистинно оно для вас, иудеев, тогда как на самом деле истинно оно само по себе. О Господи преблагословенный, Иисусе, Сыне Бога живого и единственный Спасителю наш, избавь нас от немощи греховного ума и злобы греховного сердца. Осияй нас светом слов Твоих, вечно истинных. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author