petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 19 (6) сентября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Воспоминание чуда Архистратига Михаила [бывшего в Хонех (Колоссах)]. Во Фригии, недалеко от Иераполя, было одно место, именуемое Хоны (что в переводе означает «погружение»), В том месте находился источник чудодейственной воды. Когда святой апостол Иоанн Богослов вместе с апостолом Филиппом проповедовал Евангелие в Иераполе, то, взглянув на оное место, предрек, что забьет там родник чудотворной воды, от которой многие получат исцеление, и что это место посетит великий Архистратиг Божий Михаил. Вскоре после этого сие пророчество исполнилось: открылся источник сей воды, о чудесной силе которого узнали во всех окрестных областях]. У одного жившего в Лаодикии язычника дочь страдала немотой, отчего отец пребывал в великой скорби. Но явился ему во сне Архангел Михаил и посоветовал отвести дочь на оный источник для получения выздоровления. Отец немедленно послушался [небесного гласа], повел на указанное место свою дочь и застал у воды множество людей, чаявших избавления от разных недугов и скорбей. Все они были христианами. Тогда тот человек спросил, как следует просить об исцелении, и христиане ответили ему: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа подобает просить [о сем] Архангела Михаила». Язычник произнес такую молитву, а затем напоил свою дочь водой из родника, – и девочка стала говорить. После сего благодарный отец крестился вместе с дочерью и со всем своим домом, а рядом с источником построил храм в честь Архангела Михаила. Впоследствии на этом месте поселился некий отрок по имени Архипп, взявший там на себя суровый подвиг поста и молитвы. Язычники чинили ему много пакостей, так как не нравилось им, что от христианской святыни исходила такая сила, привлекая к ней толпы народа. Снедаемые злобой, повернули они течение соседней реки так, чтобы потопила она и храм, и источник. Однако по молитве преподобного Архиппа явился святой Архангел Михаил и отверз расселину в скале близ церкви. В эту расселину и устремились направленные на храм речные воды. Так было спасено то место, получившее после этого название Хоны (погружение), ибо погрузилась река в открытую расселину. Святой Архипп подвизался там до 70-летнего возраста и мирно упокоился в Господе. 2. Св. мученик Ромил и иже с ним 11 000 воинов. Когда император Траян воевал на Востоке, то однажды приказал он пересчитать всех христиан в его войске. Таковых обрелось 11 000 человек. Тогда царь повелел уволить всех их из армии и [с позором] отправить в Армению. Святой Ромил был начальником царского двора [по другим источникам – воеводой. – Пер.]. Он вышел пред царя и укорил его за этот поступок, исповедуя и себя христианином. По приказу царя Ромил был обезглавлен. А из тех изгнанных воинов 10 000 [по другим источникам – 9000. – Пер.] были распяты на крестах, а прочие умерщвлены другими способами. 3. Св. мученик Евдоксий. Военачальник в римской армии. Пострадал за Христа в правление Диоклетиана. Был судим и мучим игемоном Мелитины Армянской. Вместе с ним пострадали его друзья, Зинон и Макарий, а также 1104 воина, обращенные Евдоксием в христианство. По смерти явился он своей супруге. И его супруга Василисса сохранила Христову веру до смерти и мирно упокоилась. 4. Прп. Давид. Был атаманом разбойников близ египетского города Ермополь и лишь в преклонные годы пришел в себя, покаялся и принял монашество. Явился ему Архангел Гавриил, наделивший его силой чудотворения. Мирно упокоился в VI столетии, после того как и многими другими подвигами удостоился Божия Царства.
Архистратиг Божий,
Славный Михаил,
Грозный Предводитель
Всех небесных сил!
С Ангелами светлыми
Он стоит пред Богом,
К праведным приходит
Душам на подмогу.
Главный воевода
Царя величайшего,
Вечный победитель,
Чудеса творящий!
Сатана боится
Его как огня.
В истине стоит он,
Правду храня.
Поспешает всюду –
Взора быстрее.
Огнеликий витязь,
Над мраком он реет,
Пламенной десницей
Тьму поражая,
Мощными крылами
Верных ограждая.
Рассуждение. Христианство искоренило из человеческого общества многие варварские обычаи. Однако некоторые из них, похвальные с языческой точки зрения, но постыдные с точки зрения христианской, теплятся и сегодня как некое внутреннее нагноение с виду залеченной язвы. Один из таких обычаев – похищение и тайное умыкание девушек. Святитель Василий [Великий] делает строгое внушение одному своему священнику по поводу такого происшествия: «Приложи все усилия к тому, чтобы разыскать ту девушку, забрать и вернуть родителям, а похитителя лиши общения в молитвах и объяви отлученными также и тех, кто помогал ему в этом; согласно моему прежнему распоряжению, на три года отлучи каждого из них со всем его домом от общения в молитвах. А то село, которое приняло похищенную (девушку), укрывало ее и даже силой удерживало, также отлучи от общения в молитвах, не исключая никого, чтобы тем самым все научились гнать от себя похитителя, как некоего змея или другого какого зверя и общего врага, а оскорбляемых брать под свою защиту». Созерцание. Да созерцаю пример Давидова воздержания (2 Цар. гл. 23), а именно: 1) как в битве с филистимлянами Давид захотел пить и спросил, кто бы мог принести ему воды из источника в Вифлееме, удерживаемом неприятелем; 2) как три отважных бойца прорвались сквозь [ряды] врагов и принесли воды царю; 3) как Давид не захотел ее пить, но вылил на землю со словами: Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? Проповедь о двух рождениях. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 6). Это, братья, слова не пророка и не апостола, а Самого Господа, изреченные Его пречистыми устами. И как в каждом слове Господнем – сила и спасение, так и эти Его слова не являются исключением. Посему надлежит со страхом и вниманием исследовать их и применять к нашей жизни. В этих словах Господь хотел оттенить превосходство духа над плотью. Как плоть рождается от плоти, так и духу подобает родиться от Духа. Рождение нашего духа от Духа Божия – по Божией благодати, а не по сущности – это и есть новое рождение, о котором Господь говорил Никодиму, иудейскому начальнику. Никодим не уразумел этих Христовых слов, как и ныне не понимают их все те, у кого плоть одержала верх над духом. Люди, у которых плоть возобладала над духом, обо всем мыслят и судят по плоти; тогда как люди, у которых дух воцарился над плотью, обо всем мыслят и судят по духу. Те, кто обо всем мыслит и судит по плоти, делают и дух свой плотским; тогда как те, кто обо всем мыслит и судит духовно, духовной делают и плоть свою. Первые подобны тем, кто всё свое золото переводит в бумажные деньги, – ведь всё бессмертное в себе превращают они в смертное; тогда как вторые уподобляются тем, кто свои бумажные деньги меняет и обращает в золото, – ведь не только не губят они бессмертное в себе, но и смертное преобразуют в бессмертное. Иудеи толковали закон и пророков, сообразуясь с плотью, посему и не познали они Владыку Христа, но распяли Господа славы. В отличие от них те, кто, озаряемый благодатью Духа Божия, уразумел Владыку Христа, те истолковали и закон, и пророков духовно. И не только закон и пророков, но и всю сотворенную природу, и всю свою жизнь на земле. Если наша плоть, братья, по необходимости рождена от плоти, то нашему духу рождаться от плоти неестественно. Пусть родится дух наш от Духа Божия, и тогда будем мы сообразными естеству и по плоти, и по духу. Это та наша высшая и безгрешная природа, которой обладал Адам в раю прежде грехопадения. Невозможно, да и не нужно, нашей плоти снова рождаться от плоти, но возможно, и необходимо, и никогда не поздно паки родиться нашему духу – родиться от Духа Божия. О Господи Иисусе Христе, Единородный Сын Божий, помоги нам прежде кончины [букв.: прежде скончания. – Пер.] возродиться Духом Божиим, дабы дух наш и вправду был рожден от Духа. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author