petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 2 сентября (20 августа)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Пророк Самуил. Пятнадцатый и последний израильский судия. Жил за 1100 лет до [пришествия в мир] Владыки Христа. Происходил из колена Левиина, его отца звали Елкана, а мать — Анна. Местом его рождения был Рамаф (Рама), или Аримафея, где впоследствии родился и благообразный Иосиф. Неродящая Анна выплакала Самуила у Бога и, когда исполнилось ему три года, посвятила его Богу. Живя в Силоме, у ковчега завета, Самуил в 12 лет сподобился истинного откровения от Бога о наказании, грядущем на дом первосвященника Илия за порочную жизнь его сыновей, Офни и Финееса. Это откровение вскорости сбылось: филистимляне разгромили израильтян, убили обоих сыновей Илия и пленили ковчег завета. Когда вестник принес сие ужасное известие Илию, тот пал замертво на землю и испустил дух на 98-м году своей жизни. То же самое произошло и с его снохой, женой Финееса. С той поры в течение 20 лет израильтяне были рабами филистимлян. После этого срока Бог послал Самуила к народу проповедовать покаяние, если хотят они избавиться от своих врагов. И народ покаялся, и отверг чужих идолов, которым служил, и признал Самуила пророком, священником и судией. Тогда Самуил пошел с войском на филистимлян и, с Божией помощью, сокрушил их и побил — и освободил свою страну и народ. Потом, вплоть до [своей] старости, мирно судил Самуил своих единоплеменников. Видя его в годах преклонных, израильтяне запросили у него поставить им царя вместо себя. Тщетно Самуил отговаривал народ от этого, возвещая, что единственный его Царь — это Бог; люди пребыли непреклонными в своем требовании. Хотя притязание сие не было угодно Богу, Бог повелел Самуилу помазать им царем Саула, сына Кисова из колена Вениаминова. Саул правил короткое время, и Бог отринул его за дерзость и непослушание — и паки повелел Самуилу помазать Давида, сына Иессеева, царем вместо Саула. Перед смертью Самуил собрал весь народ и простился с ним. А когда скончался, то плакал по нему весь Израиль, — и с почетом похоронили его в его доме в Раме. 2. Священномученик Филипп, епископ Ираклийский, вкупе со священником Севиром (Севером) и диаконом Гермесом [в РПЦ в этот день чествуются: мученики Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников: Ориона, Антилина, Молия, Евдемона, Силуана, Савина, Евстафия, Стратона и Восвы Византийцев, Тимофея, Палмата, Места, Никона, Дифила, Дометиана, Максима, Неофита, Виктора, Рина, Саторнина, Епафродита, Керкана, Гая, Зотика, Кронина, Анфона, Ора, Зоила, Тиранна, Агафона, Пансфена, Ахиллеса, Панфирия, Хрисанфа, Афинодора, Пантолеона, Феосевия и Генефлия Филиппопольских]. По всей видимости, они были славянами. Служили Богу во Фракии и там впервые подверглись мучениям за Христа. Когда язычники бросились поджигать христианский храм, отважный Филипп сказал их вождю: «Думаешь ли ты, что Бог затворился в стенах? Он живет в сердцах». Храм был разорен, все книги сожжены, а сих священнослужителей отвели в Адрианополь, где после темничного заключения и истязаний их, полуобгоревших, бросили в реку Марицу. Вместе с ними мученически скончались еще 38 христиан. Полагают, что пострадали они в правление Диоклетиана.
3. Стихотворение
Самуил, избранный слуга Бога живого,
Судил народ свой честно, праведно и строго.
Господня воля высшим была ему указом,
Пороки исправлял он и выжигал заразу.
Грехи людей оплакивал пред Богом, горько каясь
И славою троякой от Создателя венчаясь:
Священником, пророком был он и судьей святым —
Прославил Бога словом и деянием своим;
Трудом, молитвой, каждым вздохом Богу послужил,
Властителям земным пример смирения явил.
Кто заповеди Божьи перестанет исполнять —
Не принесет народу пользы, отступая вспять.
Кто лишь к себе и к людям ухо приклоняет,
А от Всевышнего свой разум отвращает,
Тот, как Саул злосчастный, в бездну адскую падет,
Всех соучастников греха туда сведет.
Но кто привержен Господу, греху не покорясь,
Народу пользу принесет, во власти водворясь.
Таков был Самуил, учивший словом и делами,
Чьи наставления народ хранит веками.
4. Рассуждение. Покайся, прежде чем смерть затворит двери твоей жизни и отворит врата Суда. Покайся прежде смерти, а так как не ведаешь часа смертного, то покайся сегодня и сейчас — и перестань повторять грех твой. Так молится Богу преподобный Ефрем Сирин: «Прежде чем колесо времени остановится в моей жизни — помилуй меня. Прежде чем дунет ветер смерти и в теле моем явятся недуги, предвестники смерти, — помилуй меня. Прежде чем величественное солнце в высоте померкнет для меня — помилуй меня; и да воссияет для меня свет Твой свыше и да развеет ужасную тьму ума моего. Прежде чем земля возвратится в землю и станет тлением и прежде гибели всех очертаний красоты ее — помилуй. Прежде чем грехи мои предварят меня на Суде и посрамят пред Судией — помилуй [мя], Господи, исполненный всякой благостыни. Прежде чем выйдут воинства, предшествуя Сыну Цареву, и соберут наш жалкий род пред престолом Судии — помилуй. Прежде чем зазвучит глас трубы, предваряющий Твое пришествие, пощади рабов Твоих и помилуй, Господи наш Исусе. Прежде чем затворишь Ты дверь Свою предо мной, Сыне Божий, и прежде чем стану я пищей неугасимого огня геенского — помилуй меня». 5. Созерцание. [Давыд и Голиаф; фреска 1694‒1695 г.г.; мастера: артель Дмитрия Плеханова и Фёдора Игнатьева; храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль, Россия].  Да созерцаю чудесную победу Давида над Голиафом (1 Цар. гл. 17), а именно: 1) как Голиаф, страшный телом, броней и оружием, поносил всё израильское войско; 2) как Давид, уповая на Бога, выступил против него с пращей и камнями — и убил Голиафа; 3) как Давид одержал победу, ибо [он] верил, что это война Господа, война верных против неверных. 6. Проповедь об обращении Египта ко Господу. И позна́нъ бу́детъ Госпо́дь Еги́птяномъ: и увѣ́дятъ Еги́птяне Го́спода въ то́й де́нь и сотворя́тъ же́ртвы и да́ры, и обѣща́ютъ обѣ́ты Го́сподеви и воздадя́тъ (Ис. 19: 21). О, как переменчиво сердце человеческое! Но из всех его изменений одно постыднее всех самых позорных: это когда верный становится неверным; и одно славнее всех самых достохвальных: это когда неверный обратится и станет верным. То первое изменение произошло с израильтянами, когда убили они Христа; а сие второе имело место среди египтян, когда они уверовали во Христа. Некогда Египет был главным гонителем верующих в единого живого Бога, так как в ту пору у египтян было много мертвых богов, идолов и предметов, которым они поклонялись, а также [огромное число] басен и гаданий, которыми они прельщались. Но смотри, что предвещает пророк! Какое дивное видение! ― Египтяне познают единого и живого Господа в то время, когда Господь во плоти явится среди людей. ― Идолы будут разрушены, храмы, посвященные демонам и животным, ниспровержены, [а вместо них] будет утвержден алтарь Богу живому и единому и сооружен [Ему] жертвенник. ― Будет приноситься жертва бескровная вместо кровавой, разумная вместо бессловесной. ― Сотни тысяч иноков из любви ко Господу будут брать на себя обеты нестяжания, послушания и воздержания. ― В этом некогда мрачном Египте явятся величайшие подвижники, храбрейшие мученики за Владыку Христа, наиболее просвещенные умы, самые прозорливые чудотворцы. О, какое дивное видение! И сколь досточудно осуществление этого видения!
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author