petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Охридский пролог святителя Николая Сербского: 29 (16) августа

Автор: святитель Николай Сербский

1. Нерукотворенный образ Господа Исуса Христа [в РПЦ в этот день чествуется: перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Исуса Христа. Слева: Спас Нерукотворный. Выносная двусторонняя икона; Россия. Новгород Великий; XII в.] В то время, когда Господь наш проповедовал Евангелие и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях, жил в городе Едесса на берегу Евфрат-реки некий князь Авгарь, весь покрытый проказой. Услышал он о Христе, врачующем всякую болезнь и недуг, и послал в Палестину некоего живописца Ананию с письмом ко Христу, в котором просил Господа прийти в Едессу и исцелить его от проказы. В случае же, если Господь не сможет прибыть, князь повелел Анании написать Его образ и принести [в Едессу], ибо верил он, что образ оный вернет ему здоровье. Господь ответил, что не сможет прийти (так как приближалось [уже] время Его страданий), взял убрус, приложил его к Своему лицу — и на убрусе ясно и совершенно отобразился Его пречистый лик. Вручил Господь сей убрус Анании и просил сообщить Авгарю, что исцелится он от него не до конца; но потом Господь отправит к нему посланника, который удалит [в серб, букв.: сотрет. — Пер.] и остаток его болезни. Приняв убрус, князь Авгарь облобызал его, и проказа сошла с его тела, однако осталась в одном малом месте на его лице.

[Слева: Спас Нерукотворный. Фреска монастыря Ставроникита на Святой Горе Афон. XVI век. Справа: Спас на убрусе; Болгария. Бояны; XIII в.; местонахождение: Болгария. Бояны. Боянская церковь. Алтарь] В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил. Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с [нерукотворенным] образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой. 2. Мученик Диомид врач. Врач из Тарса, из знаменитого рода. Лечил народ и поучал его вере Христовой. По приказу императора Диоклетиана [святой Диомид] был обезглавлен в Никее в 298 году. Воины, отсекшие ему голову и принесшие ее царю, ослепли. Но когда они снова приложили голову к телу и вознесли молитву, то сразу же прозрели [и уверовали в Господа нашего Исуса Христа. — Пер.]. 3. Преподобный Иоаким Осоговский [святой не включен в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви]. Подвизался во второй половине XI века на Осоговской горе, в месте, именуемом Сарандопор, в уединенной пещере. На этом месте впоследствии воздвиг церковь другой подвижник, Феодор с Овечьего поля, которому святой Иоаким явился во сне. На протяжении веков многие чудеса совершались и доселе совершаются перед мощами преподобного Иоакима. 4. Мученик Стаматий Волосский (Стамат) [святой не включен в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви] Крестьянин, родом из Волоса в Фессалии. Когда некий бесчеловечный ага собирал с народа султанскую дань, весьма обижая людей, Стамат с несколькими товарищами отправился в Царьград жаловаться визирю. Однако, выдвигая резкие обвинения против аги, Стамат [косвенно] упрекнул и султановых вельмож — и они взяли его под стражу. Сперва лестью и ласками хотели они склонить его к принятию ислама, суля ему при этом богатство, славу и честь. На это мученик воскликнул: «Богатство мое, слава и честь -- это Христос мой!» Тогда турки стали его мучить и наконец обезглавили [на площади] перед храмом] Святой Софии в 1680 году. Так сей воин Христов удостоился венца мученического. 5. Стихотворение [Справа: Спас Нерукотворный; Россия. Москва; XIV в.; местонахождение: Россия. Москва. Музей им. Андрея Рублева].
О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь
И несказанной радости богатство нам являешь.
У озера Ты некогда изрек обетование,
Язычникам заблудшим дал благое упование:
Придут с востока многие и с запада вселенной
И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно.
Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную
Они не потрудились переделать душу грешную:
Жестокие сердца их полны злобы кровожадной,
И помыслы их скверны, и деянья неприглядны.
И вот Господне слово непреложно совершилось,
И сказанное тайно - среди бела дня явилось:
Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством;
Их души богоборчеством полны и непокорством,
Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят,
Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят.
А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних,
Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную;
Не помогали идолов бездушных изваяния,
Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния.
Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах
И Богом исповедал Христа Спаса в небесах,
Сошедшего в мир дольный, ставшего одним из нас,
Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас.
К нему он приложился с превеликим упованьем,
Обрел души и тела скорое уврачеванье.
Душа его в раю вкушает сладости предвечной
И с Авраамом веселится в жизни бесконечной.
6. Рассуждение. Православная Церковь превосходит все прочие христианские конфессии [в серб, букв.: группы. - Ред.] богатством своего Предания. Протестанты хотят держаться только Священного Писания. Но ведь Священное Писание невозможно изъяснить без [Священного] Предания. Сам апостол Павел заповедует: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2: 15). Предание о князе Авгаре имеет, без сомнения, апостольское происхождение, хотя апостолы и не упоминают о нем в своих посланиях. Апостол же Фаддей вообще ничего не написал и потому, согласно мнению протестантов, он ничего и не говорил и не передал верующим. К чему бы тогда быть ему Христовым апостолом? Предание о князе Авгаре приводит преподобный Иоанн Дамаскин [в сочинениях, написанных] в защиту иконопочитания. Как удивительно и трогательно письмо Авгаря Христу! Написав Ему сначала о том, что он слышал о Его чудодейственной силе в исцелении больных, и попросив Его прийти и исцелить его [самого], Авгарь добавляет: «Слышу я и то, что евреи ненавидят Тебя и готовят Тебе некое зло. Есть у меня город: небольшой, но красивый и изобилующий всяким благом; приди к мне и обитай со мной в моем городе, который обоим нам будет доволен на всякую потребу». Так писал языческий князь, тогда как князья иерусалимские готовили смерть Господу Человеколюбцу. 7. Созерцание. Да созерцаю чудесную Божию помощь Ионафану, сыну Саула (1 Цар. гл. 13-14), а именно: 1) как филистимляне восстали на евреев, и было войско филистимское, как песок на берегу моря; 2) как Ионафан со своим оруженосцем напал на филистимлян, уповая на Бога, и как посеял он в них смятение и победил их; 3) как и нам подобает знать истинность слов Ионафана: для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих. 8. Проповедь о Божественной отрасли от корня Иессеева. И изы́детъ же́злъ изъ ко́рене Иессе́ова, и цвѣ́тъ от ко́рене его́ взы́детъ (Ис. 11: 1). Почему при всех столь ясных пророчествах о Владыке Христе евреи не уверовали в Него как Мессию? По своей безумной гордости и вследствие своих безрассудных преступлений против людей святых и праведных.Кто эта отрасль от корня Иессеева, если не Господь Исус Христос? Иессей был отцом царя Давида, а из рода Давидова чаяли пришествия Мессии. Из рода Давидова Он и явился, родившись в Вифлееме, городе Давида. Отрасль от рода Иессеева знаменует собой телесное происхождение Господа от Девы Марии, ибо и Она была потомком Иессея и Давида, а ветвь от корня его, то есть Иессея, означает проявившуюся в Нем ту правду, которая многими царями из дома Давидова была попрана. Попранная правда сродни засохшему пню. Однако из корня такого пня иногда пробивается зеленеющий отросток [отрасль]. Такой самородной отраслью будет и Господь Исус. По Матери произойдет Он из рода Давидова, а по Своему Божественному зачатию - [будет] от Духа Святого. В вечности мысль о вочеловечении таилась под покровом Божества, во времени [же] Его Божество пребывало под покровом человечества. Тщетно взирал Пилат на эту Отрасль из рода Иессева и воскликнул: Се, человек! Это было подобно тому, как если бы некто среди обычных проводов увидел провод токонесущий и крикнул: вот провод! Ни сей не познаёт силу тока в проводе, ни тот не познал вочеловечившегося Бога [в серб, букв.: Бога в человеке. — Пер.]. О Господи Исусе, человеколюбивый Богочеловек, соделай нас боголюбивыми и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: Новости и история Церкви, духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author