
1. Нерукотворенный образ Господа Исуса Христа [в РПЦ в этот день чествуется: перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Исуса Христа. Слева: Спас Нерукотворный. Выносная двусторонняя икона; Россия. Новгород Великий; XII в.] В то время, когда Господь наш проповедовал Евангелие и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях, жил в городе Едесса на берегу Евфрат-реки некий князь Авгарь, весь покрытый проказой. Услышал он о Христе, врачующем всякую болезнь и недуг, и послал в Палестину некоего живописца Ананию с письмом ко Христу, в котором просил Господа прийти в Едессу и исцелить его от проказы. В случае же, если Господь не сможет прибыть, князь повелел Анании написать Его образ и принести [в Едессу], ибо верил он, что образ оный вернет ему здоровье. Господь ответил, что не сможет прийти (так как приближалось [уже] время Его страданий), взял убрус, приложил его к Своему лицу — и на убрусе ясно и совершенно отобразился Его пречистый лик. Вручил Господь сей убрус Анании и просил сообщить Авгарю, что исцелится он от него не до конца; но потом Господь отправит к нему посланника, который удалит [в серб, букв.: сотрет. — Пер.] и остаток его болезни. Приняв убрус, князь Авгарь облобызал его, и проказа сошла с его тела, однако осталась в одном малом месте на его лице.





О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь
И несказанной радости богатство нам являешь.
У озера Ты некогда изрек обетование,
Язычникам заблудшим дал благое упование:
Придут с востока многие и с запада вселенной
И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно.
Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную

Жестокие сердца их полны злобы кровожадной,
И помыслы их скверны, и деянья неприглядны.
И вот Господне слово непреложно совершилось,
И сказанное тайно - среди бела дня явилось:
Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством;
Их души богоборчеством полны и непокорством,
Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят,
Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят.
А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних,
Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную;
Не помогали идолов бездушных изваяния,
Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния.
Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах
И Богом исповедал Христа Спаса в небесах,
Сошедшего в мир дольный, ставшего одним из нас,
Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас.
К нему он приложился с превеликим упованьем,
Обрел души и тела скорое уврачеванье.
Душа его в раю вкушает сладости предвечной
И с Авраамом веселится в жизни бесконечной.
6. Рассуждение. Православная Церковь превосходит все прочие христианские конфессии [в серб, букв.: группы. - Ред.] богатством своего Предания. Протестанты хотят держаться только Священного Писания. Но ведь Священное Писание невозможно изъяснить без [Священного] Предания. Сам апостол Павел заповедует: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2: 15). Предание о князе Авгаре имеет, без сомнения, апостольское происхождение, хотя
