petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Второе послание к коринфянам: 2 Кор., 180 зач., 5, 15‒21

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Текст по Острожской Библии (1581): Ибо и Христо́съ за всѧ у́мре (за всех умер), да(бы) живу́щеи не ктому́ себѣ́ живу́тъ (уже не для себя жили), но Уме́ршему за ни́хъ и Воскре́сшему. Любовь Бога, которую Он явил в нас, объемлет нас и побуждает нас подвергаться опасностям за Него, когда мы обсуждаем хорошо сами с собой следующее. Так как Он умер за всех, то явно, что все мы были погибшими, и что Он для того умер за погибших и умерших, чтобы оживить нас. Итак, поскольку Он оживил нас, то мы не должны уже жить себѣ́ (для себя), но для Того, Кем живем, Кто не только умер за нас, но и воскрес, вознесши на небо начаток наш, то есть тело Свое, чтобы всецело вознести и нас. Ибо какая нужда была Ему возноситься, если бы не имело случиться подобного и с нами? Итак, поскольку Он умер за нас, поскольку Он оживил нас, и поскольку Он дал нам залог нетления, мы должны жить для Него, а не для похотей своих. Тѣ́мъ же (потому) и мы́ от ны́нѣ ни еди́наго вѣ́мы (никого не знаем) по́ плоти. Поскольку все, умерщвленные грехом, ожили Христом чрез крещение, то справедливо говорит: не знаем никого из верующих, живущих во плоти, то есть по древней и плотской жизни. Ибо все возрожденные Духом ведут жизнь новую и духовную. А́ще (если) же и разумѣ́хомъ (знали) по́ плоти Христа́, но ны́нѣ ктому́ не разумѣ́емъ (уже не знаем). Показывает, что в том, чтобы не жить по плоти, мы имеем вождем Христа, и говорит: хотя и Христос был некогда по плоти, но теперь Он не по плоти. Что же? Разве Он сложил с Себя плоть? Нет. Ибо Он как пришел, так и придет, а пришел Он во плоти и с плотью. Итак, что же говорит апостол? То, что мы называемся живущими по плоти, когда находимся в грехах, а живущими не по плоти, когда не грешим. Христос же называется живущим по плоти, когда был причастен в жизни естественным и неукоризненным немощам, каковы: голод, жажда, сон, утомление. Ныне же Он не есть по плоти, то есть освободился и от естественных и неукоризненных немощей, имея плоть, непричастную страданиям и бессмертную, чтобы, говорит, совершенно и с избытком научить нас не жить уже по плоти и греховно, но по духу. Тѣ́мъ же (итак) а́ще каѧ (кто в)о Христѣ́, (тот) нова́(я) тва́рь. Кто уверовал во Христа, тот сделался другим созданием и стал новою тварью. Итак, мы не должны жить по-старому. Дре́вняя мимо идо́ша, се́ бы́ша всѧ нова́ (древнее прошло, теперь все новое). Что такое древнее? Греховное и иудейское. Ибо древний грех кончился и у нас стала новая душа и новое тело, а вместо всего иудейского у нас все новое: вместо закона – Евангелие, вместо Иерусалима – небо, вместо храма –вну́трен­нѣйшее завѣ́сы (Евр. 6: 19), где Троица, вместо обрезания – крещение, вместо манны – Тело Бога, вместо воды – Кровь Владыки, вместо жезла Моисеева или Ааронова – Крест, вместо агнца – Сын Божий и так далее. Всѧческая (всё) же óт­ Бога, примири́в­шаго на́съ Себѣ́ Iсу́сомъ Христо́мъ. Все же это дано нам от Бога, Который примирил нас с Собою через ходатайство Сына Своего. Ибо мы не сами прибежали к Нему, но Он призвал нас через смерть Сына Своего. И да́в­шаго на́мъ служе́нiе при­­мире́нiя. О бездна человеколюбия! Ибо Отец, пославший Сына, когда увидел Его убитым теми, которые нуждались в примирении, то не только не отверг людей, но дал, говорит, нам, апостолам, служе́нiе при­­мире́нiя, чтобы, ходя повсюду, были посланниками к отпадшим от Бога и приводили их к Нему. Зане́ (потому что) Бо́гъ бѣ́ (в)о Христѣ́ весь мíръ примирѧѧ Себѣ́ (примирил с Собою), не вмѣни́въ тѣ́мъ (людям) согрѣше́нiѧ и́хъ. Высказал, что Отец примирил нас с Собой. Дабы не сказал кто: но Он послал Сына? – теперь говорит, что хотя Он послал Сына, однако, призывает не один Сын, но и Отец, примиряющий с Собой мир через Христа, – ибо это значит о Христѣ́ (во Христе), – и показавший такую благость к людям, что не только не наказал их, но и примирился с ними, и не только простил их, но и не вменил им грехов. Ибо если бы Он захотел требовать отчета, то все погибли бы. И положи́въ въ на́съ (дал нам) сло́во при­мире́нiѧ. Поэтому имеем повеление от Бога не возлагать на вас что-нибудь тяжкое, но примирить вас с Ним. Поскольку Мне, говорит Бог, не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите. По Христѣ́ у́бо мо́лимъ, я́ко Бо́гу моля́щу на́ми (как бы Сам Бог увещевает через нас), мо́лимсѧ убо по Христѣ́ (от имени Христова просим), при­мири́тесѧ съ Бо́гомъ. По Христѣ́ (от имени Христова), то есть вместо Христа посланы. Ибо что Он намеревался сделать, то мы ныне приняли, и как чрез Него призывал нас Отец, так и ныне чрез нас призывает вас, чтобы примирились с Ним. Не сказал: примирите с собой Бога, но примиритесь с Ним. Ибо вы враждуете против Него, а не Он против вас: ибо Бог есть и Отец. Он, словно погрешивший против них, посылает к ним, чтобы они простили Его. О богатство милосердия и благоснисхождения! Иже бо Невѣ́дѣв­шаго (Не знавшего) грѣха́, по (для) на́съ (жертвою за) грѣ́хъ сотвори́ (сделал), да мы́ бу́демъ пра́вда Бо́жiя о Не́мъ (чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом). Я, говорит, не вспоминаю обо всем, о том, что вы обесславили Благодетеля, что Он не озаботился об отмщении, что, напротив, Сам первый восхотел примириться: того, что Он ныне сделал, не достаточно ли для того, чтобы вы примирились с Ним? Что же Он сделал? То, что Сына Своего, «не знавшего греха», то есть Того, Кто есть сама праведность, предал смерти за нас, как грешника и злодея, ибо про́клятъ е́сть о́т­ Бога (пред Богом) вся́къ ви́сяи (повешенный) нá древѣ (Втор. 21: 23), и: «и к грешникам причислен». И не сказал: «сделал» грешником; но «жертвою за грех», что значит больше. Для чего же сделано это? Дабы мы оправдались, не от дел закона, но благодатью Божией. Ибо правда Божия состоит в том, когда кто оправдывается благодатью, когда не может быть найдено никакого пятна. Поэтому не сказал: да будем праведными сами, но «правдой» Божиею, указывая на преизбыток благодати.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author