petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Матфея, 81 зачало: Мф., 20, 17‒28



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование начинается на 56-й минуте третьего часа записи (02:55:33). Текст и толкование: И восходя́ Ису́съ во Иерусали́мъ, поя́тъ оба­на́­де­ся­теученика́ еди́ны {осо́бь} на пути́ (отозвал двенадцать учеников одних доро́гою) и рече́ и́мъ, се́, (вот, мы) восхо́димъ во Иеросали́мъ, и Сы́нъ Человѣ́ческiи пре́данъ бу́детъ архiере́емъ (первосвященникам) и кни́жникомъ, и осу́дятъ его́ на сме́рть, и предадя́тъ Его́ язы́(чни)комъ на поруга́нiе и бiе́нiе и пропя́тiе, и въ тре́тiй де́нь воскре́снетъ. Тогда́ приступи́(ла) къ Нему́ ма́ти сы́ну Зеведе́ову съ сыно́ма сво­и́ма (сыновей Зеведеевых с сыновьями своими), кла́ня­ю­щися и прося́щи нѣ́что от­ Него́. О́нъ же рече́ е́й: чесо́ хо́щеши? Глаго́ла ему́: рцы́, да ся́дета сiя́ о́ба сы́на моя́ (скажи, чтобы сии два сына мои сели), еди́нъ одесну́ю Тебе́, и еди́нъ ошу́юю [один по правую сторону, а другой по левую] Тебе́, во Ца́р­ст­вiи Тво­е́мъ. Сыны Зеведеевы думали, что если Господь пойдет в Иерусалим, то станет земным царем, так как часто слышали Его слова: восходим в Иерусалим. Посему они допустили человеческий помысл и заставили мать подойти, сами стыдясь явно подступить к Нему, хотя незаметно и они подошли,как сообщает Марк; он говорит: предъ Него́ прiидо́ста Иа́ковъ и Иоа́н­нъ (подходят к Нему Иаков и Иоанн), значит, и они незаметно и тайком подошли. Отвѣща́въ же Ису́съ рече́ (сказал в ответ:) не вѣ́ста, чесо́ про́сита (обращение в двойственном числе: не знаете, чего просите) мо́жета ли пи́ти ча́шу, ю́же (которую) А́зъ и́мамъ пи́ти (буду пить), или́ креще́нiемъ, и́мже А́зъ креща́юся, крести́тися? Глаго́ласта ему́: мо́жева (они говорят Ему: можем). Оставивши мать, Господь вступает в разговор с сыновьями, чтобы показать, что Ему известно, что они заставили мать так говорить. Он говорит им: «не знаете, чего просите», не знаете, что это велико и изумительно даже и для ангельских сил. Потом, отклоняя их от таких помыслов, направляет их ум к скорбям. Спрашивает же не потому, что не знал, но чтобы заставить их ответом открыть внутреннюю болезнь духовную, то есть честолюбие, и чтобы они постарались исполнить обещание. Он говорит как бы так: поелику никто не может стать участником в Царстве Моем, если не будет участником и в Моих страданиях, то скажите Мне, можете ли вы вынести таковые страдания? «Чашею» он называет Свои страдания и смерть, показывая, с одной стороны, что эти страдания так легки, как легко выпить чашу, а потому и нам должно с готовностью идти на страдания, а с другой стороны – названием «чаша» показывая, что и Сам Он добровольно идет на смерть. Далее, как выпивший чашу, будучи отягчен, тотчас засыпает, так и испивший чашу страдания погружается в сон смерти. Смерть Свою Он называет крещением, потому что Его смерть имеет для всех нас очищающее значение. Они дали обещание, не понимая, о чем идет речь, и с готовностью обещая все, чтобы только получить желаемое. И глаго́ла и́ма (говорит им), ча́шу у́бо Мою́ испiе́та, и креще́нiемъ, и́мже А́зъ креща́юся, и́мате (будете) крести́тися: а е́же сѣ́сти одесну́ю Мене́ и ошу́юю Мене́, нѣ́сть мое́ да́ти, но и́мже угото́вася от­ Отца́ Мо­его́ (но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим). Я знаю, что вы понесете страдания. Так действительно и было. Иакова умертвил Ирод, а Иоанна осудил Траян за свидетельство о Слове истины. Слова е́же сѣ́сти одесну́ю Мене́ и ошу́юю Мене́, нѣ́сть мое́ да́ти, но и́мже угото́вася (дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано) означает: если окажется, что потерпевший мучения вместе с тем имеет и все прочие добродетели, такой человек получит дар. Представим себе, что предложено состязание на ристалище; награды победителям раздает сам царь. Если бы к царю подошел кто-либо, не участвовавший в состязании, и сказал ему: «Раздаятель наград, даруй мне венец без подвига с моей стороны», то царь ответил бы таковому: я не имею права дать венок даром, – он назначен для того, кто состязался и победил. Так и здесь говорит Христос: Я не могу даром дать вам правое место возле Себя, оно уготовано для подвизавшихся и принадлежит им. Ты спросишь: что же, некоторые и воссядут? Узнай, что никто там не сядет. Это свойственно единому только Божественному естеству. Кому же от Ангел рече когда: седи о десную Мене? Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня? Так сказал Господь, применяясь к их понятию. Они, не понявши, что прежде сказанные слова Господа о сидении на двенадцати престолах – образное выражение относительно славы, ожидающей их, просили такого сидения в буквальном смысле. И слы́шав­ше (сие, прочие) де́сять (учеников, воз)негодова́ша(ли) о обою́ бра́ту (на двух братьев). Ису́съ же призва́въ (подозвав) и́хъ, рече́, вѣ́сте, я́ко кня́зи язы́къ (сказал; вы знаете, что князья народов) госпо́д­ст­вуютъ и́ми, и вели́цыи облада́ютъ (вельможи властвуют) и́ми, не та́ко же бу́детъ въ ва́съ: но и́же а́ще хо́щетъ въ ва́съ вя́щшiй бы́ти (но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть) бо́льшим, да бу́детъ ва́мъ слуга́, и и́же а́ще хо́щетъ въ ва́съ бы́ти (кто хочет между вами быть) пе́рвыи, бу́ди ва́мъ ра́бъ (да будет вам рабом), я́коже (так как) Сы́нъ Человѣ́ческiй не прiи́де, да послу́жатъ Ему́ (не для того пришел, чтобы Ему служили), но послужи́ти (но чтобы послужить) и (от)да́ти Ду́шу Свою́ избавле́нiе за (для искупления) мно́гихъ. Когда десять учеников увидели, что двое получили от Христа упрек, то и они стали негодовать и этим обнаружили, что и они стремятся к такой же чести. Так несовершенны были ученики, что двое стремились возвыситься над десятью, а те десять завидовали двоим. Так как десять, услышав слова Господа, пришли в смущение, то Господь призывает их к Себе и уже одним призывом еще до беседы успокаивает их. До того сыны Зеведеевы, беседуя с Ним, отделились от прочих, теперь же Он вступает в беседу со всеми вообще. Зная, что страсть к первенству сильна и потому ей надо нанести решительный удар, Он говорит самое неприятное для учеников, причисляя их к язычникам и неверным, коль скоро они ищут славы. Обличая их, Он говорит так: прочие люди величаются своей властью, но любить власть – это страсть языческая; для Моих же учеников вся честь в смирении; посему кто хочет быть большим, тот должен служить слабейшим: в этом и состоит самое великое смирение; пример этого являю Я на Себе Самом: будучи Владыкою и Царем Небесным, Я смирил Самого Себя, чтобы послужить вашему спасению, и настолько, что душу Свою отдаю для избавления многих, – ибо все суть многие.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

  • Св. Иоанн Лествичник

    Автор: Священномученик Сергий Мечёв Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас…

  • «Лествица райская»

    Автор: священномученик Сергий Мечёв Святая Церковь, вводя нас в самую главную часть Святого Поста — в дни поклонения Св. Кресту и говоря:…

  • Слово въ Недѣлю четвертую Великаго поста

    Авторъ: св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ…

Comments for this post were disabled by the author