?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: Б. П. Кутузов; К. А. Чистяков

Иван Лукьянович Солоневич родился 1 (13) ноября 1891 г. в Гродненской губернии в семье народного учителя. Закончил гимназию (экстерном) и юридический факультет Петроградского университета. Блестящий публицист или, как он себя называл, простой русский «тяглый мужик» (тягло подать, оброк) Иван Солоневич в отношении русской истории заметил: «Нам сто лет подряд Бердяи Булгаковичи и Булгаки Бердяевичи ― с кафедр, трибун, столбцов, из пудовых томов и копеечных шпаргалок втемяшивали такие представления и о России, и о нас самих, ― что мы и России и самих себя стали как-то конфузиться». И, рассуждая более предметно: «Как общее правило, история пишется по известному социальному заказу: в мифе должна воплощаться известная социальная программа мифотворческого класса, народа или нации... В русской историографии были средактированы четыре основных мифа: миф о призвании варягов ― или варяжском завоевании, миф об отсталости Москвы, миф о гениальности Петра Первого и миф о февральской народной революции» (см. блестящую статью «Великая фальшивка Февраля»). Профессионального журналиста Ивана Солоневича, партийная история явно не устраивала, и он, не будучи профессиональным историком, делает попытку в своей книге «Народная монархия» дать «эскиз русской истории», попытку «поставить диагноз всем нашим историческим заболеваниям и на основании этого диагноза наметить общие контуры здорового государственного режима: как мы должны строить нашу национальную гигиену для того, чтобы снова не попадать на хирургическое ложе поражений и революций». «Именно поэтому, ― пишет Солоневич, ― я стараюсь избегать канонизации нашего прошлого вообще и канонизации нашего монархического прошлого, в частности». По-видимому, главным образом, за отсутствие «высокоторжественного тона», т. е. за стремление к объективности и будет гоним И. Солоневиич правой русской эмиграцией и постепенно «отжат» в далекий Буэнос-Айрес. Скончался он в итальянском госпитале в Монтевидео (Уругвай) в 1953 году. Огромная эрудиция И. Солоневича и его незаурядный публицистический талант, несмотря на невозможность в условиях эмиграции пользоваться библиотеками и подсобной литературой, позволили ему создать интереснейшую работу по русской истории, пусть «очерк», «эскиз», не без некоторого налета дилетантизма, по его собственной оценке, однако который некоторые из наших современников оценивают как «щедрый духовный и интеллектуальный дар судьбы» (А. Ланщиков). Первоначальное название этой работы, написанной во время войны, было «Белая империя», и объем ее был около полутора тысяч страниц. Издана она была с названием «Народная монархия» в сильно сокращенном виде (около пятисот страниц), поскольку большое количество документальных доказательств было опущено в связи с невозможностью полного издания по финансовым обстоятельствам. Сам Солоневич об этой своей работе отзывался так: «Я полагаю, что основной стержень русской истории очерчен правильно». Он надеялся в будущем переработать свои исторические исследования, а пока «в данный момент нам совершенно необходим хотя бы краткий, хотя бы неполный, хотя бы неполноценный очерк истории русского народа ― то есть его крестьянства». Иван Солоневич оптимистично смотрел в русское историческое будущее.

Отточенные фразы этого русского мыслителя можно, выписав, озаглавить: «Афоризмы Ивана Солоневича». Например, о том, что психология народа не может быть понята по его литературе: «Литература всегда является кривым зеркалом народной души». «Литература отражает толъко отдельные клочки национального быта ― и, кроме того, клочки, резко окрашенные в цвет лорнета наблюдателя... Каратаевых и Свидригайловых быть не могло. Плюшкины могли быть, как могли быть и Обломовы, но ни один из этих героев никак не характеризует национальной психологии русского народа. Русскую психологию характеризуют не художественные вымыслы писателей, а реальные факты исторической жизни. Не Обломовы, а Дежнёвы, не Плюшкины, а Минины, не Колупаевы, а Строгановы, не “непротивление злу”, а Суворов…» «Русская историография за отдельными и почти, единичными исключениями есть результат наблюдения русских исторических процессов с нерусской точки зрения». И если более подробно на эту тему: «Фактическую сторону русской истории мы знаем очень плохо…» Убедившись в порочности профессорской методологии, И. Солоневич пытается самостоятельно осмыслить русскую историю. «Я считаю себя литературно-политическим наследником Посошкова: первым, лет этак за двести, русским публицистом, пытающимся выразить чисто крестьянскую точку зрения на русскую историю и на русский сегодняшний день». «Нам нужны горячее сердце и совершенно холодный ум. Сердце, которое действительно любило бы действительную Россию, а не наши выдумки о ней, и ум, который совершенно холодно взвесил бы все наши ошибки». Главный, капитальный труд всей жизни И. Солоневича «Белая империя» (она же «Народная монархия»), которую он переделывал и переписывал четыре раза, интересен нам отнюдь не монархическими идеями, а попыткой дать объективную историю России. И. Солоневич предлагает богословам еще одно недостающее доказательство бытия Божия: как убедительно показал жизненный опыт, жизнь без Бога оказывается невозможной. Мир во зле лежит, и велики исторические завалы. Солоневич ставит вопрос о восстановлении и очищении глубинных истоков русской религиозно-национальной жизни. И. Солоневич ― современный христианский апологет. Жизнь в эмиграции остро выдвигала на повестку дня вечные вопросы: добро и зло, вера и неверие. Книга Ивана Солоневича «Россия в концлагере» долго искала своего читателя. Адресованная в первую очередь русским, она сначала стала мировым бестселлером и только спустя полвека после смерти автора получила известность в России. Автор книги — выдающийся публицист Русского зарубежья, совершивший в 1934 году побег из ГУЛАГа вместе с братом и сыном. Первые 2 года работал грузчиком в порту Хельсинки. Именно в это время были написаны очерки «Россия в концлагере». Жил в Софии и Берлине. Перед началом войны он написал меморандум на имя Гитлера о гибельности войны против русского народа. Несмотря на название «Россия в концлагере» — это не просто один из первых образцов «лагерной» прозы (как «Архипелаг» Солженицына, которому она не уступает), это попытка осмысления истории своей страны после революции, взгляд наблюдательного репортера, который оказался на свободе и получил возможность высказать все то, о чем вынужден был молчать долгие годы. «Архипелаг» — книга о ГУЛАГе, «Россия в концлагере» — книга о России. Но о той России, которая находилась тогда в концлагере. Лагерь рассматривается автором как проекция воли, советского общества, советской системы управления. Литературный талант Солоневича отмечали Бунин и Алданов. «Это безусловно самое лучшее, самое правдивое из всего того, что написано о жизни в современной России. Она должна стать настольной книгой каждого русского человека» (П. Р. Ваулин, издатель книги за рубежом). В комментариях использованы материалы следственного дела. «Россия в концлагере-2». Эта книга по сути является продолжением первой, знаменитой книги Ивана Лукьяновича. Помимо статей в нее вошли работы, увидевшие свет после побега автора из концлагеря. Ряд из них никогда не переиздавался. Объединяет все эти работы глубокий анализ и точное понимание сути номенклатуры и бюрократической системы управления. Той самой диктатуры импотентного слоя, превратившего одну шестую планеты в концлагерь, борьбе с которым посвятил всю свою жизнь И. Л. Солоневич. Содержание. Первый раздел: От первой до второй мировой. В Минске. Последние дни Гродны. Пленники. Что делают с нашим хлебом. Восковой голод. Винокуренная сирена. Немцы о русской революции. Решительный бой. О большевизме и о советском правительстве. Второй раздел: Так что же было в Германии? Два лагеря. В мире иллюзий. Миф о войне. Народ и интеллигенция. Философия войны. Тюбики. Христолюбивое воинство. Научная стратегия. Философия политики. Третий раздел: Диктатура импотентов: социализм, его пророчества и их реализация. Часть I. (Буэнос-Айрес, 1949 г.) Предварительный обзор. Общий обзор. О себе самом. Неожиданность. Кое-что о России. Пророчества реакции. Волки, шкуры и факты. Волки и овцы. Восток и запад. О пролетариях всех стран. Что есть бюрократия? Оккупационный социализм. План, курица и выеденное яйцо. Сапожный план. Рождение бюрократа. Родословная русского бюрократа. Химически чистый бюрократ. Жизнь без домкома. Отражения приличного вида мужчины. Гибель селедки. Четвёртый раздел: Диктатура слоя: Вступление. Страх. Нацизм и коммунизм. Русское словоблудие. Зловещие люди в бронзе. Разные разницы. Тихий грабеж. География и подготовка. Пир богов. Зловещие люди. Жулики и масса. Еще о пролетариях всех стран. Пролетариат и случайность. Пророчества. Пятый раздел: Роман во дворце труда.