petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Преподобный Максим Грек

Св. Максим Грек, в мiру Михаил Триволис родился около 1470 в Арте и происходил из известной пелопонесской семьи, к которой принадлежал также патриарх Каллист I (память 20 июня). Публицист, писатель, переводчик. Долгое время учился в Италии, где слушал проповеди вождя духовного и религиозного обновления Савонаролы. Ни на йоту при этом не отступил от Православия. Около 10 лет жил, посвящая большую часть времени образованию и размышлению, в Ватопедском монастыре на Афоне (где и принял постриг), откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1516 прибыл в Русское государство для перевода церковных книг. Ему поручили перевести на славянский язык толкования святых отцов на Псалтырь, чтобы составить таким образом аргументацию против ереси жидовствующих. По окончании трудов его оставили исправить ошибки в переводах Писания и литургических книг и просвещать народ, пострадавший от ига и в ддуховном, и в культурном отношении. В Москве он принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами, сотрудничая с главой сторонников нестяжательства монахом Вассианом на ниве перевода на славянский язык корпуса церковных законов Номоканона, Кормчей книги. Широко образованный для своего времени, св. Максим собрал вокруг себя кружок, в котором обсуждались не только церковно-теоретические вопросы, но и проблемы, связанные с внутренней и внешней политикой великого князя. В состав этого кружка входили Берсень Беклемишев, Вассиан Косой и другие. Св. Максим, как и нестяжатели, выступил против монастырского землевладения и обогащения церкви. Будучи аскетом по убеждениям, он резко критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы местного управления — так называемых «кормлений».

Сближение с оппозиционными церковными кругами привело к осуждению святого на соборе 1525 и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь. Преподобный жестоко страдал от холода, голода и козней врагов. Лишённый всего, даже Святого Причастия и чтения, он имел для утешения лишь молитву. Но Господь его не покинул. Однажды ему явилcя Aнгeл Гocпoдeнь, кoтopый yкpeпил eгo в терпении, cкaзaв: «Крепись, cтapeц! Через вpeмeнные cтpaдaния здесь на земле ты избaвишьcя вeчныx мyк». Утешенный этим нeбecным пoceщeниeм, Maкcим oт пoлнoты вceгo cepдцa вoзблaгoдapил Гocпoдa, и вocпeл Утешителю Cвятoмy Дyxy-Пapaклитy кaнoн, кoтopый нaшли нaпиcaнным yглeм нa cтeнe eгo кeллии, и кoтopый нaчинaeтcя cлoвaми: «Ижe мaннoю пpeпитaвый Изpaиля в пycтыни дpeвлe…» Этими cлoвaми, oчeвиднo, oн пpикpoвeннo yкaзывaл нa тo внyтpeннee блaгoдaтнoe yтeшeниe, кoтopым, кaк мaннoю, нaпитaлo eгo нeбecнoe пoceщeниe. Bтopoй cтиx кaнoнa нaчинaeтcя y нeгo cлoвaми: «C бeзплoтными Tвoими cлyгaми, cмeя, пpипeвaю Tи и aз…» Здecь yкaзaниe нa явлeниe eмy бeзплoтнaгo cлyги Гocпoдня. Этoт кaнoн пpинят для церковного yпoтpeблeния, и в нeкoтopыx oбитeляx читaeтcя в дeнь Coшecтвия Cвятaгo Дyxa. После вторичного осуждения на соборе 1531 св. Максим был сослан в Тверской Отрочь монастырь. В 1551 был переведён в Троице-Сергиев монастырь. Здесь он мог продолжить литературные труды. Царь Иоанн Грозный уважал его не только как эрудита, но и прозорливца. Созвав Собор для обличения кальвинистской ереси, он обратился к св. Максиму, который прислал Собору блестящее опровержение ереси. Он упокоился в Господе 21 января 1556 г. в возрасте 86 лет, 38 из которых он провёл в заключении за приверженность истине. Преподобный оставил обширное литературное наследство (свыше 150 названий, он был самым плодовитым из древнерусских писателей): проповеди, публицистические статьи, философские и богословские рассуждения, переводы и так далее. Перенося на русскую почву достижения византийского филологического образованности, главным образом в области филологического толкования и критики текста, св. Максим прославлял грамматическое искусство и написал ряд работ, содержащих сведения по фонетике, — «О греческих гласных и согласных, о слогах, о надстрочных знаках греческих и славянских», просодии — «О просодии», «О пришельцах-философах». «Толкования именам по алфавиту» послужили главным источником для позднейших русских азбуковников. Св. Максим Грек был признан выдающимся знатоком грамматики: в московском издании грамматики Милетия Смотрицкого (1648) помещены статьи, частью почерпнутые из сочинений преподобного. Его произведения, главным образом переводы, затрагивают все области культуры. Противостоя проникновению западного гуманизма, он передал русскому народу духовные и литературные сокровища Византии. Поэтому вскоре после смерти он стал почитаться как мученик и просветитель Руси.

Tags: святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author