petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Жизнь в Церкви ― это курс лечения. Беседа на апостольское чтение 3-й Недели по Пасхе, Жен-Мироносиц

Автор: Сергей Комаров

Когда мы открываем Библию, наши глаза встречаются со строками очень честной книги. Мы называем Библию святой, но ее содержание вовсе не сводится к описанию жизни праведников. На страницах библейской истории предстает перед нами вся сложность взаимоотношений Бога и Его творения – человека. Каждая книга Священного Писания открывает нам, с одной стороны, великую высоту святости, на которую Бог возводит полюбивших Его людей, и, с другой стороны, страшную глубину падения, в которой рискует оказаться всякий отказавшийся от Бога человек. А между этими крайними точками находится наша жизнь – обычная жизнь со всеми ее грехами и грешками, немощами и слабостями, ошибками и падениями. И об этой простой будничной жизни, так знакомой нам, Библия тоже говорит. Она показывает, как в пространстве и этой жизни также встречаются трое: Бог, диавол и человеческая воля, которая часто раздваивается в своем выборе. Нынешнее апостольское чтение как раз и рассказывает нам не о чудесах, не о великих и потрясающих событиях, но о трудовых буднях первой Церкви. Сегодня мы приступили к шестой главе Деяний, где описывается уже время не праздника, но обычной церковной жизни, со всеми ее трудностями. И этот честный рассказ о церковных проблемах того времени для нас не менее ценен, чем радостные строки о торжественных и праздничных событиях в жизни новорожденной Христовой Церкви. Проблему же апостол Лука обозначает так: В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян. 6: 1).
Перед нами история первого внутрицерковного конфликта христианства. Еллинистам – уверовавшим евреям из разных стран Римской империи – показалось, что местные евреи предлагают их вдовам меньше социальной помощи, чем своим. Они возроптали. На первый взгляд, это удивительно. Ведь перед этим святой Лука писал, что у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4: 32). И вдруг после таких слов – разлад между новокрещеными христианами, конфликт на материальной почве. Грустно, братья и сестры? Грустно. Но вместе с тем это нормально. И нам нужно знать такие вещи, чтобы понимать нечто важное о Церкви. Церковь – богочеловеческий организм. Будучи Телом Христовым, наполняясь Святым Духом, Церковь свята именно этим Божественным присутствием. Но в то же время Церковь состоит из людей. И этой, человеческой стороной, она может болеть, страдать, ошибаться и даже грешить. И каждый из нас, как контрабандист, приносит в Церковь какой-то свой грех, свою болезнь, свою страсть. Но не нужно смущаться этим. Так и должно быть, потому что по своему предназначению Церковь – это больница, в которой мы лечимся. Если продолжить эту мысль, то нужно сказать, что, как во всякой больнице, в Церкви есть разные больные. Есть выздоравливающие, а есть умирающие. Есть послушные, а есть протестующие против лечения и позорящие статус заведения. Тот, кто признает свои болезни, хочет исцеления и лечится, тот исцеляется. Но кто лишь иногда заходит в больничный корпус из-за того, что ему нравится отделка потолка, картины на стенах и чистые халаты докторов, и сам не поправится, и других смутит. Многие, придя в Церковь, ищут в ней не исцеления от своей погани душевной (как сказал один современный актер), а того, что им понравилось в разных книжках – прозорливых старцев, суровых аскетов-постников, пещерных затворников, монахов, затыкающих за пояс дюжину бесов. Но в Церкви вместо этого они находят совершенно таких же, как они, людей, со всеми их страстями и страстишками, грехами и грешками. И часто бывает, что человек поворачивается и уходит. Он покидает Церковь, ничего не поняв о Ней; оставляет больницу, испугавшись количеству больных и не думая о том, что он сам точно такой больной, как и все. Поэтому-то Писание делает нам огромную услугу, честно сообщая о немощах и болезнях первенствующей Церкви. Нам это необходимо знать для того, чтобы мы, придя в Церковь, не соблазнились. Рассказывая нам об этих неурядицах, Писание избавляет нас от иллюзий. Оно учит нас смотреть на Церковь не как на лубочную картинку, где только святость, чудеса и ангельское пение, а именно как на большой раковый корпус. В нем человек глубокий и терпеливый получает исцеление. И, напротив, человек поверхностный и нетерпеливый уходит, обидевшись на первую же санитарку, ему нагрубившую. Кто-то спросит: а можно ли называть Церковью собрание, в котором люди грешат? Ведь Писание Нового Завета неоднократно называет членов Церкви «святыми»? Ответ: можно. Во-первых, святой не значит безгрешный. А во-вторых, надо правильно понимать отношение самих апостолов к этому вопросу. В этом смысле очень показательно первое Послание апостола Павла к коринфянам. В этом письме Павел довольно жестко укоряет коринфян в тех грехах, которыми болела их община в то время. К ним относились: внутрицерковные партийные разделения, судебные тяжбы между верующими, движение женской эмансипации, случаи вкушения идоложертвенного, гордость гностически настроенных философов-платоников, сомнение в воскресение мертвых, непонимание сути духовных дарований, разные нарушения церковной дисциплины, и – о ужас! – отвратительный вид блуда: кровосмесительство. Но все это не мешает Павлу называть коринфскую общину Церковью. Почему? Потому что хоть многие и были больны в этой Церкви, но они не отказывались лечиться и своим лечащим врачом признавали Господа Иисуса Христа. Сам факт написания Павлом этого Послания свидетельствует о том, что коринфяне не отказывались слушаться апостола и соглашались лечиться именно так, как Павел говорил, то есть пребывали истинно апостольской Церковью, хоть и весьма несовершенной в нравственном отношении. У них была Евхаристия, и у них была апостольская иерархия. Поэтому, несмотря на все недостатки, коринфская община была настоящей Церковью. Такова и есть вообще церковная жизнь, в которой далеко не всегда бывает все так красиво, как в книжке или в благочестивом предании. Человек не пластинка, которую завели, и она играет. Человек вообще больной, а современный человек болен вдвойне. Он живет в королевстве кривых зеркал, где все наоборот, где добро вполне может именоваться злом, а белое называться черным. Будучи внутренне перевернутым существом, живя в перевернутом мире, человек никогда не мог, а сегодня и подавно не может спасаться быстро и красиво. Отсюда и некрасивости церковной жизни, отсюда и ропот эллинистов, и прочие трудности на пути спасения, которые будут идти рядом с нами всегда. Но вместе с этим важно помнить: все это происходит в Святой Соборной и Апостольской Церкви, в Теле Христовом, в котором живет Дух Святой. В той Церкви, где уже две тысячи лет спасаются люди, хоть и спасаются трудно, по слову Самого Христа: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Что ж, мы сегодня поговорили о немного грустном эпизоде из церковной истории и вспомнили о том грустном, что есть и сейчас. Однако здесь мы можем найти и пищу для утешения. Ведь болезнь, братья и сестры, как она не неприятна, но все же показатель того, что тело живет. Если мы видим наши духовные болезни, то мы еще живы и есть надежда на выздоровление. И еще один момент. Жизнь в Церкви дарит нам не только радостное чувство обретения Господа, но и драгоценный опыт познания своей немощи, без которого человек может превратиться в самоуверенного наглеца, мечтающего, что он уже спасен и что дальше все будет «как по маслу». Ибо когда я немощен, тогда силен, говорит апостол (2 Кор. 12: 10). И за это поблагодарим Господа – за науку смирения. И третье, самое главное. Мы ведь пришли туда, куда нужно, дорогие христиане. За это мы должны бесконечно благодарить Бога, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7: 14). Слава Богу! Хоть мы и больны, но нашли врата в больницу: мы в Церкви. Как говорил некий монах, который часто спал во время богослужения: «Я хоть и сплю, но сплю в корабле». Пусть же наше размышление о сегодняшнем апостольском чтении поможет нам жить в Церкви с правильными мыслями о ней. Не будем мечтать о себе, и не будем мечтать о Церкви. Научимся жить в Церкви, имея правильное отношение к ней; будем жить, не фантазируя, но каясь в грехах своих и прославляя Христа Воскресшего. Ему, Единому Святому и Смиренному, да будет честь, поклонение и любовь от всех людей и от всякого дыхания на земле. Аминь! Христос Воскресе!
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author