petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Отец Даниил Сысоев: Первое послание к Коринфянам, глава пятнадцатая



Автор: священник Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее апостольское чтение усопшим (1 Кор. 15, 47‒57) начинается на 25-й минуте четвертого часа записи (03:24:40). Текст апостольского зачала (163 зач.): Первый человек ― из земли, перстный; второй человек ― Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти ― грех; а сила греха закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Исусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. Закон роста. Итак, «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15; 47). Здесь сказано, что человек сделан из персти — пыли, — и поэтому персть сначала поднимается до одушевленности. Бог берет не какое-нибудь животное, Он берет пыль и из нее делает человека. Здесь мы видим Библейское опровержение теории эволюции. Библия не говорит, что первый человек произошел от обезьяны, нет, сказано, что первый человек из земли, «перстный». Поэтому мы в землю и превращаемся после смерти. Первый этап духовной эволюции — когда взятый из персти становится душевным, то есть управляемым душой.
Это же более высокий уровень! Но этому душевному надлежало подняться еще выше — на уровень, где он будет управляться непосредственно Богом. Этот уровень достигается воскресением. Поэтому «первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба». Первый человек — Адам, взятый из земли, второй человек — это Господь, сошедший с небес. Поэтому и родина вторых людей, тех, кто уподобился Христу Спасителю, — в небе. Почему сказано, что «второй человек — Господь с неба»? Это не значит, что тело Христос принес с неба. Был такой еретик, Аполинарий, который утверждал, что тело Иисус Христос принес с небес. Это, конечно, богохульство. Тогда получается, Иисус Христос не человек. На самом деле, есть такое понятие, оно называется «общение свойств». Так как Иисус Христос — это одна личность, Бог Сын, ставший человеком, то поэтому можно так сказать: человек — это Господь с неба. И, наоборот, можно сказать, что Бог был распят. Понятно, что Божественную природу распять нельзя, Дух нельзя распять. Распят был Господь не своим Божеством, а своей человеческой природой. Но так как это одна и та же личность, Он называется и по Божеству, и по человечеству, чтобы показать, что это одно «Я», одно самосознание Бога, ставшего человеком. И вот родоначальник нового человечества — это Господь с неба. Небесный Господь начинает новое человечество, род спасенных. С одной стороны, Господь связан со всеми людьми: когда Он стал человеком, Он преобразил всю человеческую природу, поэтому и все люди во плоти воскреснут, а с другой стороны, Господь связан с христианами. В особом смысле Господь — родоначальник христиан. Потому что мы Его потомки, потому что мы плоть от Плоти, кровь от Крови Его, потому что мы причащаемся Его Плотью и Кровью, поэтому небесная сила уже сейчас есть в нас. В обычных людях ее нет, обычных людей она коснется только в момент воскресения из мертвых. Но коснется, уже не перерождая душу. А сейчас Божественная небесная сила действует в нас, уже перерождая и души, и тела наши. Поэтому и говорит Феофан Затворник: «Впереди сказал: первый человек бысть в душу живу; здесь говорит: первый человек — от земли перстен. Выходит, что отличительная черта жизни первого человека, или по первому человеку, есть душевнотелесность. — О втором Адаме впереди сказал, что Он в дух животворящ, а здесь — что Он Господь с небесе. — Отсюда отличительная черта жизни второго человека, или по второму человеку, есть животворная духовность и Богодейственная небесность. Цель у святого апостола та, чтобы провесть мысль, что если бы человечество оставалось только живущим по первому человеку, пребывая лишь душевно-телесным, то конец его был бы: земля еси и в землю пойдеши; перстное возвращалось бы персти, а душа одна — не человек; вследствие того человека не стало бы. Но когда в среду жизни, по первому человеку, вторым человеком введены начала жизни животворно-духовной и Богодейственно-небесной, тогда вместе с сим человечеству открыта возможность вместо тления наследовать небесную, духовную, божественную жизнь». Здесь апостол подчеркивает, что дар воскресения мертвых — это не дар естественный, это не некое свойство человеческой природы, это дар Бога воплотившегося! Начиная с Платона, было много попыток доказать естественность для человека быть бессмертным душой. Но Церковь отвергла все эти попытки, она говорит, что в принципе всё, что имеет начало, может иметь и конец. Это логично: раз душа имеет начало, она могла бы иметь и конец. Душа не уничтожается лишь потому, что Богу так угодно. А тело по воле Божьей распадается. Если бы Христос не сошел на землю, если бы Он не стал человеком, если бы Он не умер за наши грехи на кресте и не воскрес из мертвых, никакого воскресения мертвых просто бы не было. Это некое новое явление, которое было совершено Христом. Поэтому и гроб Христа называется «живоносным гробом» — отсюда началась жизнь людей. От гроба Господа начинается воскресение для всего человечества, до этого воскресения не было. Даже возможности такой не существовало. Это некое новое явление, которое совершил Бог. Он изменил мир. А Платон пытался доказать, что человек — это просто душа, которая не имеет ни начала, ни конца. Платон утверждал, что душа существует вместе с Богом вечно, поэтому она бессмертна по природе. Итак, «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15; 48). По-перстному: все, сделанные из персти, умирают. Часто спрашивают: «Почему Господь не сделала так, чтобы христиане не умирали?» Потому что христиане — потомки Адама. Участь всех потомков Адама — умирать. Участь всех потомков Христа — воскресать. Господь не дал бессмертия плоти, Он дал воскресение с последующим бессмертием. Он Сам умер и воскрес, поэтому христиане умирают, чтобы воскреснуть. Не может быть такого, чтобы наш Учитель умер и воскрес, а мы не умирали. Иначе получалось бы, что ученик выше Учителя. И здесь Феофан Затворник объясняет: «Каким глаголом [словом] дополнить положения апостола: суть, бывают, или должны быть? По отцу дети, по родоначальнику поколение, и суть, и бывают, и должны быть. Святой Павел пишет естественную историю человечества. Все мы являемся на свет по первому родоначальнику» — по Адаму. Все мы идем от Адама: как родил Адам детей, так с тех пор и идет — один и тот же процесс с одним и тем же результатом. Почему, когда ребенок рождается, он плачет? Потому что чувствует: он рождается, чтобы умереть. Когда же человек рождается в крещении, то он рождается, чтобы воскреснуть. Начинается новый порядок, связанный с общением со Христом! Это два разных рождения. Одно рождает для смерти, другое — для воскресения! Это новое рождение, которое дано христианам! «Но потом перерождаемся и становимся такими, каков второй родоначальник, — таковы есмы, таковыми и быть должны, духовными, небесными, для нетленной вечной жизни предназначенными, зачатки которой и приемлем. Апостол не ограничивает взора одними уверовавшими, а смотрит на Господа Спасителя по силе Его и значению, или по идее, — как на Спасителя всего человечества, и на человечество смотрит в его целости, как ему следует быть, по намерению Бога, в Троице поклоняемого, то есть перерожденным и обновленным в Господе Спасителе». На самом деле, по замыслу Бога, люди не должны оставаться неверующими, лишь их злое упрямство делает их неверующими. Те, кто знает и отвергает, уже прямо проявляют это упрямство. А те, которые не знают и умирают незнающими, они не случайно умирают незнающими, а потому что истины не искали. Если бы они ее искали, то обязательно бы нашли. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15; 49). Мы были одеты в образ перстного, то есть у нас был определенный порядок жизни, свойственный пыльным, грязевым существам. Какой порядок? Такой, как у животных существ, которые тоже из земли вышли... Но будем мы носить порядок новой жизни, небесной! Жизни, которая не прерывается смертью, жизни, которая нетленна. Это порядок вечной жизни, который обещан для святых. Как мы одеваемся в первый образ, в образ жизни по подобию животных? Есть такой способ? Ну, конечно, — размножение! Это способ родиться в полуживотном образе жизни. Ведь размножение у нас идет так же, как и у всех млекопитающих. И раз у нас животный образ размножения, соответственно, и животный образ жизни. Именно поэтому Писание говорит, что первородный грех передается через животный образ размножения. Не потому что оно греховно, а потому что оно облекает человека в такой образ жизни, который неизбежно ведет к смерти! Второй раз мы облекаемся в образ небесного. В крещении мы рождаемся заново, уже без участия чего бы то ни было животного: мы погружаемся в воду, и невидимая сила Духа переплавляет нас. Во втором рождении ничего животного нет. Мы смываем с себя всё, свойственное миру животных, и начинаем жить по новому образу жизни, по образу жизни Христа. Кстати говоря, именно поэтому мы напрямую участвуем в воскресении мертвых, в предвидении его. Когда? Когда мы выходим из вод крещения. Но здесь апостол говорит, что, на самом деле, есть некая могущественная сила воскресения Христова, которая касается не только нас в крещении, когда мы участвуем в воскресении Христовом и телом, и душою (когда наша душа воскресает для Бога), но и всего человечества, которое уже сейчас причастно воскрешающей силе Христа. Даже неверующее человечество, так как оно будет воскрешено, уже сейчас причастно воскрешающей силе Господа. Сила воскресения универсальна! Она касается всего творения! Сила воскресения Христова и не может быть иной, потому что воскресший есть Бог, а Божественное нельзя ограничить каким-нибудь пределом времени или места! Воскресение Христово имеет всемирное значение и начинает другой тип бытия, который на всё простирается. Воскресение Христово вообще заложило новую Вселенную. С момента распятия и воскресения Христа зарождается новое мироздание. Мы с вами знаем, что сейчас есть бедствия, катастрофы, люди боятся войн, финансовых кризисов и других ужасов, но это всё неудивительно, потому что порядок, который у нас сейчас существует, — это порядок одновременного сосуществования двух мирозданий: одного в другом. Тленный мир умирает, постепенно гниет, а внутри него рождается новый мир, новая Вселенная! Старый мир, живущий по законам смерти, отторгает от себя новую вселенную. А новая Вселенная отторгает старый мир. Все эти бедствия, катастрофы, катаклизмы — всё это результат конфликта двух вселенных. Поэтому и говорит Господь, что всё это начало родовых схваток нового мира! Смерти ― смерть! «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15; 50‒53). Что значит, «что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия, и тление не наследует нетления»? Пока наша природа смертна, пока наша природа живет по первому закону, она нетленной быть не может. То есть пока плоть и кровь живут в обычном порядке (пока мы питаемся, пьем, дышим, нуждаемся в этом), пока мы живем по смертному закону, бессмертия нам не видать и в нетление мы перейти не можем. Некоторые еретики говорили, что сами по себе кровь и плоть не могут войти в Царство Божие. Но это не так. На самом деле, туда невозможно войти без преображения. А святой Ириней Лионский высказывает очень интересную мысль: невозможно, чтобы невеста сама взяла себе жениха, нужно, чтобы жених взял невесту. Так вот и плоть, и кровь сами не могут войти в Царство Небесное, нужно, чтобы Царство Небесное забрало плоть и кровь. То есть нетление и бессмертие — это дар от Бога, который вбирает в себя наш материальный мир, материальное тело, а не некое свойство материальных тел. Именно об этом говорит здесь апостол Павел. Интересную мысль высказывает Феофан Затворник: «Сие же глаголю, — всё это, начиная с 45 стиха, я говорил вам для того, чтоб убедить вас, что плоть и кровь, — это тело наше, в том виде, как оно теперь есть — грубое, многостихийное, грузное, и всегда готовое распасться, — негоже для царствия Божия. Если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи. Тленное должно быть отдано тлению. Наследники нетленного царства должны облещися в нетление, ибо тление нетления не наследует. Не то хочет он сказать, что все воскресшие в нетленном теле непременно и царство наследуют, но что без воскресения и облечения в нетление, хотя бы и свят кто был, царствия, как оно устроено, не увидит. Он смотрит на человека целостного — в полном составе. Душа одна — не человек; тело же, как оно теперь есть, грубо и негоже для царствия. Ему и положено истлеть; вместо него дастся нетленное тело». Некоторые спрашивают: «Как так: умерших святых дробят, частицы их переносят в разные места, а как же они тогда воскреснут?» Или: «Почему есть святые, которые истлели?» Например, мощи Николая Чудотворца тлели, от мощей Николая Чудотворца только кости остались. Царство Божие всё равно в нынешнем виде тело не воспримет. Тело должно истлеть, чтобы быть восстановленным. Тела святых все равно истлеют, и будут восстановлены. Даже нетленные сейчас тела, хотя и носят в себе отпечаток будущего Царства (как некое пророчество о будущем), всё равно в день преображения мира истлеют и снова восстановятся. «Для сего был новый Адам, который воскрес и положил основание воскресению всех. Воскресением своим Он дал возможность быть наследниками нетленного царства Его. Участие в наследии подлежит другим условиям; но не будь воскресения в нетлении, исполнение этих условий не ввело бы в наследие его». Чтобы войти в Царство Божие нужно жить по заповедям, уподобляться Богу. Но если ты не воскреснешь в теле, то, сколько бы ты по заповедям ни жил, никакого толка тебе от этого не будет. Потому что в Царство Божие ты не войдешь, пока не воскреснешь. Поэтому и святые сейчас ждут окончательного времени Суда, когда и они воскреснут в телах, чтобы войти в Царство Божие целиком. «Надобно облещись в нетленное тело и тогда войти в царство, если достоин того. Так оно устроено, что иначе сему быть нельзя, хотя устроено тоже сообразно с природою человеческою». Дальше апостол открывает нам тайну: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15; 51‒52). Вот здесь возникает вопрос: а что же будет с теми, кто доживет до конца мира в телах, — с людьми последнего поколения? «Они не умрут», — говорит апостол Павел. Это тайна, которая ему открыта Святым Духом. «Не все мы умрем, но все изменимся», то есть умрут не все люди, но изменение коснется всех. Есть люди, которые доживут до последних дней, и они останутся живыми, и мгновенно переродятся. Но неизмененным в Царство Божие не войдет никто. Итак, как произойдет изменение? Оно произойдет мгновенно, при последней трубе, когда весь мир будет гореть, и этот огонь, который охватит весь мир, мгновенно переплавит тела. То, что происходит с телами людей сейчас в могилах, то же произойдет с телами людей мгновенно во время последнего огненного очищения мироздания. Когда огонь охватит небо и землю, люди, войдя в огонь, будут мгновенно переплавлены этим огнем Святого Духа. Всё тление будет изгнано из тел людей при жизни так же, как оно сейчас выгоняется из тел умерших. И люди мгновенно облекутся в нетленную силу Бога, так что они станут духовными существами, пронизанными Святым Духом. Дух Святой будет давать жизнь каждой частичке их тел. Произойдет это мгновенное перерождение всего внезапно, буквально — в квант времени, «при последней трубе». А что это за «последняя труба»? Писание говорит, что когда Господь придет, Он придет, сопровождаемый бесчисленным воинством ангелов, и ангелы будут трубить в трубы, обозначая время наступления Суда. Когда Господь сходил на гору Синай, Он сходил в трубном звуке, и все содрогались от ужаса, видя Бога, прикоснувшегося к горе, которая загорелась огнем до небес. Когда Господь вернется на землю, звук трубы будет всё сильнее и сильнее, и потом прозвучит «последняя труба». Последняя труба — это труба, знаменующая конец времени. Если в трубы будут трубить ангелы, то в последнюю трубу, как говорят пророк Иоиль и сам апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам, протрубит Бог Отец. Он протрубит в трубу конца времени. И мгновенно закончится время, время оборвется, и на этом обрыве, на этом водопаде времени, который упадет в вечность, наши тела (если мы доживем до конца мира) изменятся. «Во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15; 52). В это мгновение мы (кто не доживет) из могил выйдем, а тот, кто доживет, мгновенно изменится. Длительного процесса не будет — перерождение мира произойдет мгновенно! Как говорит пророк Иезекииль, кость соединится с костью, покроется жилами, покроется нервами, покроется кожей, и войдет душа в преображенное тело, оживленное Святым Духом. «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез. 37; 5‒9). И всё изменится! «Слово “мы” здесь относит апостол не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. Так, после многого сказанного о воскресении, он теперь открывает в нем весьма дивное. Ибо не то только удивительно, что тела сперва сгниют, а потом воскреснут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что живые перейдут в лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся “вскоре”, то есть во мгновение времени, или, как он яснее выражает это, во мгновении ока, так быстро, как смежаются вежды». Очень важно эти слова помнить, потому что сектанты, свидетели Иеговы, которые ходят по нашим подъездам, говорят, что воскресение будет продолжаться несколько десятилетий. Сначала одни будут воскресать, потом постепенно другие будут воскресать. Это кошмарное зрелище постепенного воскресения прямо противоречит Священному Писанию. И дальше говорит апостол: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15; 53). Здесь апостол подчеркивает, что воскреснет именно то, что умерло. Не что-то другое воскреснет, не иное тело воскреснет, а тленное будет облечено в нетление, смертное облечено в жизнь. В этих самых телах, в которых мы сейчас находимся, в тех же мы и будем вечно жить. Но уже без отпечатков смерти. «Тело остается телом, потому что оно есть то, что облекается; исчезают же смертность и тленность, когда оно облечется в бессмертие и нетление. Посему не сомневайся, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно (святой Златоуст)». Участь наша — бесконечная жизнь наших тел, оживляемых Духом Святым. «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15; 54). Именно в тот момент исполнится пророчество пророка Исаии, смерть будет проглочена победой, произойдет то, что было предсказано у Исаии в 25-й главе. «Святой Златоуст говорит: победою, то есть окончательно, так что не останется ни следов ее [смерти], ни надежды на возвращение, когда тление будет поглощено нетлением». Даже и следов смерти не останется, она будет уничтожена навсегда, никто и вспоминать не будет, что смерть когда-то была. И дальше обращается апостол Павел к смерти словами пророка Осии и говорит так: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15; 55‒57). Итак, апостол, увидев воскресение Христово, через него видит окончательную победу над смертью и говорит: «Смерть! Ты, как некое чудовище, ужалила нас, отравила нас, но где же твое жало? Ты лишилась жала, ты не можешь никого погубить!» Смерть апостол сравнивает с ядовитой змеей, которая укусила человека, так что внутри нас теперь действует яд. Но это жало ломается, говорит Господь. Оно уничтожается навсегда! И, как говорит Златоуст, если раньше смерть жалила всех, то когда жало сломалось, она стала посмешищем. Есть такой тип святых — мученики. Я считаю огромной ошибкой переводчиков, что у нас на славянский, а потом и на русский язык перевели слово «мученик» именно в этом смысле: от слова «мучиться». Слово «мученик» означает «свидетель». Мученики — это свидетели победы над смертью, смерти они не боятся! Они идут на смерть, как на брачный пир, потому что видят: жала-то она лишена! Победа уже одержана, Господь уже воскрес, и процесс воскресения уже пошел! Именно поэтому мученики не боятся смерти, не боятся тления. Даже такие маленькие дети, как, например, Вера, Надежда и Любовь идут на смерть и радуются, потому что видят бессмертие, которое уже действует в их душах. Они видят, что и их тела тоже будут воскрешены навсегда: «Ад! где твоя победа?» Ад, как известно, раньше, до пришествия Господа, включал души всех людей, пожирая всех, как некое чудовище. Но где его победа? Не может больше ад людей уничтожить! «Видишь ли величие души? Как бы торжествуя победу, он воодушевляется и, созерцая будущее, как бы уже совершившееся, восхищается, попирает ногами низложенную смерть и над главою поверженной произносит победный клик, громко взывая: где ти, смерте, жало? Где, ти, аде, победа? Она прошла, погибла и исчезла совершенно. Господь не только обезоружил и победил смерть, но истребил ее и обратил в ничто (святой Златоуст)». Откуда рождается пасхальная радость? Люди чувствуют радость победы над смертью, хотя, может быть, и не понимают этого до конца. Но мы, христиане, знаем, в чем суть пасхальной радости — в окончательном и бесповоротном уничтожении смерти навсегда, которое уже сделано воскресением Христа Спасителя. Так что смерти больше не будет никогда, смерть уже убита, убита воскресением Христа из мертвых! «Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (1 Кор. 15; 56). Смерть вошла в мир через грех, ужалила ядовитым зубом — грехом, поэтому люди, в раю согрешившие, были обречены на смерть. И говорит Феофан: «Грех ужалил нас на смерть; он есть смертное, смертельное жало. Истина сия осязательно испытывается грешащими: и душу, и тело расстраивает и поражает грех, душу во всех ее способностях, тело в корне жизни; жизнь от него становится вялою. Сила греха закон. От чего? — От действия совести. Совесть Бог всадил в душу нашу, как руководящую, а потом как судящую, осуждающую и карающую силу Свою. К ней идет то, что говорится о слове Божием: проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов. Это и бывает, когда, вооруженная словом Божиим, изрекающим закон, она находит человека преступником закона. Она действует в это время, как разъедающая и разлагающая какая стихия. Вот чем грех оказывается столько сильным, что причиняет смерть. Закон проясняет совесть; им просветленная, она зорче смотрит за деяниями человека, и не дает ему покоя, коль скоро он является нарушителем закона; а чрез это возмущает жизнь и души, и тела и, расстраивая ее, ведет к смерти». Когда человек совесть не слушает, а совесть его обличает, человеку становится плохо, и он через это идет к смерти. «Быть же сему так положил Бог. Совесть исполняет закон правды Божией» [2]. Но через Господа восстанавливается и тело, и душа. Душа очищается через прощение грехов, когда совесть уже не осуждает душу человека, а тело воскрешается через силу воскресения Христа Спасителя. Что ещё говорит об этом здесь апостол? «Где жало смерти, то есть грех? И где сила греха — закон? Ибо тогда ни греха не будет, ни закона, потому что будет царствовать правда вечная и святость всесовершенная. Ничто не мешает и так взглянуть на дело». После конца мира не будет закона Божия, потому что люди будут прямо поступать по воле Божией всегда. Не нужен будет внешний закон, который сдерживал бы всё. И смерти не будет, то есть будет жизнь полностью в законе, и в правде, и в любви Божией. Но и сейчас торжество над смертью есть победа над грехом в себе самих. «Торжествуя над смертию, пойте: где ти, смерте, жало? но не забывайте, что жало смерти — грех. Для нас пока торжество над смертию есть победа над грехом в себе самих.  Воодушевляйтесь же на такую победу, чтобы потом на радость, а не на ужасы вступить, и в состояние торжества над смертию. Жало смерти — грех: сила же разрушительная греха от того, что он есть нарушение закона, за которое правда Божия карает чрез совесть и отнимает или умаляет жизнь. Будьте же стражами закона и верными исполнителями всех его велений! Это прямой путь к торжеству над смертию». И поэтому дальше говорит апостол: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15; 57). Победа над грехом и смертью дается нам Христом Спасителем через исполнение заповедей. А победу эту Он одержал по воле Отца Своего. Поэтому — благодарение Богу Отцу, Который дал нам победу Своим Сыном Иисусом Христом! Он дал нам победу и над грехом, и над смертью. Таким способом Он вводит всего человека в бессмертную жизнь.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author