petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостольское чтение трем святителям: Евр., 334 зач., 13, 7‒16

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Помина́йте наста́вники ва́ша, и́же глаго́лаша (которые проповедовали) ва́мъ сло́во Бо́жiе. В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им наибольшую честь: и имѣ́йте и́хъ по преизли́ха въ любви́ за дѣ́ло и́хъ, ми́р­ст­вуйте въ себѣ́ (и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою; 1 Сол. 5: 13). И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом: поминайте. Или побуждает их к подражанию им. И́хъ же взира́юще на сконча́нiе жи́тельст­ва (взирая на кончину их жизни), подража́йте вѣ́ру и́хъ. То есть, точнее, – наблюдайте. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на сконча́нiе, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры – чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении. Снова врачует малодушие их; или говорит о вере в догматы. Итак, продолжает. Ису́съ Христо́съ, вчера́ и дне́сь (сегодня), То́й (Тот) же, и вó вѣки. Ибо, казалось, некоторые искажали веру и говорили, что другой придет, которого евреи и доныне ожидают. Итак, говорит, что Христос Тот же вчера, то есть во все прошедшее время, и дне́сь, то есть в настоящее, и вó вѣки, то есть в будущие и бесконечные времена, и другой не придет. Итак, не заблуждайтесь. Или: как Он не оставил наставников ваших, но во всем помогал им, так и вам окажет помощь. Ибо Он – один и Тот же. Въ науче́нiя стра́н­на и разли́чна не прилага́йтеся (учениями… не увлекайтесь). «Различными», то одними, то другими, и от одних и от других, но чуждые правому догмату. Ибо учение может быть «различным», однако не «чуждым», а потому и нефальшивым. Когда же учения различны, то есть от одного – одно, а от другого – иное, тогда и стра́н­на (чужды), то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имеет цель одну. Обрати внимание на выражение не прилага́йтеся (не увлекайтесь), – говорит как бы о тех легкомысленных, кои и здесь и там легко увлекаются.
Добро́ бо благода́тiю извѣщавáти и утвержа́ти (укреплять) сердца́, а не бра́шны (яствами), от­ ни́хъ же не прiя́ша (от которых не получили) по́льзу ходи́в­шiи въ ни́хъ (занимающиеся ими). Вот – странные учения. Намекает на вводящих иудейскую привязанность к брашнам. Итак, говорит, что благода́тiю, то есть верой, нам необходимо утверждаться и вполне убеждаться, что нет ничего нечистого, но верующему все чисто. Итак, потребна вера, а не наблюдение за яствами. Ибо «занимающиеся яствами», то есть те, кои всегда следовали строгому соблюдению правил о еде, не приносили никакой пользы для души, так как они чужды веры и рабски служат бесполезному закону. И вообще, говорит, какую пользу они получали от наблюдения за яствами, когда так были осквернены, что не могли участвовать в жертвоприношениях. И́мамы же олта́рь (мы имеем жертвенник), от­ него́ же не и́мутъ вла́сть, я́сти служа́щiи сѣ́ни (от которого не имеют права питаться служащие скинии). Сказав, что нет нужды строго наблюдать за яствами, чтобы не показалось что наше, чуждое наблюдения, достойно презрения, говорит, что и мы имеем наблюдение, только не в отношении этих яств, но к жертвеннику, или бескровной жертве Животворящего Тела. Ибо невозможно первосвященникам ветхозаветного закона участвовать в этой жертве, пока они служат скинии, то есть образам закона, преходящим, подлежащим уничтожению, или пока они служат этому миру, так как и народ как недостойный не принимал участия в жертвоприношениях ветхозаветного закона. И́хъ же бо кро́вь живо́тныхъ (так как животных, которых кровь) вно́сит­ся во свята́я (святилище) за грѣхи́ (для очищения греха) первосвяще́н­никомъ, си́хъ тѣлеса́ (их тела) сжига́ют­ся внѣ́ ста́на, тѣ́мже (то и) Ису́съ, да(бы) освяти́тъ лю́ди (людей) Сво­е́ю Кро́вiю, внѣ́ вра́тъ пострада́ти изво́лилъ. Показав, что то, что почитали иудеи, служило прообразом нашего почитания, говорит, что жертвы, в которых не мог участвовать народ, были ничто; в нашей же жертве не имеют участия и архиереи ветхозаветного закона; ибо те жертвы служили прообразом этой. Ибо как кровь животных, приносимых за грехи народа, первосвященник вносил во святилище, тела же сжигались вне стана, так и Христос, пострадав за грехи мира, внес во святилище Свою Кровь к Отцу, как Первосвященник, тело же было распято вне врат. Итак, совершая воспоминание о жертве той, наши первосвященники вносят Кровь Господа в наше святилище и на алтарь, как на небо. Поэтому первосвященникам ветхозаветного закона нельзя вкушать от этого алтаря, как иноплеменным и как не помышляющим о том, что выше этого мира: мы же не таковы. Тѣ́мъ же у́бо да исхо́димъ къ Нему́ внѣ́ ста́на, поноше́нiе Его́ нося́ще (итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание). Так как Исус Христос пострадал вне врат, то выйдем и мы к Нему вне врат, то есть будем вне мира, поноше́нiе Его́ нося́ще (нося Его поругание), терпя одни и те же страдания. Он, как осужденный и разбойник, был распят вне; не постыдимся и мы удалиться от мира и от роскоши его, хотя бы и казалось это бесчестием. Снова убеждает их терпеть наносимые им иудеями обиды, или хищения. Не и́мамы бо здѣ́ пребыва́ющаго гра́да, но гряду́щаго взыску́емъ (ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего). Доказывает необходимость выйти за врата, то есть из мира. Ибо мы не имеем никакого участия, в этом мире, так как и он не будет вечно существовать. Итак, нам должно бежать из этого мира и стремиться к будущему граду, то есть к небу. Тѣ́мъ у́бо прино́симъ же́ртву хвале́нiя вы́ну Бо́гу (итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы), си́рѣчь пло́дъ усте́нъ исповѣ́да­ю­щеся и́мени Его́ (то есть плод уст, прославляющих имя Его). Чрез Него как чрез Первосвященника по плоти, мы возносим Отцу жертву хваления, то есть Евхаристию. Ибо мы благодарим Отца за то, что Он даровал Сына Своего ради нашего освящения. Это же – ради немощных. Что Сын имеет благодать, – очевидно из того, что Он имеет с Отцом равную честь. Да(бы) вси́ чту́тъ Сы́на, я́коже (все чтили Сына, как), говорит, чту́тъ Отца́ (Ин. 5: 23). Итак, сама Евхаристия – пло́дъ усте́нъ исповѣ́да­ю­щеся и́мени Его́ (то есть плод уст, прославляющих имя Его). Поэтому первосвященники ветхозаветного закона и не могут участвовать в этой жертве. Ибо те, кои совершенно не были освящены Христовой Кровию, не могут благодарить за нее, потому что пребывают в том же самом неверии. Смотри же, как снова побуждает их к благодарению, а не роптать и не говорить по малодушию чего-нибудь дерзкого и наглого. Благотворе́нiя (так)же и обще́нiя (общительности) не забыва́йте, Где оправдывающиеся бедностью и потому не подающие милостыни? Пусть послушают, что Павел убеждает беднейших, разграбленных, не забывать милостыни. Ее же он называет «общительностью», а по какой причине, – мы часто говорили. Таковы́ми бо же́ртвами угажа́ти Бо́гу (ибо таковые жертвы благоугодны Богу). Жертвы благодарения и благотворения. Ибо ясно, что благодарный – и щедр, так как он знает, каких удостоится благ.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author