petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Архимандрит Рафаил Карелин. О времени, смерти и вечной жизни. В чём истинная жизнь. Книга о молитве»

Книга архимандрита Рафаила (Карелина) «О времени, смерти и вечной жизни» призывает читателя задуматься над такими вопросами, как жизнь и смерть, время и вечность, которые могут показаться давно известными понятиями, но на самом деле представляют загадки и тайны бытия, от отношения к которым зависит формирование личности человека и его вечное существование. «Всё человечество поражено грехом как наследственной болезнью. Спасение и вечная жизнь достигается только борьбой с ним. Для этой борьбы, которая длится всю жизнь, необходимы исполнение заповедей и молитва, а также размышления о скоротечности времени, неизбежности смерти, конца мира и Суда Божия. Этой цели и посвящена моя книга», – пишет автор. Помимо этого, в издании представлено толкование о. Рафаила на Десять заповедей Божиих. «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь», - говорит книга Премудрости сына Сирахова. О том же учат и святые отцы: святой Исаак Сирин пишет в одном из своих Слов: «КТО достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни; тот может положить предел своим согрешениям». А прп. Антоний Великий говорит, что «боязнью суда и страхом мук уничтожаются обманчивые похотения плоти и вместе поддерживается душа, когда она клонится к падению». Вот насколько важна мысль о смерти: она способна оградить нас от греха. И сегодня мы познакомим вас с книгой архимандрита Рафаила (Карелина), где он размышляет о времени, смерти и вечной жизни.

Книга о. Рафаила «О времени, смерти и вечной жизни» призывает нас задуматься над такими вопросами, как жизнь и смерть, время и вечность, которые кажутся давно известными понятиями, но на самом деле представляют загадки и тайны бытия. От отношения к этим вопросам зависит и формирование личности человека, и его вечная участь. Церковь всегда учила, что время земной жизни дано нам не для развлечений и удовлетворения страстей, а для подготовки к вечности. «Для христианина, — пишет о. Рафаил, — время — это великий Божий дар и вместе с тем огромная ответственность: ведь вечность может стать для нас и бесконечной потерей Бога». Автор книги напоминает нам, что потеря времени, данного для подготовки к вечности невосполнима ничем. И за вратами смерти мы можем горько пожалеть о времени потраченном в пустую. Как писал в стихотворении «К земному страннику» свт Игнатий (Брянчанинов): ««О путешественник земной! проснись от сна: Ты погружен, как в сон глубокий, в нераденье. Престань напрасно жизнь — бесценный дар — мотать! Не то придет к тебе внезапно смерть — как тать… А В ВЕЧНОСТИ ВРАТАХ — УЖАСНО ПРОБУЖДЕНЬЕ!» Да, действительно в вечности вратах — ужасно пробужденье! Потому что там уже ничего нельзя изменить. Подобную мысль высказывает и автор книги: «Почему я останавливаю внимание на неизбежности смерти и её мрачных картинах? — Чтобы человек не встретил её неготовым, как бы застигнутым врасплох». В этих словах выражена поистине пастырская забота о. Рафаила о каждом из нас, которые в земной суете забывают о Боге, о смерти и вечности, и не собираемся умирать, как будто смерти для нас и не существует. «Большинство людей старается не думать о смерти, — замечает автор книги, — стремится забыть о ней, как будто её нет. Видя вокруг себя картины смерти, даже находясь у гроба, человек продолжает думать, что смерть обойдёт его стороной, что все умрут, а он останется жить». Но это наша иллюзия, которую и развеивает автор книги, прибегая к множеству примеров из истории, а иногда к пространным размышлением о скоротечности жизни и бессмысленности многих наших стремлений и начинаний, которые рушатся как карточный домик в момент нашей кончины. И ничего уже не нужно человеку: ни красивых одежд, ни высоких домов, ни славы… и только одно его будет заботить – его грехи, которые всем своим грузом навалятся на него в час смерти… Не даром апостол Павел называет день кончины – «днем лютым» для тех, кто к ней не готов. Такова действительность. А мы о ней так редко задумываемся. Время нашей жизни пролетает незаметно, а каждый прожитый день приближает нас к ее финалу. И сколько бы мы не отталкивали от себя мысль о том, что мы умрем, смерть неминуемо придет и к нашему порогу. Вот что говорит на это святитель Игнатий: «Участь, постигшая отцов и братий моих, постигнет и меня. Умерли они: умру и я…Точно то же постигнет и вас, братия, которые читаете эти строки. Умрете и вы: оставите на земле все земное; одними душами вашими вступите в вечность». Эти слова как нельзя лучше уверяют нас в неизбежности смертного часа. И лучше приготовится к нему заблаговременно, чтобы действительно не быть застигнутыми врасплох. Ведь никому не известен час нашей кончины: уходят из жизни младенцы, полные сил молодые люди, которые казалось бы еще много могли принести пользы своим близким. Но их жизнь обрывается в рассвете сил, и они ставятся перед вратами вечности. «Здесь, на земле, — пишет о. Рафаил, — человек определяется с кем он — с Богом или с дьяволом. Там, в вечности, уже не определение, а осуществление. Поэтому так ценна земная жизнь, так дорого каждое её мгновение, которое может быть ступенью лестницы, ведущей ввысь — к небесам, или вниз — в бездну, поистине не имеющую дна». И только от направления нашей воли будет зависеть, на какую из ступеней мы встанем. «Время, — пишет автор, — это возможность изменения, становления человеческой личности, проявления или утраты богоподобия, приобретения того, что раскроется в вечности». Это значит: то, чем мы наполняли свою жизнь, перейдет с нами и в мир иной. И по-другому быть не может, потому что за пределами жизни, перемена уже не возможна. Недаром сказано для всех нас предупреждение: «В чем застану, в том и сужу». А у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такие слова: «Впечатленья, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее на веки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия». О. Рафаил в своей книге очень точно подмечает, что «…человек настойчиво отгоняет мысль о смерти, чтобы не портить себе настроение». И действительно, как часто приходится слышать подобные слова: Зачем портить настроение такими мрачными мыслями? Лучше поговорим о радостном, о позитивном… Поговорить можно, но не стоит забывать, что мы живем здесь на земле краткое время, которое покажется мигом в сравнении с вечностью. Поэтому лучше прислушаться к голосу святых отцов, говоривших о пользе памяти смертной. «Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти – говорит свт Игнатий (Брянчанинов), – служит воспоминание и размышление о смерти». Вот оказывается как просто: хочешь встретить смерть готовым, чаще вспоминай о ней. Ведь эта память ограждает от греха, а потому делает нас ближе к Богу. «Мир опьяняет человека, - пишет о Рафаил, - а память о смерти отрезвляет его, она всё расставляет по своим местам. Память о смерти учит человека, что истинный смысл дарованной ему жизни не в кружении в земной суете, а в приготовлении к вечности». Но почему так мало людей всерьёз задумываются над этим, и еще меньше тех, кто что-то конкретно делает, чтобы избежать ада и вечных мук? Ответ на это вопрос находим у святых отцов: «Эту мысль (о смерти) крайне ненавидит сатана и употребляет всю силу, чтоб исторгнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира, только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека», - пишет свт Игнатий (Брянчанинов). Очень схожие слова мы находим и в книге отца Рафаила: «сатана, – пишет он, – всеми силами старается убрать из сознания человека память о смерти, чтобы легче утопить его в болоте земной суеты, в грязи чувственных страстей и похотей, в иллюзии земного бессмертия». Итак, в своей книге «О времени, смерти и вечной жизни» отец Рафаил напоминает нам о скоротечности жизни и бессмысленности земных пристрастий, которые россыпятся в прах с приходом неминуемой смерти. Время дорого! Потеря его невосполнима ничем. Поэтому автор книги предлагает употребить краткую земную жизнь на стяжание главного: Жизни вечной. А она заключается в первую очередь в принятии истин Православной веры, потом в борьбе со страстями и обретении добродетелей, среди которых и память смертная. Так всегда учила Церковь в лице святых отцов. Более доступно об этом говорится в трудах свт. Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, из современных авторов: у архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Лазаря (Абашидзе) и архимандрита Рафаила (Карелина).
О ВРЕМЕНИ И СМЕРТИ
Смерть — начало новой жизни
О феномене времени
Языческое восприятие времени
Наш друг и наш враг
О вечности
Мистерия времени
Враги памяти смертной
Последние минуты жизни
Приготовление к переходу в вечность
Обманутые демоном и миром – 105
Размышления о смерти – 114
_______
О ЗАПОВЕДЯХ БОЖИИХ – 283
О первой заповеди – 286
О второй заповеди – 297
О третьей заповеди – 302
О четвёртой заповеди – 309
О пятой заповеди – 315
О шестой заповеди – 320
О седьмой заповеди – 331
О восьмой заповеди – 339
О девятой заповеди – 351
Приложение к девятой заповеди – 359
О десятой заповеди – 370
_______
ТРИ ГЛАВНЫХ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ СПАСЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ХРИСТИАНИНА – 381
К ЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ______
В книгу архимандрита Рафаила (Карелина) «В чем истинная жизнь» включены статьи о значении молитвы в духовной жизни человека. Внимание автора обращено к стяжанию внутренней молитвы, которая является спасительным и необходимым деланием не только для монахов, но и мирян. «Жизнь христианина в этом мире — странствование по огромной пустыне. Здесь он внутренне одинок, его не слышат и не понимают, он остаётся чуждым для людей, окружающих его. Непонятый, утомлённый и часто отвергнутый миром, он может излить душу в молитве к Богу. Молитва даёт ему внутреннее удостоверение того, что он в этой огромной пустыне не одинок, что с ним Бог. В молитве человек укрепляет свои силы, вне молитвы человеческая душа ослабевает и духовно гибнет. Поэтому молитву можно сравнить с источником родниковой чистой воды: уставший в мирском странствовании путник утоляет этой живоносной водой свою духовную жажду», – пишет архимандрит Рафаил. «Молитва – дыхание вечности», «молитва – живительная сила души», «крылья души». Так о молитве говорит известный духовный писатель, автор многих книг и статей, архимандрит Рафаил (Карелин), с очередной книгой которого мы хотим познакомить сегодня наших зрителей. В настоящее издание включены статьи отца Рафаила о значении молитвы в духовной жизни человека. Внимание автора обращено к стяжанию внутренней молитвы, которая является спасительным и необходимым деланием не только для монахов, но и для мирян. «В чём истинная жизнь. Книга о молитве» так назван новый сборник о Рафаила, о котором мы будем сегодня говорить.  Автору книги, архимандриту Рафаилу (Карелину) - уже более 80 лет. За свою долгую жизнь он был знаком со многими подвижниками благочестия 20-го столетия, которые подвизались в Грузии еще в то время, когда Церковь была гонима. Среди них были старцы Глинской пустыни: митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Серафим (Романцов), и Андроник (Лукаш). Огромное значение в жизни о. Рафаила имела встреча со схиигуменом Саввой (Остапенко), учеником которого он стал. Именно схиигумен Савва благословил его и на писательскую деятельность. Молитвенный опыт перенятый о Рафаилом у этих адамантов духа, навсегда запечатлелся в его душе и поэтому в своих книгах он всегда говорит о важности молитвенного делания. По словам автора, не может быть духовной жизни там, где нет молитвы, ведь молитва – это дыхание души. «В молитве человек укрепляет свои силы, а вне молитвы человеческая душа… гибнет, – пишет о Рафаил, - Поэтому молитву, – продолжает он, – можно сравнить с источником родниковой чистой воды, в которой уставший путник утоляет этой живоносной водой свою духовную жажду».  Т.е. без молитвы душа человека погибает, и становится открыта для всех пороков. Поэтому освоение внутреннего делания является одним из самых важных занятий христианина. Когда мы говорим о молитве, здесь надо понимать отнюдь не простое вычитывание одной из них, а глубокое сердечное обращение души к Богу с чувством своей немощи и недостоинства. Вот как пишет об этом о. Рафаил: «Основа молитвы — мысль: «Ты (т.е. Бог) — всё, а я — ничто». Это её гранитный фундамент. Здесь происходит некое таинственное единение Бога с душой: душа внимает благодати, а благодать внимает душе». Автор книги уточняет ещё одну очень важную мысль, что «мы молимся истинно только тогда, когда благодать Божия молится вместе с нами».  Т.е. там, где нет содействия благодати Божией, нет и истинной молитвы. Но благодать Божия дается человеку не сразу, для этого нужно потрудиться: пройти путь очищения сердца от греха и порока. «Истинная жизнь — это выход из страстного, греховного и ограниченного бытия в новую жизнь, открывающуюся через богообщение», т.е. через молитву. «Немногие могут выйти из потока зла и греха, — констатирует не утешительный факт автор книги. — Ведь это значит выйти из внешнего, найти другой мир и другую жизнь в своём сердце, бороться с собой, очищать свою душу от страстей, стоять в сердце с именем Иисуса Христа». А на такое может пойти не каждый… В чем же здесь сложность? Разве не лучше для человека оставить грех? Но дело в том, что грех так усвоился человеческой душе, что она не мыслит себе жизни без него, она как бы сроднилась с ним и не знает другой жизни, кроме греховной. А ещё грех часто кроется под личиной добра, которую мы не всегда способны опознать. Поэтому нам нужен навык в различении добра и зла, а он приобретается только в процессе понуждения себя на исполнение евангельских заповедей. Но исполнение заповедей невозможно без молитвы… «Молитва — это свет души, — пишет о. Рафаил. — Меркнет свет — и человек погружается во мрак. Он теряет чувство вечности, он перестает видеть самого себя». «Молитва неотделима от человеческой жизни. Если человек молится правильно, то исполнение евангельских заповедей открывается перед ним как истинная жизнь… Молитва без исполнения заповедей превращается в бесплодный труд, и в то же время без молитвы невозможно исполнить евангельские заповеди. И опять: когда человек небрежёт об исполнении заповедей, молитва уподобляется посаженному на каменистой почве дереву, которое не может пустить корней и засыхает». Вот насколько глубокая связь существует между молитвой и жизнью по заповедям. Вообще книга отца Рафаила содержит множество ценных мыслей о пользе молитвы, о ее необходимости, о ее плодах. Эту книгу можно было бы даже назвать Песнь о молитве. Именно песнь, которая от избытка сердца изливается в словах и дивной хвале матери всех добродетелей – МОЛИТВЕ. Вот что ещё пишет о ней автор книги: «Для молитвы нет времени и расстояния. Если на слова молитвы откликнулось сердце, то их услышало небо. Если слова молитвы излились из глубины души, то они достигли Престола Божества». В завершении программы напомним, что заповедь о непрестанной молитве дана нам Самим Господом. Вот как пишет об этом о. Рафаил: «Самой широкой из всех заповедей, охватывающей всю духовную жизнь человека и исполнение которой должно превратиться в постоянное состояние человеческой души, является заповедь о молитве. Её выразил апостол Павел в двух словах: Непрестанно молитесь (Сол. 5, 17)». В жизни древних христиан молитва служила как бы стержнем, на который нанизывались прочие их добродетели, и доныне поражающие нас своим величием. Молитва – вот что является самым главным делом в жизни человека, и ей обязательно нужно учиться. О том, как происходит это учение и как молитва становится дыханием жизни, какие у нее есть враги и что такое трапеза любви, узнает читатель из книги архимандрита Рафаила (Карелина) «В чём истинная жизнь».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Молитва — дыхание вечности – 18
Почему необходима молитва – 29
Сокровище, которое всегда при нас – 40
Пути к познанию истины – 52
Причины потери духовности – 62
На пути к стяжанию благодати – 74
О духовной молитве – 87
О значении духовной нищеты для молитвы – 101
Как учиться молитве – 112
Молитва — живительная сила души – 127
О внешней стороне молитвы – 143
О некоторых приёмах для стяжания Иисусовой молитвы – 153
Когда трудно молиться – 172
Об обращении к святым – 182
Трапеза любви – 207
_______
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Враги молитвы – 218
О некоторых опасностях исихии для современного христианина – 232
Ложная мистика и молитва – 240
Об имяславских искажениях – 254
_______
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Диалог со старой дворянкой – 302
Беседа иеромонаха с пустынножителем о Иисусовой молитве – 445
_______
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
Песнь о чётках – 496
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author