petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостол святому Георгию: 1 Кор., 151 зач., 12, 7‒11

Автор: святитель Феофан Затворник

Указание источника, цели и разнообразия даров Святого Духа. «Хотя дарования многочисленны и различны, но источник их один. Одно и то же, говорит он, подается и Всесвятым Духом, и Господом, и Богом Отцем. Одних и тех же даров подательница есть Святая Троица. Этим утешает он приявших меньшие, как им казалось, дарования, научая, что из одного и того же источника подаются и те, и другие дарования» (Феодорит). Комýждо же даéтся явлéнiе Дýха на пóльзу. «Цель» — не раздаяния даров, а неравномерности раздаяния. Почему так делается? — Потому что в такой, а не в иной мере получить дар, и именно такой дар полезно тому, кто получает его. Что дар всякий на пользу Церкви дается, это само собою разумеется, ибо иначе он и не мог обнаружиться, как принося пользу другим. Но цель у апостола — получателю дара сказать: если у тебя меньше дар, то этого требовала твоя собственная польза. Так разумеют пользу все наши толковники. Слова: явлéнiе Дýха значат явное действие Духа, обнаружение Его, заметное для всех. Не сказал апостол: дается благодать, но: явлéнiе Дýха, потому что и ныне сподобившимся Всесвятого Крещения благодать дается, но не явственно, а тогда они немедленно начинали и говорить разными языками, и творить чудеса, чем были научаемы и утверждаемы в том, что учение истинно. По необходимости сказал апостол, что на пользу дается явление Духа, ободряя опечаленных коринфян и научая, что ясно все Ведущий и Знающий премудро раздает всем, что именно кому полезно (Феодорит).
Та же мысль и у святого Златоуста, который говорит: «Апостол здесь утешает скорбящего еще и другим образом, именно тем, что сообщенная ему мера дарований, хотя и малая, служит ему в пользу. Дабы кто не сказал: что ж из того, что один и тот же Дух, один и Тот же Господь, один и Тот же Бог, когда я получил меньше, апостол говорит, что это на пóльзу. Явлением Духа он называет (явные) знамения, и справедливо. Мне, верующему, известно, кто имеет Духа, именно тот, кто крещен, а для неверующего это ниоткуда не видно, как только из (явных) знамений. И отсюда опять следует немалое утешение: хотя дарования различны, но откровение одинаково; хотя бы ты имел много, хотя бы мало, ты равно открываешься (носящим Духа), так что если хочешь показать, что ты имеешь Духа, для этого ты имеешь достаточно. Итак, если один есть Даровавший, и данное тебе есть дар, и явление Духа может быть от Него, и это наиболее полезно тебе, то не скорби, как будто бы ты был презрен. Не в бесчестие тебе, не для унижения тебя пред другими Бог поступил так, но из снисхождения к тебе и желания тебе пользы. Ибо получить больше и не быть в состоянии вынести — вот что не полезно, пагубно и достойно скорби». Óвому бо Дýхомъ даéтся слóво премýдрости, инóму же слóво рáзума, о тóмже Дýсѣ; другóму же вѣ́ра, тѣ́мже Дýхомъ; инóму же даровáнiя исцѣлéнiемъ, о тóмже Дýсѣ; другóму же дѣ́йствiя си́ламъ, инóму же прорóчество, другóму же разсуждéнiя духовóмъ, инóму же рóди язы́комъ, другóму же сказáнiя язы́комъ. Таково разнообразие даров Святого Духа! «Что значит слóво премýдрости? То, которое имел Павел, которое имел Иоанн, сын громов. А слóво рáзума? То, которое имели многие из верующих, хотя имевшие знание, но не бывшие в состоянии учить и удобно передавать другому то, что сами знали» (святой Златоуст). «Словом премудрости апостол называет не красноречие, но истинное учение, благодать которого прияли и сам апостол, и богомудрый евангелист Иоанн, и первоверховный из апостолов Петр, и первый из мучеников блаженный Стефан. Ибо рыбари, питающиеся трудами рук, не знающие грамоты, не могли бы отважиться всенародно говорить и писать, исполняя притом слова и писания свои самой великой, какая только возможна, силы, если бы не прияли истинной премудрости от Божественного Духа. Другие же из уверовавших, хотя имели ведение, но не в силах были, подобно им, говорить народу. И сие было даром ведения, по благодати Святого Духа» (Феодорит). Феофилакт выставляет такую причину, почему так надобно понимать слово премудрости: премудрость — σοφια, она называется уяснительницею — σαφεια, так как она проясняет, διασαφουσα, сокровенное. Но, может быть, под словом премудрости можно разуметь слово деятельное, от опытности духовной, о тайнах жизни духовной; а под словом разума — слово знательное, умозрение, о тех же предметах, сколько то доступно уму. Что вѣ́ра? Это «не вера в догматы, но вера чудодейственная, о которой Христос говорит: аще имате вѣ́ру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду тамо, и прейдетъ (Мф. 17: 20). И апостолы о ней просили, когда говорили: приложи намъ вѣ́ру (Лк. 17: 5). Ибо она мать чудотворений» (святой Златоуст). «Здесь разумеет апостол не веру общую, но ту, о которой говорит несколько ниже: и аще имамъ всю вѣ́ру, яко и горы преставляти (1 Кор. 13: 2). Ибо по причине преобладающего неверия (апостолы и другие верующие) творили много подобных изумительных чудес, и ими руководили неверных к истине» (Феодорит). Что даровáнiя исцѣлéнiемъ? Феодорит пишет: «Апостол разумеет под сим уврачевание недужных, дарование хождения хромым и возвращение света лишенным зрения. Ибо сие совершалось в то время, свидетельница чему история Деяний. Так о богомудром Петре сказано, что многих недужных на стогнах полагали на одрехъ, да грядущу Петру поне сень его осенитъ некоего от нихъ (Деян. 5: 15); а о Павле, что пот одежд его изгонял болезни (см.: 1 Кор. 19: 12)». Что дѣ́йствiя си́ламъ? Святой Златоуст говорит: «Иметь дѣ́йствiя си́ламъ и даровáнiя исцѣлéнiемъ не одно и то же. Кто имел дар исцелений, тот только врачевал; а имевший действия сил мог и наказывать, ибо от силы не только врачевание, но и наказание, как например, Павел ослепил, Петр поразил смертию». То же и Феодорит: «Сие дарование нередко налагало и наказания, как на Елиму — лишение света, а на Ананию и Сапфиру — преждевременную смерть». Экумений прилагает сюда силу «предавать сатане, да научатся не хулити» (см.: 1 Тим. 1: 20). Что пророчество? Это дар прозревать будущее, открывать сокровенное, узнавать у кого что на сердце. «И сего дарования были тогда причастниками многие, не только мужи, но и жены» (Феодорит). Пророчествовали дочери Филиппа; некто Ананий предсказал святому Павлу узы, и др. Что разсуждéнiя духовóмъ? Феодорит пишет: «Поелику в то время были и прорицатели (по внушению бесов), обольщавшие людей, то иным подаваема была Божественным Духом и такая некая благодать, чтобы обличать одержимых сопротивным духом». Святой Златоуст говорит, что «разсуждéнiя духовóмъ есть знание того, кто духовный (Духом Святым исполнен) и кто не духовный (от себя только говорит), кто пророк и кто обманщик. В то время была великая опасность от лжепророков, потому что дьявол всячески старался противопоставить ложь истине». Что ро́ди языкомъ? Дар говорить на разных языках, не от изучения их, а по дарованию от Духа Божия. Римская империя преисполнена была народами разноязычными. Чтоб никто не лишен был возможности слышать благовестие, всюду подаваем был дар говорить разными языками. Этот дар и дар слова премудрости были самые необходимые. «Апостол дал ему последнее место, а дарованию учительства первое, потому что для обоих сих дарований даны и прочие, чтобы проповедь приемлема была с верою» (Феодорит). «Этот дар (языков) почитался великим; его и апостолы прежде всего получили, и из коринфян многие имели, но дар учения выше. Его и поставил апостол прежде, а об этом говорит в конце, ибо этот для того (дара учения), равно как и все прочее, и пророчества, и действия сил, и дарование исцелений, — и ничто не может равняться с ним, как сам он говорит: прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении (1 Тим. 5: 17)» (святой Златоуст). Что сказáнiя язы́комъ? Дар истолковывать для других сказанное на чужих языках. «Иной сам знал, что говорил, но другому истолковать не мог, а иной имел способность к тому и другому» (святой Златоуст). «И это было духовное дарование. Ибо нередко знающий один только еллинский язык, когда другой беседовал на языке скифском и фракийском, переводил его слушающим» (Феодорит). «Этот дар иногда имели и сами говорившие на языках, и сами себя истолковывали» (Экумений). Перечисляя такие дарования, апостол изъяснил, что они даются то о тóмже Дýсѣ, то тѣ́мже Дýхомъ, «научая, что хотя потоки различны, но источник несомненно один. Но и сего признал недостаточным, а присовокупил» (Феодорит): Вся́ же сiя́ дѣ́йствуетъ еди́ныи тóйжде Дýхъ, раздѣля́я влáстiю коемýждо я́коже хóщетъ. «Всем этим апостол утешает приявших меньшие дарования, научая их, что и это дары Божия Духа, а Дух Божий подает, как Ему угодно; угодно же Ему полезное» (Феодорит). «Вот главное основание утешения: мы все получаем из одного и того же корня, из одной и той же сокровищницы, из одного и того же источника. Посему-то он непрестанно употребляет это слово, и тем уравнивает мнимое неравенство и утешает. Выше он говорил, что и Дух, и Сын, и Отец подают дарование, а здесь говорит только о Духе, дабы ты отсюда познал, что у них одно и то же достоинство. И не только утешает он этим, но и заграждает уста противнику словами: раздѣля́я… коемýждо я́коже хóщетъ»; ибо, утешая, надобно и вразумлять, как он поступает и в Послании к Римлянам, когда говорит: ты кто еси противъ отвещаяи Богови (Рим. 9: 20)? Так и здесь: раздѣля́я влáстiю коемýждо я́коже хóщетъ. Вместе с тем показывает, что принадлежащее Отцу принадлежит и Духу. Ибо как об Отце сказал: а тойжде Бог действуяи вся во всехъ; так и о Духе: вся же сия действуетъ единъ и тойжде Духъ. Но действует, скажешь, под влиянием Бога? Нигде апостол не сказал этого, а ты сам это выдумываешь. Когда он говорит о Боге Отце: действуяи вся во всехъ, говорит это о людях, а вовсе не считает с людьми и Духа, хотя бы ты тысячу раз, как безумный, повторял это. Так как он выше сказал: Духомъ (δια του Πνευματοςдается слово премудрости), то, дабы ты не подумал, что это выражение означает унижение Духа, или зависимость действий Его от другого, присовокупляет, что Дух действуетъ, а не побуждается к действию, и действует, якоже хощетъ, а не как повелевают Ему. Как об Отце Сын говорит, что Он воскрешаетъ мертвыя и живитъ, равно и о Себе Самом, что Он ихже хощетъ живитъ (Ин. 5: 21); так и о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властию, и ничто ему не препятствует, ибо слова: идеже хощетъ, дышетъ (Ин. 3: 8), хотя сказаны о ветре, но доказывают и это; а здесь говорится, что Он вся действует, якоже хощет. И из другого места можешь видеть, что Он не такое существо, чрез которое действуют, но Сам действует; кто бо весть, говорит апостол, яже въ человеце, точию духъ человека? тако... и Божия никтоже весть точию Духъ Божии (1 Кор. 2: 11). Дух человека, то есть душа, не имеет нужды в постороннем побуждении, чтобы знать свое ― это всякому известно; следовательно, и Дух Святой — чтобы знать Божие, ибо, говорит, Дух Святой знает тайны Божии так же, как душа человеческая свои тайны. Если же в этом случае Он не побуждается к действию кем-либо другим, то, зная глубины Божии и действуя без постороннего влияния в раздаянии даров апостолам, Он тем более Сам не находится в зависимости. Не будем же унывать, скорбеть и говорить: почему я то получил, а это не получил; не будем требовать отчета от Святого Духа, ибо если ты знаешь, что Он подает по Своему промышлению, и сознаешь, что по тому же промышлению Он подает в известной мере, то будь доволен и радуйся тому, что получил; не огорчайся тем, чего не получил, но еще воздавай благодарение за то, что не получил выше сил своих» (святой Златоуст).
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author