petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие преподобному Антонию на утрени: Мф, 43 зач., 11, 27‒30

Автор: протоиерей Олег Стеняев

Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11: 27). Все предано Мне Отцом Моим. Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «И Отца передающего, и Сына принимающего понимай в таинственном смысле; в противном случае, то есть если мы захотим понимать это в смысле, соответствующем нашей тленной природе, то [должны допустить, что] когда Получивший начал иметь, Давший перестал иметь [переданное] (incipit non habere – начал не иметь). А под всем переданным Ему нужно понимать не небо и землю, и составные части мира, и прочее, созданное и устроенное Им Самим; а нужно понимать тех, которые через Сына имеют доступ к Отцу и которые прежде были в возмущении против Бога, а потом начали чувствовать Его в себе». Вы слышите, братия и сестры! Что Бог Отец передает Сыну Своему не Небо и землю, а души тех, «которые через Сына имеют доступ к Отцу и, которые прежде были в возмущении против Бога, а потом начали чувствовать Его в себе». Это о нас с вами: мы прежде, через грех находились во враждебном отношении с Богом Отцом и от Него ожидали такой же неприязни, но в Сыне Его мы обрели тайну Божественного прощения, и – о чудо! – «начали чувствовать Его в себе». Эта тайна и догматичная: если по Божеству Сын Божий единосущен Богу Отцу; то по Своему истинному Человечеству Он единосущен каждому из нас.
Апостол Павел восклицает: и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2: 20). Каждый православный переживает моменты такой радости осознания Сына Божия в себе. Ты спросишь: когда? А я отвечу: ПРИЧАСТИЕ. Каждый христианин переживает и состояние подлинной святости, когда после отпущения грехов причащается Святых Тайн. Но, увы, наше отличие от подлинных святых то, что мы, не успев выйти из храма, начинаем терять ощущение радости святости, и радостный призыв «святая – святым!» уходит в вечное прошлое, растворяется легким благоуханием под куполом храма. А о том, что Отец раскрывается только в Сыне, сказано: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1: 18); и еще: Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14: 8‒9). Сын Божий явил нам образ Своего Небесного Отца, раскрыв перед нами Его, Бога, подлинные намерения по отношению к нам, явив Его любвеобильный и человеколюбивый характер. И далее мы читаем: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11: 28‒30). Когда Сын Божий говорит о иге, которое мы можем взять от Него, то имеется в виду полное освобождение каждого из нас от тяжести наших собственных грехов, которые Он принял на себя. Иероним Стридонский пишет о сем: «И пророк Захария свидетельствует, что велика тяжесть греха, когда говорит, что беззаконие сидит на таланте свинца, и Псалмопевец с плачем восклицает: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне)». Блаженный Феофилакт пишет: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Призывает всех вообще, не одних иудеев, но и язычников. Под труждающимися надобно разуметь иудеев, как проходящих тяжкое законное послушание, и трудящихся в исполнении заповедей закона, а под обремененными – язычников, которые обременены были тяжестью грехов. Всех сих Христос призывает к успокоению; ибо что за труд – уверовать, исповедать и креститься? И как не успокоиться, когда здесь бываешь беспечален о грехах, сделанных до крещения, и там получишь вечный покой?» Далее Феофилакт пишет: «Иго Христово есть смирение и кротость; посему кто смиряется перед всяким человеком, тот имеет покой, пребывая всегда без смущения, тогда как тщеславный и горделивый находятся в беспрестанном беспокойстве, опасаясь лишиться чего-нибудь и усиливаясь, как бы больше прославиться, как бы победить врагов. Это Христово иго, то есть смирение, легко; потому что нашей униженной природе удобнее смиряться, а не превозноситься. Впрочем, игом называются и все заповеди Христовы, и все они легки по причине будущего воздаяния, хотя в настоящее краткое время и кажутся тяжелыми». Да! Чудо нашего спасения есть дар для всех, уверовавших во Исуса Христа. Святитель Киприан пишет о радостях будущей жизни: «какая будет слава, какая радость – удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, мучеников; вместе со святыми и другими Божьими наслаждаться сладостью дарованного бессмертия, – и получить то, чего око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не восходило». Итак, Сын Божий призывает нас: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, – Он говорит, Он восклицает: все, – значит, сегодня Он призывает ко спасению и тебя. Именно СЕГОДНЯ, потому что завтра может и не наступить. Откликнемся на небесный призыв, внемлем небесному глаголу, и двери райские откроются для тебя еще в этой земной жизни. А пока Сын Божий стоит и стучит у двери твоего сердца, ответь на Его призыв, скажи: «Да, я каюсь», – и тогда Небо найдет тебя на земле.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author