petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Академик Лихачев и старообрядчество

Автор: Дмитрий Сергеевич Лихачев

В конце прошлого века он олицетворял собой лучшие качества русской интеллигенции ― прямоту и честность, незапятнанную совесть, любовь к русскому народу и понимание его культуры. Димитрий Сергеевич знал о древнерусской культуре больше, чем кто-либо в мире. И он был другом древнерусского благочестия. В 2006-м году увидело свет ранее не публиковавшееся интервью великого ученого. Можно ли сегодня возродить народную культуру? Культура, быт, уклад ― это все на основе доброй памяти создается. На основании забот о том, чем жили наши отцы и деды, ― новая культура не сменяет старую, а обогащает её, приобщает к нашему времени. Мы должны ценить всё, что связано с прошлым, что отразилось в нашей современности, что до нас дошло. Потому что нравственность не бывает старой, она одна, она традиционна и не может быть создана заново! И мы должны эту старую правду сохранить для наших детей и внуков, чтоб им было чем гордиться, чтобы они любили нашу страну. Где, в каких проявлениях жива ещё сегодня старая культура? Древняя русская культура действительно сохраняется в современности. И в Патриаршей Православной Церкви, и, конечно же, в старообрядческой церкви. Старообрядчество ― это удивительное явление русской жизни и русской культуры. Жизнь и культура в данном случае очень тесно связаны. В 1906 году, при Николае II, старообрядцев наконец перестали преследовать законодательными актами. Но до этого их всячески притесняли, и эти преследования заставили их замкнуться в старых верованиях, в старых обрядах, в старых книгах ― во всём старом. И получилась удивительная вещь! Своим упорством, своей приверженностью к старой вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В эту старую культуру входил даже фольклор ― былины, которые на Севере главным образом сохранились, в старообрядческой среде. Но разве Север не был глухой окраиной России, краем безграмотности? Мы совершенно неверно привыкли считать, что Север был страной сплошной неграмотности. Ведь те переписчики, которые приходили на Севере в крестьянские избы и требовали чтения по новым книгам, записывали старообрядцев неграмотными, потому что они просто отказывались читать печатные книги. Они читали только свои ― рукописные! Известно, что к середине XIX века среди гонимых старообрядцев было много крупных капиталистов. В чём причина этого феномена? В старообрядцах замечательно то, что ради идеи, вовсе для них материально невыгодной, они шли буквально на костёр. Они предпочитали сжигать себя, но не соглашаться на идейные уступки. Это поразительное явление в истории культуры человечества ― такая нравственная стойкость! Нравственная стойкость в вере вела к тому, что и в труде старообрядцы были нравственно стойкими. Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей ― они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере ― все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека!  Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности. Это был удивительный слой населения России ― и очень богатый, и очень щедрый. Добрая репутация старообрядцев и сегодня помогает им во всем мире. Они ведь живут и в Румынии, и в Болгарии, и в Австралии, и в Венесуэле, и в Америке... Димитрий Сергеевич, какие всё-таки взаимоотношения должны быть между Церковью и государством? В последнее время мы приходим к сознанию того, что в дела религии, в дела Церкви… государству не нужно вмешиваться. Что всё должно идти само собой, что отношения между верующими и неверующими должны строиться на основании взаимного уважения. Ведь опыт преследования старообрядцев, опыт того, что Церковь становилась государственной и, наоборот, не поощрялась государством, показывает, что и то, и другое в одинаковой мере вредно для общества. Общество не должно быть расколото на верующих и неверующих. Ведь главное ― это сознание своей общности ― и с народами нашей страны, и с человечеством в целом. А дальше как будет складываться жизнь, у кого окажется больше ― об этом мы пока помолчим... Что, по вашему мнению, главное в культуре наших предков? Что особенно стоило бы сберечь? Великая доброта, великая нравственная сила ― вот что особенно ценно для нас в культуре Древней Руси. Её нужно беречь, эту великую доброту, ― на ней строилась Русь. На бесконечной доброте русского народа, его дружелюбии и терпимости ― на них держалось отношение Руси к другим народам. Я думаю, что доброта ― это такой неразменный рубль, который сколько ни отдаёшь, всё к тебе возвращается. И радость человека заключается в доброделании, когда он сам, по своей доброй воле, делает добро. Восстановление икон старых, книг, риз, архитектуры старой ― всё это проявления доброделания. Со злобой ничего нельзя сделать. Можно только разрушить... 
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author