petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Евангелие благовестное с толкованием от Луки, 62 зачало: Лк., 11, 42‒46

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Лк., 11, 42‒46) начинается на 29-й минуте второго часа записи (28:46). Текст евангельского зачала (61 зач.): Но го́ре ва́мъ фарисе́омъ, я́ко одеся́т­ст­вуете от­ мя́твы и пига́на, и вся́кого зе́лiя, и ми́мо хо́дите су́дъ, и любо­́вь Бо́жiю. Сiя́ же подоба́­ше сотвори́ти, и о́нѣхъ не оставля́ти. Го́ре ва́мъ фарисе́омъ, я́ко лю́бите предсѣда́нiя на со́нмищихъ, и цѣлова́нiя на то́ржищихъ (в синагогах и приветствия в народных собраниях). Го́ре ва́мъ кни́жници и фарисе́и лицемѣ́ри, я́ко есте́ я́ко гро́би невѣ́доми (скрытые), и человѣ́цы ходя́щiи верху́ не вѣ́дятъ( не знают того). Отвѣща́въ же нѣ́кiи от­ зако́н­никъ, рече́ Ему́, Учи́телю, сiя́ глаго́ля, и на́мъ досажда́еши (и нас обижаешь). О́нъ же рече́, и ва́мъ зако́н­никомъ го́ре, я́ко накла́даете (налагаете) на человѣ́ки бремена́ не удо́бь носи́ма, и са́ми еди́нѣмъ пе́рстомъ ва́шимъ, не при­­каса́етеся бремене́мъ ихъ.

Фарисеи именно для того, чтобы не преступить Закона, давали десятину и с самых незначительных предметов, и если кто упрекал их в мелочности, они ссылались на Закон, который повелевал приносить священникам десятину со всего (Втор. 14, 22–23). Поэтому Господь и говорит: как сим вы не пренебрегаете, так надлежало вам творить суд и любовь Божию. Поскольку фарисеи были неправосудны, притесняли вдовиц и сирот, то Господь говорит: должно вам иметь судъ, то есть правосудие. Поскольку же они были презрительны и к Богу, без рассуждения простирая руку к священным делам, то Господь заповедует им иметь любовь Божию. Ибо кто любит Бога, тот к делам Его не приступает с пренебрежением. А мне кажется, поскольку два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему, то, быть может, Господь делает намек на два эти вида: словом судъ обозначает любовь к ближнему, так как правосудие и непритеснение ближнего происходят от любви к нему, а словом любовь Божия, без сомнения, обозначает всецелое расположение к Богу. И когда кто любит ближнего не по какому-нибудь мирскому или постыдному расположению, но ради Бога, тогда и эта любовь может быть названа любовью Божией, так как она заповедана Богом и благоугодна Ему. Они (фарисеи) любили, чтобы всякий человек отдавал им честь и чтобы на то́ржищихъ (в народных собраниях) называли их титулом: учитель (Мф. 23, 7); это означают слова: цѣлова́нiе (приветствие), предсѣда́нiе. Господь же говорит: вы подобны гробам, которые полны всякой гнилости, а снаружи блещут мрамором; люди по наружности их не узнают, какими правилами они руководствуются в жизни (почему они ходят), а если бы знали, то отвратились бы по причине внутренней скверности. Законник безрассудно сам себя подвергает обличению. Законники были иное, чем фарисеи. Фарисеи считались подвижниками и отсеченными от прочих, а законники были книжники и учителя и для желающих разрешали вопросы из Закона. Они (законники) налагали на людей бремена́ тяжелые и не удо́бь носи́ма (неудобоносимые); а сами не дотрагивались до этих бремен и пе́рстомъ своим, то есть сами ничего не соблюдали из того, что заповедовали прочим. Ибо когда учитель сам делает то, чему учит, тогда он облегчает бремена, подавая в самом себе пример и ободряя учеников. Когда же он ничего не делает из того, чему учит, тогда бремена кажутся ученикам истинно тяжелыми, так как и учитель не может выполнить их.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author