petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19‒31)

Автор: протоиерей Андрей Ткачев

Мы читали сегодня притчу о богаче и Лазаре. Это роскошная богословская трапеза, и я себя чувствую, честно говоря, человеком, который голоден и приглашён на трапезу, на праздник. Передо мною накрытый стол, на нём столько всего — не знаю, за что браться, с какого блюда начать. Так и мы не сможем до конца съесть предложенную еду, то есть разобрать сегодняшнюю притчу — настолько она глубока и обширна. Но говорить об этом мы будем. Это шестнадцатая глава Евангелия от Луки. Христос говорит нам в этой притче о зависимости будущей жизни от нынешней, о воскресении мёртвых, о нравственном воздаянии, о любви людей друг к другу. Я вкратце повторю вам эту притчу, а потом мы о ней побеседуем. Итак, был некий богатый человек, который веселился каждый день и одевался в роскошные одежды, в порфиру и виссон. Виссон — тончайшая ткань, а порфира — это дорогая, более тяжёлая, более плотная ткань, которую носят в холодное время. Это не простая ткань, она напоминает о царском достоинстве. И в Библии порфира намекает на присутствие царя или человека, который хочет быть на царя похожим. О вавилонской блуднице сказано, что она одета в порфиру. Жить так, как царь, по комфорту и достатку, но не нести на себе груз забот, обязанностей царя — это ли не счастье? Одетый в порфиру и веселящийся ежедневно, богач почти что царь и даже лучше, чем царь. Пусть это царь самовольный, но он пользуется из царской жизни лишь приятным, а самое сложное в жизни царя — далеко от него.
Богач всегда веселился, роскошествовал, а под воротами его дома лежал некто по имени Лазарь. Он хотел напитаться хотя бы крошками, которые падали со стола богача, но ему и этого не давали. Псы, говорит Евангелие, подходили к нему, облизывали его гноящиеся раны, струпья — так что он, не имея пищи для себя, сам был пищей для собак. И вот пришлось и тому, и другому умереть. Как неизбежно случается в этой жизни, смерть разлучает нас с этим миром. Писание говорит, что умер нищий, и понесли его Ангелы на лоно Авраамово, то есть душа его была восхищена в место покоя. Потом умер и богатый, о нём говорится кратко и страшно: «и похоронили его». Конечно, за этими словами скрываются пышные похороны, накрытые столы, множество нанятых плакальщиков, множество пришедших людей, знавших богатого при жизни, которые с ним же и веселились. Но всё это для Писания маловажно. Дальше притча говорит нам о том, что случилось в мире загробном, который ждёт нас всех, братья и сёстры. Если атеизм выводит человека из царства животных и приводит к лопуху, вырастающему на могиле; если многобожие кружит голову баснями о перерождениях, то Библия приоткрывает завесу над загробной истиной. А там с бывшими жителями земли случилась страшная перемена: богатый оказался в аду, в муках, и видел всё происходившее выше, то есть в местах покоя. А там был Авраам, и возле него те, кто спасён, в частности, был там и Лазарь. Он был близок к Аврааму, возлежал на лоне Авраамовом, как Иоанн Богослов был на Тайной вечере близок ко Христу, возлежа на персях Его. И вот богач, находясь в аду, вспоминает Лазаря, узнаёт его. Это очень важно — в аду все друг друга узнают, и в раю все друг друга узнают. Когда мы переступим порог этой и той жизни, мы узнаем всех сродников, которых никогда в жизни не видали: отцов, дедов, прадедов, всех предков, чьих имён даже, может быть, не знаем. Потому что сейчас человек может родиться в Иркутске, прожить всю жизнь в Торонто, а умереть, например, в Архангельске. Сегодня мы не знаем многих своих родных, на могилу пойти некуда, потому что могилы в одном месте, а живёшь в другом. Однако в будущей жизни мы всех увидим и всех узнаем, об этом говорит Евангелие. Мы узнаем в лицо и Платона, и Аристотеля, и Ньютона, и Наполеона. И все будут видны, как на ладони. Тогда все будут равны, по-настоящему равны. Сегодняшняя идея демократии о том, что все якобы равны, в этой жизни не оправдывается — все мы разные. У нас разное происхождение, разное образование, разные таланты и пороки, разный груз наследственности. Мы живём совсем по-разному, между нами нет равенства. Только после смерти, в будущей жизни, будет нелицеприятное, истинное равенство людей перед Богом в свете нравственного закона. Богач без ошибки узнал бедняка и назвал его по имени: Лазарь. При жизни он его не узнавал, вернее, знать не хотел. Он проходил мимо него, а Лазаря облизывали собаки. А тут он, находясь в аду, видит Лазаря и говорит: «Отче Аврааме, пошли раба твоего Лазаря, чтобы он омочил свой перст в воде и прохладил мне язык, потому что я жестоко страдаю». На что Авраам ему отвечает: «Чадо, вспомни, ты принял много благ при жизни, а Лазарь принял много страданий. Теперь он здесь утешается, а ты там страдаешь». Получается, что будущая жизнь — как бы изнанка жизни теперешней. Утешения в здешней жизни грозят нам лишением утешений в жизни будущей. Терпеливое страдание в этой жизни обещает нам будущий покой. Именно терпеливое, потому что человек, который страдает, но завидует, страдает, но ропщет, страдает, но при удобном случае поджигает усадьбу хозяина, — такой человек, конечно, не Лазарь. Он и в будущей жизни покоя себе не найдёт. Мы однажды разбирали эту притчу в школе, с детьми. Я спрашиваю: дети, а если бы богач был добр, если бы он на руках этого нищего вносил к себе в дом, кормил бы его от своего стола, раз в неделю приказывал бы его помыть, давал бы ему новую одежду, как вы думаете, был бы богач в аду? Дети говорят: нет, — и дети правы. А если бы богач был таким, какой он есть, а Лазарь не был бы добрым и кротким, но сердце его вечно было бы полно хулы, зависти и жадности, если б он говорил слова вроде «будь ты проклят», «почему ты такой богатый, а я такой бедный?», «куда Бог смотрит?» А если бы Лазарь был такой, был бы он в раю? Никогда в жизни. На земле миллионы таких бедных. Не дай Бог им получить богатство, не дай Бог им получить власть— они ужаснут нас своими злодеяниями. Вот из этих бедных умелые политтехнологи, умелые злодеи-революционеры составляют горючую смесь для национал-социального взрыва. Бедный тогда благословен, когда терпелив, когда не завистлив, когда не жаден, когда всецело доверяется Господу. Таких бедных очень мало. И Лазарь хвалится не за бедность, Лазарь хвалится за терпение, за смиренное отношение к бедности. За то, что он был кроток, терпелив и положил надежду на Бога. И Бог не обманул его, и он по смерти отнесён на лоно Авраамово. Притча была бы иной, если бы богач был добр, а Лазарь зол, или оба злы (оба были бы в аду), или оба добры (оба были бы в раю). Здесь нет твёрдой, бетонной закономерности — раз ты богатый, значит, ты злой; раз ты бедный, значит, ты хороший. Большая ошибка коммунистической идеологии заключалась в том, что всех бедных считали хорошими, а всех богатых — плохими. К чему приводят ошибки в идеологии, ошибки в мировоззрении, ошибки в богословии, ошибки в теории, мы видим на примере коммунистов. Ошибись в теории — и прольются реки крови. А мы, братья и сёстры, хвалим сегодня Лазаря не за бедность и упрекаем богатого не за богатство. Мы хвалим одного и упрекаем другого за правильное и неправильное употребление тех средств ко спасению, которые у них были. Богатый мог бы многих облагодетельствовать, но не сделал этого, а задача Лазаря была — дотерпеть до конца, и он это сделал. Большим утешением для человека в беде является мысль, что всё это закончится. Какая бы беда ни случилась, человек может сказать себе: это пройдёт, — и будет прав. Как, например, вытирая слёзы, служащий нового призыва моет туалет и говорит себе: дембель неизбежен. Терпеть нужно. Пётр и Иуда Христа предали почти одинаково, только один за деньги, а другой из страха. Но Иуда же деньги вернул, бросил под ноги архиереев, сказал: «Я предал кровь неповинную». То есть он вслух признал, что повинен в гибели неповинного человеческого существа. Однако Иуда не дотерпел до конца — мучимый совестью, он полез в петлю, не дотерпев до Воскресения. Если бы Иуда дождался Воскресения, кто знает, может быть, Господь призвал бы его так же, как Петра. Пётр предал из страха, но он дотерпел, и потом Ангел говорит мироносицам: Скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 7). Пётр был в особенности отмечен, потому что он выше всех стоял и больше всех согрешил. Мы должны терпеть. Бывает даже, что нужно потерпеть себя самого. Вот Лазарь себя потерпел, за это и вошёл в небесный покой. Мы знаем, что по ту сторону смерти утвердилась пропасть между праведниками и грешниками, и нельзя пройти сквозь эту пропасть. Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16, 26), — так говорит Авраам. Однако же интересно, что богатый, при всём своём неправедном облике, имеет любовь. Я думаю, что богатство задавило его. Есть люди, которые могут обладать богатством и, имея его, живут правильно. А есть люди, у которых душевные силы ничтожны, которые раздавлены богатством. Они не могут быть хозяевами богатства, а становятся его рабами. При этом эти люди могут быть добрыми, умными, чуткими, талантливыми — хорошими, в целом, людьми, но богатство владеет ими, а не они им. Мне кажется, что богач из притчи был таким. Почему я так говорю? Потому что у него не всё было испепелено в душе. Даже в аду он переживал о своей семье и братьях. Он говорит Аврааму: «У меня есть пять братьев на земле. Пусть Лазарь пойдёт на землю, явится им, скажет им, чтобы они по-другому жили, а не так, как я, чтобы они не пришли в это место мучения». Значит, он переживал о братьях даже из ада. Когда вам больно, когда вы лежите на операционном столе, или, допустим, у вас просто зуб заноет или ещё что-нибудь случится — много ли вы думаете о других в это время? Обычно человек поглощён своей бедой, своей болью, своей скорбью без остатка. Он весь в своей боли, своей скорби и считает, что весь мир ему должен, все должны его жалеть, все должны на него смотреть, охать и помогать. О других он не думает. Потому что человек в своём падшем состоянии — это стандартный эгоист. Быть в аду и думать о своих сродниках, братья и сёстры, — это уже немало, это большая похвала человеку, на самом деле. Однако ад есть ад, и богач — в аду. Это означает, что и хорошие люди попадают в ад. Это означает, что и хорошие люди не умеют до конца правильно распорядиться своими талантами, силами, способностями, богатством. Богача задавило богатство. Пиршество за пиршеством, друзья, какие-то денежные дела, хлопоты о наследстве и так далее. И он, наверное, мог бы в конце концов приобрести Царство Небесное вместо царства земного, но не поспешил, не потрудился, не успел. Он переживает о братьях, это на самом деле очень трогательно. И Авраам ему отвечает: «Нет, чадо, у них есть Моисей и пророки, у них есть Писание, пусть их слушают». Богач возражает: «Да, есть у них Писание, но если бы кто-то из мёртвых к ним пришёл, то они бы поверили скорей». На что Авраам произносит великие слова: «Если они не верят Моисею и пророкам, то и если мертвец воскреснет — не поверят». Братья и сёстры, неверие имеет такую всепоглощающую силу, что оно отрицает и очевидные вещи, совершающиеся на наших глазах. Доказательством этого является евангельская история. Христос прежде Своего страдания и Воскресения, за 6 дней до Пасхи, воскресил своего друга Лазаря, лежавшего во гробе 4 дня, уже смердевшего смертным тленом. Господь поднял его из гроба, и одни прославили Его как Мессию, а другие затаили ещё большую злобу и решились убить Его, а вместе с Ним и Лазаря, потому что Лазарь был живым подтверждением власти Иисуса Христа над смертью, живой проповедью. Законники и книжники не просто услышали, что Лазарь умер, а потом ожил — нет, они сами видели, они уже слышали запах тлена, из гроба доносящийся! Вот вам, братья и сёстры, доказательство слов если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 31). Если не верует человек Писанию, то и мертвецу воскресшему не поверит. До сегодняшнего дня есть множество людей, не верующих в будущую жизнь, Христа не любящих, не славящих, не поклоняющихся Ему. Что, чудес мало? Им нужно, чтоб мёртвые поднялись? Не поверят вовеки. Потому что сердце человеческое — это самая твёрдая крепость. И необходимо назидать себя не чудесами, а сердечным исповеданием, внутренним усилием навстречу Богу, покаянием — всем тем, что внутри, а не снаружи. Кто увидал чудо и поверил, того вера некрепка. Кто имеет в сердце покаяние, кто любит ближних, кто напрягает волю для исполнения заповедей — у того вера не отнимется вовеки. А кто ради чудес верует — я не дорого дам за эту веру, сперва посмотрю за ней, понаблюдаю. И боюсь, что если будет другое чудо, в другой стране и другой религии, этот верующий, может быть, и в то чудо поверит, и вера быстро поменяется. Поэтому в чудеса не надо верить, вернее, не нужно их искать, не нужно жадно стремиться — а где что произошло, я пойду, узнаю, приложусь, облобызаю... Внутри у нас есть всё, что необходимо для веры, только нужно это раскопать. Господь говорит: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Нужно верить глубиной существа своего, о чём говорит главнейшая, начальственная заповедь: Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 5). Такая вера не требует чудес. Для такой веры весь мир — чудо. И то, что весна наступит, — это будет чудо; и то, что первый снег упадёт и земля покроется белым покровом, будет чудо; и то, что малыш играет на детской площадке и лепечет, — тоже чудо. Мы живём в чудесах, как рыба в воде. Человек, который желает ещё чудесных чудес — у него нет веры. У него есть развратное сердце, о котором Господь сказал: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему (Мф. 12, 39). Поэтому, дорогие христиане, и говорил Авраам богачу, находящемуся в аду: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16, 29). А у нас есть Моисей и пророки? Конечно. У нас есть не только они, у нас есть Сам Христос. Мы имеем и Ветхий Завет, и Новый Завет. Здесь говорится о том, что даже имея Ветхий Завет, можно иметь веру в будущее воскресение, веру в будущую жизнь, иметь здравый образ мыслей и, соответственно, здравый образ жизни. Потому что образ мыслей и образ жизни связаны между собой прочнейшей цепью. А мы имеем больше. Кроме Моисея, у нас есть Христос Спаситель, есть апостолы и Богоматерь. Мы имеем гораздо больше, чем имели иудеи. Поэтому нам не нужно чудес. И мы можем, владея этим компасом, направлять своё плавание по житейскому морю, стремясь к этому тихому пристанищу, к этой тихой бухте радости — Царствию Небесному, где мы должны сойти на берег и возвеселиться. Так что, братья и сёстры, эта притча, пожалуй, — одна из самых глубоких. Вначале я сказал, что чувствую себя перед ней как голодный человек за накрытым столом, потому что святой Иоанн Златоуст произнёс четыре слова на притчу о богаче и Лазаре, четыре пространнейших слова. Он дотошно исследовал каждый оборот речи, считая, что здесь каждое слово ладно, красиво и многозначительно. Например, он уверен: очень важно то, что Лазарь называется по имени, а богач имени не имеет. Иметь имя — это очень важно в библейской традиции. Как говорится в псалмах, Он исчисляет количество звёзд; всех их называет именами их (Пс. 146,4). И в Евангелии говорится, что пастырь своих овец зовёт по имени. Для животновода или какого-нибудь чиновника в кабинете скот исчисляется поголовьем — столько-то голов рогатой скотины, столько-то голов парнокопытных. А для настоящего пастыря, для хозяина каждая овечка имеет имя, и корова, и собака, и кошка, и петушок. Для Господа нашего нет безымянных тварей, Господь нас всех зовёт по имени. А если кто-нибудь имени не имеет, значит, он не имеет ценности в глазах Господа, значит, он почти что и не существует. Лазарь, гнойный бедняк, имел имя, а богач имени не имел. Значит, можно думать, что многие, о которых сейчас пишут в газетах, многие, чьи имена у всех на устах, перед Богом не имеют имён. Господь как будто забыл о них. Они доживут своё, а потом канут в бездну и из ада будут молиться о своих братьях. А некоторые гнойные люди, паршивые и дурно пахнущие, перед Богом имеют имя, что очень важно, братья и сёстры. Ведь иметь имя в Божьих устах означает не просто жить, а жить вечно. В притче о богаче и Лазаре каждое слово, подобно лепесточку в роскошном букете, по-своему пахнет. Эта притча очень глубока. Это 16-я глава Евангелия от Луки... Мы с вами рано или поздно вступим в ту область, в которой всё откроется.
Всё внезапно озарится,
Что казалося темно.
Встрепенётся, пробудится
Совесть, спавшая давно.
И тогда она укажет
На земное бытие —
Что он скажет,
Что он скажет
В оправдание своё?
Это стихи поэта Апухтина. Мы вступим в эту область рано или поздно, и всё узнаем, всё поймем, отпадут все вопросы, недоумения. Зачем мы приходим в храм? Чтобы узнать об этом заранее. Чтобы смерть нас не вырвала из жизни, как хозяин огорода вырывает редиску из грядки. Чтобы мы уходили в ту жизнь сознательно и спокойно, с верой и надеждой, с крестным знамением, с всепрощением и с молитвой. Потому что нас ждёт великая, роскошная, нескончаемая будущая реальность, которая уже существует, но мы пока к ней не готовы. Если бы мы были к ней готовы, мы бы в неё уже вошли. Но мы пока живём здесь и благодарим Бога, и радуемся Божьим дарам, которые нам здесь отмеряны. Свежему воздуху, падающему и кружащемуся в воздухе листу, хлебу на столе — всему мы радуемся, потому что это всё Божьи дары. Но нужно к будущей жизни готовиться, братья и сёстры, нужно, чтоб мы были не там, где богач, а там, где Лазарь. Богат ли ты, беден — это неважно. Важно, чтобы ты жил по вере и по сердцу и использовал своё состояние как некий билет в Царство Небесное. Если тебе плохо — терпи, если ты беден — не завидуй, если богат— благотвори, если талантлив — служи талантами своими тем, кто этих талантов лишён. То есть используй то, что Господь тебе дал, чтобы войти в вечную радость, в радость Господа твоего.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author