petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Господь предрекает о Своей смерти и воскресении и учит о несении креста (Мф. 16; Мк. 8; Лк. 9 гл.)  

Авторы: святитель Феофан Затворник; архиепископ Аверкий (Таушев)

Человеку свойственно беречь свою жизнь, избегать страданий и стремиться к благополучию, к жизненным удовольствиям и наслаждениям. Это путь, на который пытается увлечь людей диавол, желающий их погибели. Но не таков путь Христа и Его истинных последователей. Аще кто хощет по Мне ити, то есть быть истинным последователем Моим, говорит Христос, да отвержется себе, пусть отречется от себя, откажется от своей естественной воли и стремлений, и возьмет крест свой, то есть настроит себя так, чтобы ради Христа быть готовым на все лишения, страдания и даже смерть, и по Мне грядет, подражает Христу в Его подвиге самоотречения, самоотвержения. Иже бо аще хощет душу свою спасти в смысле устроения своего жизненного благополучия, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, кто не жалеет себя ради Христа, обрящет ю – только тот сохранит свою душу для вечной жизни. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, то есть достигнет всех почестей и наслаждений мира, приобретет все его тленные сокровища в свое распоряжение, душу же свою отщетит? Душа человека драгоценнее всех сокровищ мира и погубленную душу уже ничем нельзя выкупить, никакими земными богатствами – что даст человек измену за душу свою? (Мф. 16, 26). С мыслью о вечной гибели людей, старающихся сохранить себя лишь для этого мира, Господь соединяет мысль о Втором и страшном Пришествии Своем, когда каждый получит воздаяние за «дела свои». Мысль важная, опровергающая утверждения протестантов и сектантов, отрицающих значение добрых дел для спасения. Евангелисты Марк и Лука передают в связи с этим еще другие важные слова Господа: иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, то есть сочтет для себя постыдным находиться в числе Моих учеников и, в частности, исполнять заповедь о несении креста своего, – то и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми, то есть откажется признать его Своим последователем на Страшном Суде. «Не стыдись исповедать Господа Исуса Христа воплотившимся Сыном Божиим и искупившим Своею крестною смертью, воскресением же и вознесением Своим открывшим нам вход в Царство Небесное. Если ты постыдишься, то и Он постыдится тебя, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет. Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священство молчит. И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле ― спасении ― исключена из круга речей, принятых в обществе. Что же, скажете, неужели только и говорить, что об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят ли христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям. Пересмотрите все журналы, о чем только там не пишут? Но повести речь по-христиански никому нет охоты. Мудрёное время!» (святитель Феофан Затворник). Закончил Господь эту беседу знаменательными словами: Суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, Дóндеже видят Сына Человеческаго, грядуща во Царствии Своем. Эти слова давали и дают повод некоторым видеть в них указание на близость Второго Пришествия Христова и соблазняться тем, что они не исполнились. Два другие евангелиста, Марк и Лука, разъясняют, как надо правильно понимать эти слова: св. Лука последние слова Господа передает так: Дондеже видят Царствие Божие, а св. Марк их дополняет: дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе. Из этих слов видно, что речь тут не о Втором Пришествии Христовом, а об открытии Царствия Божия, то есть благодатной силы его на земле среди верующих, или об учреждении Церкви Христовой: Царствие Божие, пришедшее в силе ― это есть Церковь, основанная Господом, распространение которой по всему лицу земли сподобились видеть многие из учеников и современников Господа.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author