petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Икона Божией Матери Старорусская

Авторы: Евгений Поселянин, Валерий Мельников, Надежда Дмитриева

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас и сподоби, недостойных, поднять и нести в город пречистый образ Твой (молитва жителей Старой Руссы). Старорусской она называется потому, что первоначально долгое время находилась в городе Старая Русса. По преданию, она была принесена греками из Ольвиополя (в Херсонской губ., в устье Южного Буга) в Старую Руссу еще в первые времена христианства и здесь пребывала до половины XVII столетия. Город находился на старом пути из варяг в греки. Существует ещё две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой ― в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года, за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства. Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах. Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
Около этого времени (1656 г) в Старой Руссе и Тихвине Новгородской губернии начала свирепствовать моровая язва (холера). Одному благочестивому жителю города Тихвина было откровение, что язва прекратится только тогда, когда находящаяся в Старой Руссе чудотворная Старорусская икона Богоматери будет перенесена в Тихвин, а Тихвинский образ Богородицы будет отправлен в Старую Руссу. Когда об этом откровении стало известно в народе, то все потребовали, чтобы повеление свыше было исполнено. Желание народа было удовлетворено, и моровая язва прекратилась, эпидемия закончилась. Старорусская икона находилась в Тихвине очень долгое время. Около двухсот лет стояла она здесь в одной церкви. Жители Тихвина не желали возвращать чудотворного образа старорусским жителям, считая его своей неотъемлемой святыней. Они разрешили только снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 (или 1788) года и была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. Однако жители Старой Руссы не хотели мириться с таким положением вещей. Неоднократно они обращались с прошениями к высшей церковной власти и ходатайствовали о возвращении их святыни в Старую Руссу. Многие годы, с августа 1805 г. между двумя городами шёл спор, где быть иконе. До 1888 года спор этот между Тихвином и Старой Руссой постоянно разрешался в пользу первого. Наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. 18 сентября Старорусская икона была торжественно, крестным ходом, внесена в город и встречена всем народонаселением Старой Руссы. Она была поставлена в соборном храме мужского Старорусского монастыря. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября. После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы (копия с копии чтимого первоявленного образа), который находится в Георгиевской церкви на левом клиросе перед иконостасом. Старорусская икона Богоматери отличается большими размерами: ширина ее около 3 аршин, а в высоту она имеет 3 аршина и 14 вершков. Первый образ иконы совмещал черты двух близких между собою иконографических типов — Тихвинской и Грузинской Богородицы. На списке из Георгиевской церкви.верхняя часть торса и лик Младенца развёрнуты влево, в правой руке — свиток, левая поднесена к лицу в знак сокрушения и печали о людских грехах. Такой тип стилистически и композиционно восходит к эпохе Ивана Грозного.
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author